Архитектура Санкт-Петербурга
Материал из Documentation.
Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга XVIII — начала XX веков, строгие прямые улицы, просторные площади, обилие садов, парков и фонтанов, реки и многочисленные каналы, набережные и мосты, узорчатые ограды, памятники придают городу уникальный характер. Центр Санкт-Петербурга включён в список Всемирного наследия (охранная зона в 2013 составила 3934 га).[1]
[править] История
Организующим началом в первоначальном развитии Санкт-Петербурга, по замыслу российского царя Петра I и по образцу Амстердама и Венеции, стали водный простор Невы и ансамбли Петропавловской крепости на Заячьем о-ве и Адмиралтейской крепости на левом берегу Невы (укрепления сооружены в 1705 году, не сохранились). Вначале центр формировался на правом берегу Невы, на Берёзовом (ныне Петроградском) о-ве. Здесь из дерева построены домик Петра I (1703; футляр 1844, арх. Р. И. Кузьмин), Троицкий собор (1709-11), Гостиный двор (1713-14), Сенатские коллегии (1714; все не сохранились). В 1706 году был прорыт канал вокруг Кронверка.[2]
В 1706 году была создана Городовая канцелярия под рук. У. А. Сенявина (с 1723 Канцелярия от строений). После царского указа (нояб. 1709) появляются первые каменные (палаты Г. И. Головкина, 1710; 2-й Зимний дворец на Петровском о-ве, 1711; оба не сохр.) и кирпичные здания, хотя превалировали мазанковые. В 1714 указом Петра I запрещалось каменное строительство везде, кроме С.-П. (запрет частично снят в 1721). В 1715 издан указ о замощении улиц. В 1714 созданы «образцовые» проекты (арх. Д. Трезини) жилых домов для «зажиточных» (кирпичные) и «подлых» (с дерев. каркасом и заполнением глиной), а в 1716 — для «именитых» (арх. Ж. Б. Леблон; указ 1712 года обязал переехать в город около 1,2 тыс. дворян). С 1717 C.-П. застраивался по регулярному плану Д. Трезини (пл. города 12 км2). Адм.-обществ. центр намечался на Васильевском о-ве, где в духе петровского барокко были сооружены: кирпичный дворец А. Д. Меншикова (1710-12, арх. Дж. М. Фонтана, 1713-20, Г. И. Шедель и др.; зап. крыло 1720-21; восточное — 1758-60; ныне филиал Эрмитажа), здания Кунсткамеры, Двенадцати коллегий (1722-42, архитекторы Д. Трезини, с 1734 — Дж. Трезини, М. Г. Земцов, Т. Швертфегер; с 1835 °C.-Петерб. ун-т) и др. В 1721-22 в зап. части острова сооружена Галерная гавань. С 1710-х годов активнее застраивался левый берег Невы. В 1710-12 в Летнем саду построен Летний дворец Петра I (арх. Д. Трезини, рельефы А. Шлютера, 1713-14); основан Литейный двор, в 1712 — Галерный двор (с 1800 Новое Адмиралтейство; ныне часть Адмиралтейских верфей). Возросла роль Адмиралтейства. Между Невой и Мойкой (по которой в 1717 проходила граница города) прорыты каналы: Лебяжий (1716-21), Крюков (1717—1719, часть засыпана в 1842) и Ново-Адмиралтейский (1720, б. ч. засыпана в 1842), Зимняя канавка (1718—1719). В 1718-21 по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева проведён Лиговский канал длиной 23 км между р. Саморойка и водотоками Таврического сада и р. Лига (Дудергофка; ныне частично засыпан). Построены палаты А. В. Кикина (1714-20), дворец Ф. М. Апраксина (1716, арх. Ж. Б. Леблон), 3-й Зимний дворец (1716-20, арх. Г. И. Маттарнови). На острове при слиянии Невы, Фонтанки и Екатерингофки возведён 3-этажный Подзорный дворец (1722-31, голл. арх. С. ван Звитен, Земцов); на берегу Екатерингофки — дерев. дворцы Екатерингоф (1711), Анненгоф и Елизаветгоф (кон. 1710-х годов, все не сохр.). Важную градостроит. роль играли церкви преим. базиликального типа с высокими шпилями: Св. Сампсона Странноприимца на правом берегу Большой Невки (1709-10; разобрана в 1737), Петропавловский собор (1712-33, арх. Д. Трезини), ц. Св. Исаакия Далматского (1717-24, Маттарнови, Н. Гербель; не сохр.). В 1710 в 4 км к юго-востоку от города, на левом берегу Невы, основан монастырь в честь Св. Троицы и Св. Александра Невского (с 1797 Александро-Невская лавра).[3]
