Архитектура Санкт-Петербурга

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Ар­хитектурные ан­самб­ли Санкт-Петербурга XVIII — начала XX веков, стро­гие пря­мые ули­цы, про­сто­рные пло­ща­ди, оби­лие са­дов, пар­ков и фон­та­нов, ре­ки и мно­го­численные ка­на­лы, на­бе­реж­ные и мос­ты, узор­ча­тые ог­ра­ды, па­мят­ни­ки при­да­ют го­ро­ду уни­каль­ный ха­рак­тер. Центр Санкт-Петербурга вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия (ох­ран­ная зо­на в 2013 соста­ви­ла 3934 га).[1]

[править] История

Ор­га­ни­зую­щим на­ча­лом в пер­во­на­чаль­ном раз­ви­тии Санкт-Петербурга, по за­мыс­лу российского ца­ря Пет­ра I и по об­раз­цу Ам­стердама и Ве­не­ции, ста­ли вод­ный про­стор Не­вы и ан­самб­ли Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти на Зая­чьем о-ве и Ад­ми­рал­тей­ской кре­по­сти на ле­вом бе­ре­гу Не­вы (ук­ре­п­ле­ния со­ору­жены в 1705 году, не сохранились). Вна­ча­ле центр фор­ми­ро­вал­ся на пра­вом бе­ре­гу Не­вы, на Бе­рё­зо­вом (ны­не Пе­тро­град­ском) о-ве. Здесь из де­ре­ва по­строе­ны до­мик Пет­ра I (1703; фут­ляр 1844, арх. Р. И. Кузьмин), Тро­ицкий собор (1709-11), Гостиный двор (1713-14), Се­нат­ские коллегии (1714; все не сохранились). В 1706 году был про­рыт ка­нал во­круг Кронверка.[2]

В 1706 году была соз­да­на Го­ро­до­вая кан­целярия под рук. У. А. Се­нявина (с 1723 Кан­це­ля­рия от строе­ний). По­сле цар­ско­го ука­за (но­яб. 1709) по­яв­ля­ют­ся пер­вые ка­мен­ные (па­ла­ты Г. И. Го­ловкина, 1710; 2-й Зимний дворец на Пет­ров­ском о-ве, 1711; оба не сохр.) и кир­пич­ные зда­ния, хо­тя пре­ва­ли­ро­ва­ли ма­зан­ко­вые. В 1714 ука­зом Пет­ра I за­пре­ща­лось ка­мен­ное строи­тель­ст­во вез­де, кро­ме С.-П. (за­прет час­тич­но снят в 1721). В 1715 из­дан указ о за­мо­ще­нии улиц. В 1714 соз­да­ны «об­раз­цо­вые» про­ек­ты (арх. Д. Трезини) жи­лых до­мов для «за­жи­точ­ных» (кир­пич­ные) и «под­лых» (с де­рев. кар­ка­сом и за­пол­не­ни­ем гли­ной), а в 1716 — для «име­ни­тых» (арх. Ж. Б. Леблон; указ 1712 года обя­зал пе­ре­ехать в го­род около 1,2 тыс. дво­рян). С 1717 C.-П. за­с­т­раи­вал­ся по ре­гу­ляр­но­му пла­ну Д. Трезини (пл. го­ро­да 12 км2). Адм.-об­ществ. центр на­ме­чал­ся на Ва­силь­ев­ском о-ве, где в ду­хе пет­ров­ско­го барокко бы­ли со­ору­же­ны: кир­пич­ный дво­рец А. Д. Мен­ши­ко­ва (1710-12, арх. Дж. М. Фон­та­на, 1713-20, Г. И. Ше­дель и др.; зап. кры­ло 1720-21; вос­точ­ное — 1758-60; ны­не фи­ли­ал Эр­ми­та­жа), зда­ния Кун­ст­ка­ме­ры, Две­на­дца­ти кол­ле­гий (1722-42, ар­хи­тек­то­ры Д. Тре­зи­ни, с 1734 — Дж. Тре­зи­ни, М. Г. Зем­цов, Т. Шверт­фе­гер; с 1835 °C.-Пе­терб. ун-т) и др. В 1721-22 в зап. час­ти ост­ро­ва со­ору­же­на Га­лер­ная га­вань. С 1710-х годов ак­тив­нее за­страи­вал­ся ле­вый бе­рег Не­вы. В 1710-12 в Лет­нем са­ду по­стро­ен Лет­ний дво­рец Пет­ра I (арх. Д. Тре­зи­ни, рель­е­фы А. Шлю­те­ра, 1713-14); ос­но­ван Ли­тей­ный двор, в 1712 — Галерный двор (с 1800 Но­вое Ад­ми­рал­тей­ст­во; ны­не часть Ад­ми­рал­тей­ских вер­фей). Воз­рос­ла роль Ад­ми­рал­тей­ст­ва. Ме­ж­ду Не­вой и Мой­кой (по ко­то­рой в 1717 про­хо­ди­ла гра­ни­ца го­ро­да) про­ры­ты ка­на­лы: Ле­бя­жий (1716-21), Крю­ков (1717—1719, часть за­сы­па­на в 1842) и Но­во-Ад­ми­рал­тей­ский (1720, б. ч. за­сы­па­на в 1842), Зим­няя ка­нав­ка (1718—1719). В 1718-21 по про­ек­ту Г. Г. Скор­ня­ко­ва-Пи­са­ре­ва про­ве­дён Ли­гов­ский ка­нал дли­ной 23 км ме­ж­ду р. Са­мо­рой­ка и во­до­то­ка­ми Тав­ри­че­ско­го са­да и р. Ли­га (Ду­дер­гоф­ка; ны­не час­тич­но за­сы­пан). По­строе­ны па­ла­ты А. В. Ки­ки­на (1714-20), дво­рец Ф. М. Ап­рак­си­на (1716, арх. Ж. Б. Ле­б­лон), 3-й Зим­ний дво­рец (1716-20, арх. Г. И. Мат­тар­но­ви). На ост­ро­ве при слия­нии Не­вы, Фон­тан­ки и Екатерингофки воз­ве­дён 3-этаж­ный Под­зорный дворец (1722-31, голл. арх. С. ван Зви­тен, Зем­цов); на бе­ре­гу Ека­те­рин­гоф­ки — де­рев. двор­цы Ека­те­рин­гоф (1711), Ан­нен­гоф и Ели­за­вет­гоф (кон. 1710-х годов, все не сохр.). Важ­ную гра­до­стро­ит. роль иг­ра­ли церк­ви пре­им. ба­зи­ли­каль­но­го ти­па с вы­со­ки­ми шпи­ля­ми: Св. Самп­со­на Стран­но­при­им­ца на пра­вом бе­ре­гу Боль­шой Нев­ки (1709-10; ра­зо­бра­на в 1737), Пе­тро­пав­ловский собор (1712-33, арх. Д. Трезини), ц. Св. Исаа­кия Дал­мат­ско­го (1717-24, Мат­тар­но­ви, Н. Гер­бель; не сохр.). В 1710 в 4 км к юго-вос­то­ку от го­ро­да, на ле­вом бе­ре­гу Не­вы, ос­но­ван мо­на­стырь в честь Св. Трои­цы и Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (с 1797 Алек­сан­д­ро-Нев­ская лав­ра).[3]

Об­ра­зо­ван­ная по­сле по­жа­ров 1736-37 Ко­мис­сия о С.-Пе­терб. строе­нии (под рук. гр. Х. А. Ми­ни­ха; гл. арх. П. М. Ероп­кин) раз­ра­бо­та­ла план, по ко­то­ро­му центр го­ро­да за­кре­п­лял­ся на Ад­ми­рал­тей­ской сто­ро­не. Об­ра­зо­ва­на 3-лу­че­вая сис­те­ма улиц (Нев­ский и Воз­не­сен­ский про­спек­ты, Го­ро­хо­вая ул.), рас­хо­дя­щих­ся от шпи­ля (выс. 72 м) центр. кор­пу­са Глав­но­го Ад­ми­рал­тей­ст­ва. Про­ло­же­на