Образованная после пожаров 1736-37 Комиссия о С.-Петерб. строении (под рук. гр. Х. А. Миниха; гл. арх. П. М. Еропкин) разработала план, по которому центр города закреплялся на Адмиралтейской стороне. Образована 3-лучевая система улиц (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая ул.), расходящихся от шпиля (выс. 72 м) центр. корпуса Главного Адмиралтейства. Проложена Садовая ул. с Сенной и Покровской (ныне пл. Тургенева) площадями. В 1737 юж. границей стала р. Фонтанка. В духе аннинского барокко построены: 4-й Зимний дворец (1732-36, арх. Б. Ф. Растрелли, разобран в 1754), дома гр. Ф. А. Апраксина (1736-37, арх. Г. Крафт), А. Л. Нарышкина (1736-38). Среди храмов этого времени: Сампсониевский собор (1728-40), церкви Святых Симеона и Анны (1731-34), Рождества Богородицы (1733-37, разобрана в 1811; обе — арх. Земцов), Св. вмч. Пантелеимона (1735-39, арх. И. К. Коробов), Трёх Святителей (1740-60, Дж. Трезини). В стиле елизаветинского барокко возведены Аничков дворец (1741-53, архитекторы Земцов, Растрелли; перестроен в классицистич. стиле в 1776-78, И. Е. Старов), Летний дворец (1741-45, разобран в 1796), дворцы гр. М. И. Воронцова (1750-е годы), гр. С. Г. Строганова (1753-60, все — Растрелли; ныне филиал ГРМ), гр. П. Б. Шереметева на Фонтанке (1750-55, архитекторы С. И. Чевакинский, Ф. С. Аргунов; в нём с 1989 — Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме), И. И. Шувалова (1753-55, Чевакинский), совр. Зимний дворец (1754-62), ансамбль Смольного монастыря (оба — Растрелли), Благовещенская ц. (1750-62), 5-главый Никольский морской собор (1753-62, Чевакинский), Андреевский собор (1764-79, арх. А. Ф. Вист). Черты барокко ещё присутствуют во дворце гр. К. Г. Разумовского (1762-66, архитекторы А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот).[4]
С 1760-х годов происходит переход к классицизму. По плану Б. Ф. Растрелли, но в новом стиле построен Гостиный двор (1757-85, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот). В 1769 утверждён новый план города, разработанный Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы под рук. арх. Ал. В. Квасова (см. в ст. Квасовы). В нём закреплены и развиты идеи регулярной планировки, лёгшие в основу дальнейшей застройки С.-П. Между Мойкой и Фонтанкой прорыты каналы Екатерининский (ныне Грибоедова; по руслу р. Кривуши; 1764-90), Никольский (ныне часть Крюкова канала; 1780-87); в 1804-32 заново устроен Обводный канал. Созданы набережные: Невы перед Зимним дворцом (1764-67, арх. И. Л. Росси, мастер Т. И. Насонов), Фонтанки (1780-89), Мойки (1797—1810). Среди памятников раннего классицизма — католич. собор Св. Екатерины (1763-83, архитекторы Валлен-Деламот, А. Ринальди), осн. часть здания петерб. АХ (см. Российская академия художеств; 1764-71, А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот), ансамбль о. Новая Голландия (1765-88, С. И. Чевакинский, Валлен-Деламот, И. Герард), лютеранская (1768-71) и арм. (1771-79) церкви Св. Екатерины, лютеранская ц. Св. Анны (1775-79, все — Ю. М. Фельтен), дворец гр. А. П. Шувалова (1770-е годы, Валлен-Деламот; перестроен в 1830-38 при Юсуповых), Большой (Каменный) театр (1775-83, Ринальди; после 1886 перестроен в здание Санкт-Петербургской консерватории). Сложную строит. историю имеют Князь-Владимирский собор (1741-42, архитекторы М. Г. Земцов, П. Трезини; достроен в 1766-72, Ринальди, и в 1783-89, И. Е. Старов), собор Владимирской иконы Божией Матери (гл. барочная часть — 1761-69, предположительно архитекторы Х. Кнобель, П. Трезини; колокольня — 1783, 1848; притвор — 1831), усадьба А. А. Безбородко в Полюстрове (1773-77, арх. В. И. Баженов, перестроена в 1783-84, арх. Дж. Кваренги; ограда из 29 львов, нач. 19 в.), дача Дурново (1785-86, арх. Н. А. Львов; перестроена в 1813-14; восстанавливается с 2014). В стиле зрелого классицизма построены Таврический дворец (1783-89, арх. Старов), здания С.-Петерб. АН (1783-85), Ассигнационного банка (1783-90), дворец кн. Н. Б. Юсупова (1789-93; все — Кваренги), почтамт (1782-89, Львов), дворец графов Бобринских (1792-96, Л. Руска), Морской кадетский корпус (1796-98), Мальтийская капелла (1798—1800, Кваренги) и др.[5]
В кон. XVIII — 1-й пол. XIX вв. созданы грандиозные ампирные ансамбли, придавшие своеобразие и величественность центральной части города: Стрелка Васильевского о-ва (план 1803—1804, арх. А. Д. Захаров) со зданием Биржи (1805-10, арх. Ж. Ф. Тома де Томон), пакгаузами (1826-32, арх. И. Ф. Лукини) и двумя ростральными колоннами (1806); Дворцовая площадь с Зимним дворцом, зданиями Гл. штаба (1819-29, арх. К. И. Росси; с аркой в память завершения Отечественной войны 1812; скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов) и штаба Гвардейского корпуса (1837-43, арх. А. П. Брюллов) и Александровской колонной в центре; Сенатская пл. со зданиями Сената и Синода (1829-34, арх. И. Л. Росси; объединены аркой) и памятником Петру I («Медный всадник»; 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе, при участии М. А. Колло и Ф. Г. Гордеева); Исаакиевский собор с прилегающей территорией (Конногвардейский манеж, 1804—1807, арх. Дж. Кваренги; дом кн. А. Я. Лобанова-Ростовского, 1818-20, арх. О. Монферран); Михайловская пл. (ныне пл. Искусств; с Михайловским дворцом, 1819-25, Росси; ныне Русский музей); ансамбль открытой на Невский просп. Александринской пл. (ныне пл. Островского; с Александринским театром и Публичной б-кой, 1796—1801, арх. Е. Т. Соколов, достроена в 1828-32; ныне РНБ), Театральной ул. (ныне ул. Зодчего Росси) и выходящей на Фонтанку полукруглой пл. Чернышёва (ныне пл. Ломоносова; 1828-34); Марсово поле с Мраморным дворцом (1768-85, арх. А. Ринальди; ныне филиал ГРМ), памятником А. В. Суворову (1799—1801, скульптор М. И. Козловский) и казармами Павловского полка (1817-19, арх. В. П. Стасов); Инженерный замок с памятником Петру I (1743-47, установлен в 1800, скульптор К. Б. Растрелли), павильонами (1798—1800, архитекторы В. И. Баженов, В. Бренна), манежем и конюшнями (фасады 1823-24, Росси). В период расцвета ампира также возведены Казанский собор, Горный ин-т (1806-11, оба — арх. А. Н. Воронихин), Смольный институт, Адмиралтейство, ц. Св. вмц. Екатерины (1811-23, арх. А. А. Михайлов), католич. храм Св. Станислава (1823-25, арх. Д. И. Висконти); по проектам арх. В. П. Стасова после наводнения 1824 — 5-главые Спасо-Преображенский (1827-29; ограда из трофейных пушек русско-турецкой войны 1828-29) и Троицкий (Измайловский; 1828-35) соборы, Нарвские (в память победы в Отеч. войне 1812; 1827-34; с 1987 музей; увенчаны медной колесницей с фигурой Славы, скульпторы С. С. Пименов, П. К. Клодт) и Московские (в честь побед в рус.