Са­довая ул. с Сен­ной и По­кров­ской (ны­не пл. Тур­ге­не­ва) пло­ща­дя­ми. В 1737 юж. гра­ни­цей ста­ла р. Фон­тан­ка. В ду­хе ан­нин­ско­го барокко по­строе­ны: 4-й Зимний дворец (1732-36, арх. Б. Ф. Рас­трел­ли, ра­зо­бран в 1754), до­ма гр. Ф. А. Ап­рак­си­на (1736-37, арх. Г. Крафт), А. Л. На­рыш­ки­на (1736-38). Сре­ди хра­мов это­го вре­ме­ни: Самп­со­ни­ев­ский со­бор (1728-40), церк­ви Свя­тых Си­ме­о­на и Ан­ны (1731-34), Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1733-37, ра­зо­бра­на в 1811; обе — арх. Зем­цов), Св. вмч. Пан­те­леи­мо­на (1735-39, арх. И. К. Ко­ро­бов), Трёх Свя­ти­те­лей (1740-60, Дж. Тре­зи­ни). В сти­ле ели­за­ве­тин­ско­го барокко воз­ве­де­ны Аничков дворец (1741-53, ар­хи­тек­то­ры Зем­цов, Рас­трел­ли; пе­ре­стро­ен в клас­си­ци­стич. сти­ле в 1776-78, И. Е. Ста­ров), Лет­ний дво­рец (1741-45, ра­зо­бран в 1796), двор­цы гр. М. И. Во­рон­цо­ва (1750-е годы), гр. С. Г. Стро­га­но­ва (1753-60, все — Рас­трел­ли; ны­не фи­ли­ал ГРМ), гр. П. Б. Ше­ре­ме­те­ва на Фон­тан­ке (1750-55, ар­хи­тек­то­ры С. И. Че­ва­кин­ский, Ф. С. Ар­гу­нов; в нём с 1989 — Му­зей Ан­ны Ах­ма­то­вой в Фон­тан­ном До­ме), И. И. Шу­ва­ло­ва (1753-55, Че­ва­кин­ский), совр. Зим­ний дво­рец (1754-62), ан­самбль Смоль­но­го мо­на­сты­ря (оба — Рас­трел­ли), Бла­го­ве­щен­ская ц. (1750-62), 5-гла­вый Ни­коль­ский мор­ской со­бор (1753-62, Че­ва­кин­ский), Ан­д­ре­ев­ский со­бор (1764-79, арх. А. Ф. Вист). Чер­ты барокко ещё при­сут­ст­ву­ют во двор­це гр. К. Г. Ра­зу­мов­ско­го (1762-66, ар­хи­тек­то­ры А. Ф. Ко­ко­ри­нов, Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот).[4]

С 1760-х годов про­ис­хо­дит пе­ре­ход к клас­сицизму. По пла­ну Б. Ф. Растрелли, но в но­вом сти­ле по­стро­ен Гостиный двор (1757-85, арх. Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот). В 1769 ут­вер­ждён но­вый план го­ро­да, раз­ра­бо­тан­ный Ко­мис­си­ей о ка­мен­ном строе­нии Санкт-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы под рук. арх. Ал. В. Ква­со­ва (см. в ст. Ква­со­вы). В нём за­кре­п­лены и раз­ви­ты идеи ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­ки, лёг­шие в ос­но­ву даль­ней­шей за­строй­ки С.-П. Ме­ж­ду Мой­кой и Фон­тан­кой про­ры­ты ка­на­лы Ека­те­ри­нин­ский (ны­не Гри­бое­до­ва; по рус­лу р. Кри­ву­ши; 1764-90), Ни­коль­ский (ны­не часть Крю­ко­ва ка­на­ла; 1780-87); в 1804-32 за­но­во уст­ро­ен Об­вод­ный ка­нал. Соз­да­ны на­бе­реж­ные: Не­вы пе­ред Зим­ним двор­цом (1764-67, арх. И. Л. Рос­си, мас­тер Т. И. На­со­нов), Фон­тан­ки (1780-89), Мой­ки (1797—1810). Сре­ди па­мят­ни­ков ран­не­го клас­сицизма — ка­то­лич. со­бор Св. Ека­те­ри­ны (1763-83, ар­хи­тек­то­ры Вал­лен-Де­ла­мот, А. Ри­наль­ди), осн. часть зда­ния пе­терб. АХ (см. Рос­сий­ская ака­де­мия ху­до­жеств; 1764-71, А. Ф. Ко­ко­ри­нов, Вал­лен-Де­ла­мот), ан­самбль о. Но­вая Гол­лан­дия (1765-88, С. И. Че­ва­кин­ский, Вал­лен-Де­ла­мот, И. Ге­рард), лю­те­ран­ская (1768-71) и арм. (1771-79) церк­ви Св. Ека­те­ри­ны, лю­те­ран­ская ц. Св. Ан­ны (1775-79, все — Ю. М. Фельтен), дво­рец гр. А. П. Шу­ва­ло­ва (1770-е годы, Вал­лен-Де­ла­мот; пере­стро­ен в 1830-38 при Юсу­по­вых), Боль­шой (Ка­мен­ный) те­атр (1775-83, Ри­наль­ди; пос­ле 1886 пе­ре­стро­ен в зда­ние Санкт-Пе­тер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии). Слож­ную строит. ис­то­рию име­ют Князь-Вла­ди­мир­ский со­бор (1741-42, ар­хи­тек­то­ры М. Г. Зем­цов, П. Тре­зи­ни; до­стро­ен в 1766-72, Ри­наль­ди, и в 1783-89, И. Е. Ста­ров), со­бор Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (гл. ба­роч­ная часть — 1761-69, пред­поло­жи­тель­но ар­хи­тек­то­ры Х. Кно­бель, П. Тре­зи­ни; ко­ло­коль­ня — 1783, 1848; при­твор — 1831), усадь­ба А. А. Без­бо­род­ко в По­лю­ст­ро­ве (1773-77, арх. В. И. Ба­же­нов, пе­ре­строе­на в 1783-84, арх. Дж. Ква­рен­ги; ог­ра­да из 29 львов, нач. 19 в.), да­ча Дур­но­во (1785-86, арх. Н. А. Львов; пе­ре­строе­на в 1813-14; вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся с 2014). В сти­ле зре­ло­го клас­сицизма по­строе­ны Тав­ри­ческий дворец (1783-89, арх. Ста­ров), зда­ния С.-Пе­терб. АН (1783-85), Ас­сиг­на­ци­он­но­го бан­ка (1783-90), дво­рец кн. Н. Б. Юсу­по­ва (1789-93; все — Ква­рен­ги), поч­тамт (1782-89, Львов), дво­рец гра­фов Боб­рин­ских (1792-96, Л. Рус­ка), Мор­ской ка­дет­ский кор­пус (1796-98), Маль­тий­ская ка­пел­ла (1798—1800, Ква­рен­ги) и др.[5]

В кон. XVIII — 1-й пол. XIX вв. соз­да­ны гран­ди­оз­ные ампир­ные ан­самб­ли, при­дав­шие свое­об­ра­зие и ве­ли­че­ст­вен­ность центральной час­ти го­ро­да: Стрел­ка Ва­силь­ев­ско­го о-ва (план 1803—1804, арх. А. Д. За­ха­ров) со зда­нием Бир­жи (1805-10, арх. Ж. Ф. То­ма де То­мон), пак­гау­за­ми (1826-32, арх. И. Ф. Лу­ки­ни) и дву­мя ро­ст­раль­ны­ми ко­лон­на­ми (1806); Двор­цовая площадь с Зим­ним двор­цом, зда­ния­ми Гл. шта­ба (1819-29, арх. К. И. Росси; с ар­кой в па­мять за­вер­ше­ния Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812; скульп­то­ры