-тур. войне 1828-29; 1834-38, скульптор Б. И. Орловский) триумфальные ворота. В 1817-23 перестроен комплекс Конюшенного двора (арх. Стасов). Под музей в 1826-31 перестроен дом гр. Н. П. Румянцева (арх. В. А. Глинка; горельеф И. П. Мартоса). В 1833 к городу присоединены острова Елагин, Крестовский, Каменный, Гутуевский и Резвый, расширены Выборгская и Каретная части. На Елагином о-ве построен дворцово-парковый ансамбль Елагина дворца; на Каменном о-ве — дворец вел. кн. Павла Петровича (1776-80, архитекторы Ю. М. Фельтен, Дж. Кваренги), ц. Рождества Иоанна Предтечи в готизирующем стиле (1776-78, Фельтен), дерев. театр (1827, арх. С. Л. Шустов; заново построен в 1843-44, арх. А. К. Кавос), дачи (в том числе принца П. Г. Ольденбургского, 1831-33, Шустов, разобрана в 1982, восстановлена к 1989).[6]
В сер. 19 — нач. 20 вв. город продолжал активно расти: население увеличилось с 523 тыс. чел. (1853) до 2,4 млн чел. (1917); площадь столицы выросла с 54 км2 (1828) до 105,4 км2 (1917). Увеличилась плотность заселения города, который теперь застраивался доходными домами, зданиями контор, вокзалов, гостиниц, банков, больниц, учебных заведений, торговыми (с 1841 строились пассажи), театрально-зрелищными (цирк Г. Чинизелли, 1876-77, арх. В. А. Кенель; ныне Санкт-Петербургский цирк) и выставочными (музей Центр. уч-ща технич. рисования барона А. Л. Штиглица, 1885-95, арх. М. Е. Месмахер) зданиями. Указом имп. Николая I 1844 (отменён в 1917) высота фасадов гражд. зданий ограничена высотой карниза Зимнего дворца (23,5 м). В сер. 19 в. появились постройки в духе эклектизма: Мариинский дворец (1839-44, арх. А. И. Штакеншнейдер), Новый Эрмитаж в неогреческом стиле (1842-51, арх. Л. фон Кленце), необарочные дворцы князей Белосельских-Белозерских (1846-48), вел. кн. Михаила Николаевича (ныне Ин-т истории материальной культуры и Ин-т вост. рукописей РАН; 1857-61; оба — Штакеншнейдер), особняк кн. З. И. Юсуповой на Литейном просп. (1852-58, архитекторы Г. А. Боссе и Л. Л. Бонштедт), Мариинский театр. В духе неоренессанса построены: Московский вокзал (1844-51, арх. К. А. Тон), дом гр. Н. А. Кушелева-Безбородко (1840-е годы, Боссе; фасад — 1857-62, арх. Э. Я. Шмидт), дворцы вел. кн. Николая Николаевича Старшего (1853-61, арх. Штакеншнейдер), вел. кн. Владимира Александровича (1867-71, арх. А. И. Резанов; ныне Дом учёных им. М. Горького РАН). В т. н. стиле Людовика XVI работали Р. А. Гедике, Л. Н. Бенуа (здание Придворной певческой капеллы, 1886-89). Большой вклад в развитие жилой архитектуры внесли П. Ю. Сюзор, мастера кирпичного стиля В. А. Шрётер и И. С. Китнер. В 1877-90-е годы застроена Адмиралтейская набережная. В строительстве пром. зданий применялись металлич. конструкции.[7]
В русско-византийском стиле построены церкви: 5-главые Св. Екатерины (1831-37, арх. К. А. Тон, снесена в 1929), Спаса Нерукотворного на Волковском кладбище (1837-42, архитекторы В. И. Беретти, Ф. И. Руска; перестроена) и др. В русском стиле — храм Спаса на крови, церкви Покровская (1891-93, арх. Н. Н. Никонов; с 2012 подворье Антониево-Дымского мон.), Богоявленская на Гутуевском о-ве (1891-99), Успенская подворья Киево-Печерской лавры (1895—1900; с 1991 подворье Оптиной пустыни; арх. Вас. А. Косяков), Шестоковской иконы Божией Матери (1897—1900, Никонов), Св. Исидора Юрьевского и Свт. Николая Эстонского братства (1903—1906, арх. А. А. Полещук). В неовизантийском стиле построена церковь в честь иконы Божией Матери «Милующей» в Галерной гавани (1889-98, архитекторы Косяков, Д. К. Пруссак). Храмы др. конфессий и религий также строились в исторических стилях: лютеранские церкви Св. Петра на Невском просп. (1833-38, арх. А. П. Брюллов) и шведская Св. Екатерины (1863-67, арх. К. К. Андерсон; в стиле неоготики); Большая хоральная синагога в мавританском стиле (1883-93, архитекторы Л. И. Бахман, И. И. Шапошников). Созданы ансамбли женских монастырей: Воскресенского Новодевичьего (1845, закрыт в 1925, возрождён в 1995; 5-главый Воскресенский собор, 1849-61, архитекторы Н. Е. Ефимов, Н. А. Сычёв; Казанская ц. в неовизантийском стиле, 1908-12, арх. Косяков) и Иоанновского ставропигиального мон. (основан в 1901 св. Иоанном Кронштадтским, закрыт в 1923, возобновлён в 1991; собор 12 Апостолов, 1900—1902, арх. Никонов).[8]
В 19 в. строились многочисл. мосты: через Мойку — Зелёный, Красный, Поцелуев, Синий (все — нач. 19 в., арх. В. И. Гесте), через канал Грибоедова — цепные Банковский и Львиный (1825-26, инж. В. Треттер), через Фонтанку — Аничков (1841, инж. И. Ф. Буттац и др.; бронзовые группы П. К. Клодта установлены в 1841 и 1850), через Неву — металлические Благовещенский (1843-50, не сохр.), Литейный (1875-79, инж. А. Е. Струве), Троицкий (1897—1903, франц. архитекторы В. Шаброль, Р. Патульяр и др.). В 19 — нач. 20 вв. сооружены гранитные набережные Невы (в том числе Университетская с др.-егип. сфинксами 14 в. до н. э., установлены в 1834; Петровская со львами из маньч. г. Гирин, установлены в 1907). Перед Адмиралтейством открыт Александровский сад (1874) с фонтаном (1876-77) и памятниками.[9]
В нач. 20 в. в стиле модерн построены торговый дом «Братья Елисеевы» (1901—1903, арх. Г. В. Барановский), Витебский вокзал (1900—1904, арх. С. А. Бржозовский), дом компании «Зингер» (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор), Гаванский рабочий городок (архитекторы Н. В. Дмитриев, В. А. Фёдоров), особняк М. Ф. Кшесинской (арх. А. И. фон Гоген; ныне Гос. музей политич. истории России), собств. дерев. дом арх. Р. Ф. Мельцера (все 1904—1906), здание Азовско-Донского коммерч. банка (1907-13) и гостиница «Астория» (1911-12; оба — арх. Ф. И. Лидваль), мост Имп. Петра Великого (ныне Большеохтинский; 1908-11), торговый дом «Мертенс» на Невском просп. (1911-12, арх. М. С. Лялевич), пассаж на Литейном просп. (1912-13, арх. Н. В. Васильев), дом Розенштейна (1913-17, арх. А. Е. Белогруд). В стиле неоклассицизма возведены: дача А. А. Половцова (1911-13), особняк Абамелек-Лазаревых (1913-15; оба — арх. И. А. Фомин), доходные дома на Каменноостровском просп. (среди них — т. н. дом Бенуа, 1911-12, архитекторы Л. Н., Ю. Ю., Альберт Н. Бенуа, А. И. Гунст). В подражание нарышкинскому барокко построена Воскресенская ц. у Смоленского кладбища (1901—1904, арх. В. А. Демяновский). В неороманском стиле — костёл Лурдской Божией Матери (1906—1909, архитекторы Л. Н. Бенуа, М. М. Перетяткович). В стилистике петровского барокко построены Гор. училищный дом им. Петра Великого (1910-12, арх. А. И. Дмитриев), Школа нар. иск-ва (1914-15, архитекторы И. Ф. Безпалов, Н. Е. Лансере). В неорусском стиле проектировали В. А. Покровский, Г. Д. Гримм (ц. Воскресения Христова на Обводном канале, 1904—1908, совм. с Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуном), С. С. Кричинский (собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери, 1911-13, восстановлен в 2006-13), А. П. Аплаксин (шатровая ц. Св. митр. Петра подворья Творожковского мон., 1911-12), Перетяткович и др. Под влиянием модерна возведена соборная мечеть (1910-20, архитекторы Васильев, Кричинский, фон Гоген).[10]