В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ский, С. С. Пи­ме­нов) и шта­ба Гвар­дей­ско­го кор­пу­са (1837-43, арх. А. П. Брюл­лов) и Алек­сан­д­ров­ской ко­лон­ной в цен­тре; Се­нат­ская пл. со зда­ния­ми Се­на­та и Си­но­да (1829-34, арх. И. Л. Рос­си; объ­е­ди­не­ны ар­кой) и па­мят­ни­ком Пет­ру I («Медный всадник»; 1768-78, от­крыт в 1782, скульп­тор Э. М. Фаль­ко­не, при уча­стии М. А. Кол­ло и Ф. Г. Гор­дее­ва); Исаа­ки­евский собор с при­ле­гаю­щей тер­ри­то­ри­ей (Кон­но­гвар­дейский манеж, 1804—1807, арх. Дж. Ква­рен­ги; дом кн. А. Я. Ло­ба­но­ва-Рос­тов­ско­го, 1818-20, арх. О. Мон­фер­ран); Ми­хай­лов­ская пл. (ны­не пл. Ис­кусств; с Ми­хай­лов­ским двор­цом, 1819-25, Рос­си; ны­не Русский музей); ан­самбль от­кры­той на Нев­ский просп. Алек­сан­д­рин­ской пл. (ны­не пл. Ост­ров­ско­го; с Алек­сан­д­рин­ским те­ат­ром и Пуб­лич­ной б-кой, 1796—1801, арх. Е. Т. Со­ко­лов, до­строе­на в 1828-32; ны­не РНБ), Те­ат­раль­ной ул. (ны­не ул. Зод­че­го Рос­си) и вы­хо­дя­щей на Фон­тан­ку по­лу­круг­лой пл. Чер­ны­шё­ва (ны­не пл. Ло­мо­но­со­ва; 1828-34); Мар­сово поле с Мра­мор­ным двор­цом (1768-85, арх. А. Ри­наль­ди; ны­не фи­ли­ал ГРМ), па­мят­ни­ком А. В. Су­ворову (1799—1801, скульп­тор М. И. Коз­лов­ский) и ка­зар­ма­ми Пав­лов­ско­го пол­ка (1817-19, арх. В. П. Ста­сов); Ин­же­нер­ный за­мок с па­мят­ни­ком Пет­ру I (1743-47, ус­та­нов­лен в 1800, скульп­тор К. Б. Рас­трел­ли), па­виль­о­на­ми (1798—1800, архитекторы В. И. Ба­же­нов, В. Бренна), ма­не­жем и ко­нюш­ня­ми (фа­са­ды 1823-24, Рос­си). В пе­ри­од рас­цве­та ампира так­же воз­ве­де­ны Ка­занский собор, Гор­ный ин-т (1806-11, оба — арх. А. Н. Во­ро­ни­хин), Смоль­ный институт, Ад­ми­рал­тей­ст­во, ц. Св. вмц. Ека­те­ри­ны (1811-23, арх. А. А. Ми­хай­лов), ка­то­лич. храм Св. Ста­ни­сла­ва (1823-25, арх. Д. И. Вис­кон­ти); по про­ек­там арх. В. П. Ста­со­ва по­сле на­вод­не­ния 1824 — 5-гла­вые Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский (1827-29; ог­ра­да из тро­фей­ных пу­шек рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1828-29) и Тро­иц­кий (Из­май­лов­ский; 1828-35) со­бо­ры, Нарв­ские (в па­мять по­бе­ды в Отеч. вой­не 1812; 1827-34; с 1987 му­зей; увен­ча­ны мед­ной ко­лес­ни­цей с фи­гу­рой Сла­вы, скульп­то­ры С. С. Пи­ме­нов, П. К. Клодт) и Мо­с­ков­ские (в честь по­бед в рус.