В 1920-е годы застройка Петрограда продолжилась по проектам Архит. мастерской по урегулированию Петрограда и его окраин (с 1919; под рук. И. А. Фомина): проекты планировки Выборгской стороны, Нарвского р-на, Охты, Петроградской стороны, Васильевского о-ва; «Схема зонирования застройки Петрограда» (1921). Построены первые жилые комплексы для рабочих: Серафимовский городок (ныне на просп. Стачек; 1925-27, архитекторы А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), Палевский жилой массив в Володарском р-не (1926-27, архитекторы А. И. Зазерский, Н. Ф. Рыбин). В духе ленингр. школы конструктивизма строились жилые дома (Дом политкаторжан, 1929-31, архитекторы Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков), Дворцы культуры (им. А. М. Горького, 1925-27, архитекторы Гегелло, Д. Л. Кричевский; им. С. М. Кирова, 1930-37, архитекторы Н. А. Троцкий, С. Н. Козак), райсоветы (Кировский, 1931-35, арх. Троцкий; Московский, 1931-35, арх. И. И. Фомин и др.), лечебные учреждения (профилакторий текстильщиков, 1928-30, арх. Л. В. Руднев и др.), школы, фабрики-кухни, фабрики и т. д. По генпланам 1932-34, 1935-36 (архитекторы Л. А. Ильин, Е. И. Катонин, Л. М. Тверской) и 1938-40 (архитекторы Н. В. Баранов, А. И. Наумов) сохранялась существующая планировка центра и создавались новые районы на свободных территориях (площадь города в 1935 достигла 313,8 км2), гл. обр. на юге и востоке — часть совр. Московского просп. (1937-40, архитекторы Гегелло, Симонов, Е. А. Левинсон, Фомин, Вяч. В. Попов и др.), Автово (1936-41, арх. А. А. Оль, С. Е. Бровцев и др.), Малая Охта (1936-41, архитекторы Симонов, Б. Р. Рубаненко и др.), Щемиловка (1937-40, архитекторы Левинсон, Фомин, С. И. Евдокимов и др.). Возведён Дом советов (ныне на Московском просп.; 1936-41, арх. Троцкий и др.). В стиле сов. неоклассицизма построены: Театр им. Ленинского комсомола (1933-39, Н. А. Митурич, В. П. Макашов; с 1991 Театр-фестиваль «Балтийский дом»), Володарский райсовет (ныне здание администрации Невского р-на; 1937-40, архитекторы Левинсон, Фомин, Г. Е. Гедике), кинотеатры «Гигант» (1934-35, архитекторы Гегелло, Кричевский и др.), «Москва» (1937-39, Л. М. Хидекель).[11]
После Великой Отечественной войны город восстанавливался и развивался по генплану 1944-48 (архитекторы Н. В. Баранов, А. И. Наумов и др., откорректирован в 1951). В окт. 1945 заложены Московский (архитекторы Е. И. Катонин, В. Д. Кирхоглани; Аллея Героев, памятники с 1948) и Приморский (на Крестовском о-ве, архитекторы А. С. Никольский, В. В. Степанов, В. В. Медведев) парки Победы. Застроены Приморский просп. (1946-51, архитекторы Н. В. Баранов, О. И. Гурьев и др.), просп. Стачек (1951-55, арх. В. А. Каменский и др.), просп. Энгельса со Светлановской пл. В 1948-51 построен аэровокзал Пулково (архитекторы А. И. Гегелло, Н. Н. Лансере и др.). Создана пл. Ленина с Домом Советов Калининского р-на (1952-55, арх. Баранов) и Финляндским вокзалом (1958-60, архитекторы Баранов, Я. Н. Лукин, П. А. Ашастин, инж. И. А. Рыбин). С 1941 строится метрополитен; в 1955 открыта 1-я очередь от ст. «Площадь Восстания» (архитекторы И. И. Фомин, Б. Н. Журавлёв, В. В. Ганкевич) до «Автово» (архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке). В 1960 заложен Южно-Приморский парк.[12]
По генплану 1962-66 (архитекторы В. А. Каменский, А. И. Наумов, Г. Н. Булдаков и др.) сложились ансамбли площадей Победы (1963-83; гостиница «Пулковская», 1981, архитекторы С. Б. Сперанский, В. С. Волонсевич; фин. арх. И. Вильяка) и Александра Невского (мост через Неву, 1960-65, арх. А. В. Жук и др.; гостиница «Москва», 1974-77, арх. Д. С. Гольдгор и др.). В 1960-80-е годы сформировались новые крупные жилые массивы. Среди значит. обществ. зданий этого времени: Большой концертный зал «Октябрьский» (1964-67, архитекторы В. А. Каменский, А. В. Жук, Ж. М. Вержбицкий), перед которым в 1967 установлена группа «Октябрь» («Октябрьская революция», 1927, скульптор А. Т. Матвеев); Дворец спорта «Юбилейный» (1966-67, архитекторы Г. П. Морозов, И. П. Сусликов, А. Л. Левханьян, Ф. Н. Яковлев, инж. А. П. Морозов и др.), Ленингр. Дворец молодёжи (1969-79, архитекторы П. С. Прохоров, В. П. Тропин, А. П. Изоитко), Спортивно-концертный комплекс им. В. И. Ленина (ныне «Петербургский»; 1970-79, архитекторы Н. В. Баранов, И. М. Чайко, Яковлев, инж. Ю. А. Елисеев), Театр юных зрителей (1959-61, арх. А. В. Жук и др.), вокзалы (Морской, 1973-83, арх. В. А. Сохин и др.), Кораблестроит. ин-т (1978, архитекторы Э. С. Белят, Н. З. Матусевич и др.; ныне С.-Петерб. морской технич. ун-т). Утверждены новые генпланы развития города (1987, архитекторы Булдаков, В. Ф. Назаров и др.; 2005, Назаров), предполагающие строительство нового аэропорта Пулково (2010-14, арх. Н. Гримшо), Зап. скоростного диаметра (2005-16) и возможное расширение границ города (в сторону полигона «Ржевка» и др.). В 1998—2011 проложена Кольцевая автомобильная дорога (длиной 142 км). Среди построек нач. 21 в.: офисное здание «Лангензипен» (2006, арх. С. Э. Чобан), жилой комплекс «Дом у моря» (2008, архитекторы Чобан, Е. Л. Герасимов), ц. Ап. Петра на ул. Подвойского (2005-10), Коломяжская мечеть (2006—2009), выставочный комплекс Эрмитажа в вост. крыле Гл. штаба (2010), здание Академии танца Б. Эйфмана (2013, архит. бюро «Студия 44»), корпус Новой сцены Мариинского театра (2013, архит. бюро «Diamond Schmitt Architects»), небоскрёб «Лахта центр» (строится с 2012; архит. бюро RMJM и др.; выс. 462 м).[13]
На территориях, присоединённых к городу с 1917, сохранились: в левобережной части — усадьбы гр. М. И. Воронцова (1755-60, арх. А. Ринальди; в 1829 названа Новознаменкой), гр. И. Г. Чернышёва (1770-е годы, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот; в нач. 20 в. названа Александрино), Чесменские дворец (1774-77) и ц. Рождества Иоанна Предтечи в стиле неоготики (1777-80, оба — арх. Ю. М. Фельтен), усадьба кн. Е. Р. Дашковой Кирьяново (1783-84, арх. Дж. Кваренги), ротондальная Троицкая ц. с пирамидальной колокольней быв. усадьбы кн. А. А. Вяземского («Кулич и Пасха», 1785-87, арх. Н. А. Львов). На берегу р. Охта — ротондальная ц. Пророка Илии при Охтинских пороховых заводах (1782-85), усадьбы Донауровых Жерновка (1780-е годы, возможно, арх. Дж. Кваренги), А. А. Полторацкой «Уткина дача» (1790-е годы) и др. На севере С.-П. — ротондальная Благовещенская ц. (1805—1809, арх. В. О. Мочульский) и дерев. дача Шишмарёвых (1824-25, арх. А. И. Мельников) в Старой Деревне; Шуваловский парк с неоготич. ц. Святых апостолов Петра и Павла (1831-46, арх. А. П. Брюллов), дерев. дачей Г. Е. Месмахера (кон. 1870-х годов, арх. М. Е. Месмахер) и дачей гр. И. И. Воронцова-Дашкова (1912-15, арх. С. С. Кричинский); дерев. церкви Ап. Петра в Лахте (1893-94), Св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах (1905—1906, арх. А. А. Всеславин); буддийский храм (1909-15, арх. Г. В. Барановский) и др.[14]
На территориях, вошедших в адм. подчинение города, располагаются архитектурно-парковые ансамбли — в Петергофе, Ломоносове, Пушкине, Павловске, Стрельне; постройки Кронштадта, Красного Села, Зеленогорска, Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты и др.[15]
[править] Ссылки