-тур. вой­не 1828-29; 1834-38, скульп­тор Б. И. Ор­лов­ский) три­ум­фаль­ные во­ро­та. В 1817-23 пе­ре­стро­ен ком­плекс Ко­ню­шен­но­го двора (арх. Ста­сов). Под му­зей в 1826-31 пере­стро­ен дом гр. Н. П. Ру­мян­це­ва (арх. В. А. Глин­ка; го­рель­еф И. П. Мар­то­са). В 1833 к го­ро­ду при­сое­ди­не­ны ост­ро­ва Ела­гин, Кре­с­тов­ский, Ка­мен­ный, Гу­ту­ев­ский и Рез­вый, расширены Вы­борг­ская и Каретная час­ти. На Ела­ги­ном о-ве по­стро­ен двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль Ела­ги­на двор­ца; на Ка­мен­ном о-ве — дво­рец вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча (1776-80, ар­хи­тек­то­ры Ю. М. Фель­тен, Дж. Ква­ренги), ц. Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи в го­ти­зи­рую­щем сти­ле (1776-78, Фель­тен), де­рев. те­атр (1827, арх. С. Л. Шус­тов; за­но­во по­стро­ен в 1843-44, арх. А. К. Ка­вос), да­чи (в том числе прин­ца П. Г. Оль­ден­бург­ско­го, 1831-33, Шус­тов, ра­зо­бра­на в 1982, вос­ста­нов­ле­на к 1989).[6]

В сер. 19 — нач. 20 вв. го­род про­дол­жал ак­тив­но рас­ти: на­се­ле­ние уве­ли­чи­лось с 523 тыс. чел. (1853) до 2,4 млн чел. (1917); пло­щадь сто­ли­цы вы­рос­ла с 54 км2 (1828) до 105,4 км2 (1917). Уве­ли­чи­лась плот­ность за­се­ле­ния го­ро­да, ко­то­рый те­перь за­страи­вал­ся до­ход­ны­ми до­ма­ми, зда­ния­ми кон­тор, во­кза­лов, гос­ти­ниц, бан­ков, боль­ниц, учеб­ных за­ве­де­ний, тор­го­вы­ми (с 1841 строи­лись пас­са­жи), те­ат­раль­но-зре­лищ­ны­ми (цирк Г. Чи­ни­зел­ли, 1876-77, арх. В. А. Ке­нель; ны­не Санкт-Пе­тер­бург­ский цирк) и вы­ста­воч­ны­ми (му­зей Центр. уч-ща тех­нич. ри­со­ва­ния ба­ро­на А. Л. Штиг­ли­ца, 1885-95, арх. М. Е. Мес­махер) зда­ния­ми. Ука­зом имп. Ни­ко­лая I 1844 (от­ме­нён в 1917) вы­со­та фа­са­дов гражд. зда­ний ог­ра­ни­че­на вы­со­той кар­ни­за Зим­не­го двор­ца (23,5 м). В сер. 19 в. поя­ви­лись по­строй­ки в ду­хе эк­лектизма: Ма­ри­ин­ский дво­рец (1839-44, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер), Но­вый Эрмитаж в нео­гре­чес­ком сти­ле (1842-51, арх. Л. фон Клен­це), не­оба­роч­ные двор­цы кня­зей Бе­ло­сель­ских-Бе­ло­зер­ских (1846-48), вел. кн. Ми­хаи­ла Ни­ко­лае­ви­ча (ны­не Ин-т ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры и Ин-т вост. ру­ко­пи­сей РАН; 1857-61; оба — Шта­кенш­ней­дер), особ­няк кн. З. И. Юсу­по­вой на Ли­тей­ном просп. (1852-58, ар­хи­тек­то­ры Г. А. Бос­се и Л. Л. Бон­штедт), Ма­ри­ин­ский те­атр. В ду­хе не­оре­нес­сан­са по­строе­ны: Мо­с­ков­ский во­кзал (1844-51, арх. К. А. Тон), дом гр. Н. А. Ку­ше­ле­ва-Без­бо­род­ко (1840-е годы, Бос­се; фа­сад — 1857-62, арх. Э. Я. Шмидт), двор­цы вел. кн. Ни­ко­лая Ни­ко­лае­ви­ча Стар­ше­го (1853-61, арх. Шта­кенш­ней­дер), вел. кн. Вла­ди­ми­ра Алек­сан­д­ро­ви­ча (1867-71, арх. А. И. Ре­за­нов; ны­не Дом учё­ных им. М. Горь­ко­го РАН). В т. н. сти­ле Лю­до­ви­ка XVI ра­бо­та­ли Р. А. Ге­ди­ке, Л. Н. Бе­нуа (зда­ние При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы, 1886-89). Боль­шой вклад в раз­ви­тие жи­лой ар­хи­тек­ту­ры вне­сли П. Ю. Сю­зор, мас­те­ра кир­пич­но­го сти­ля В. А. Шрё­тер и И. С. Кит­нер. В 1877-90-е годы за­строе­на Ад­ми­рал­тей­ская на­бе­реж­ная. В строи­тель­ст­ве пром. зда­ний при­ме­ня­лись ме­тал­лич. кон­ст­рук­ции.[7]

В рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле по­ст­ро­ены церк­ви: 5-гла­вые Св. Ека­те­ри­ны (1831-37, арх. К. А. Тон, сне­се­на в 1929), Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го на Вол­ков­ском клад­би­ще (1837-42, ар­хи­тек­то­ры В. И. Бе­рет­ти, Ф. И. Рус­ка; пе­ре­строе­на) и др. В рус­ском сти­ле — храм Спа­са на кро­ви, церк­ви По­кров­ская (1891-93, арх. Н. Н. Ни­ко­нов; с 2012 под­во­рье Ан­то­ние­во-Дым­ско­го мон.), Бо­го­яв­лен­ская на Гу­ту­ев­ском о-ве (1891-99), Ус­пен­ская под­во­рья Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры (1895—1900; с 1991 под­во­рье Оп­ти­ной пус­ты­ни; арх. Вас. А. Ко­ся­ков), Шес­то­ков­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1897—1900, Ни­ко­нов), Св. Иси­до­ра Юрь­ев­ско­го и Свт. Ни­ко­лая Эс­тон­ско­го брат­ст­ва (1903—1906, арх. А. А. По­ле­щук). В нео­ви­зан­тий­ском сти­ле по­стро­е­на цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­лую­щей» в Га­лер­ной га­ва­ни (1889-98, ар­хитек­то­ры Ко­ся­ков, Д. К. Прус­сак). Хра­мы др. кон­фес­сий и ре­ли­гий так­же строи­лись в ис­то­ри­че­ских сти­лях: лю­те­ран­ские церкви Св. Пет­ра на Нев­ском просп. (1833-38, арх. А. П. Брюл­лов) и швед­ская Св. Ека­те­ри­ны (1863-67, арх. К. К. Ан­дер­сон; в сти­ле нео­го­ти­ки); Боль­шая хо­раль­ная си­на­го­га в мав­ри­тан­ском сти­ле (1883-93, ар­хи­тек­то­ры Л. И. Бах­ман, И. И. Ша­пош­ни­ков). Со­з­да­ны ан­самб­ли жен­ских мо­на­сты­рей: Вос­кре­сен­ско­го Но­во­де­ви­чь­е­го (1845, за­крыт в 1925, воз­ро­ж­дён в 1995; 5-гла­вый Вос­кре­сен­ский со­бор, 1849-61, ар­хи­тек­то­ры Н. Е. Ефи­мов, Н. А. Сы­чёв; Ка­зан­ская ц. в не­о­визан­тий­ском сти­ле, 1908-12, арх. Ко­ся­ков) и Иоан­нов­ско­го став­ро­пи­ги­аль­но­го мон. (ос­но­ван в 1901 св. Ио­ан­ном Крон­штадт­ским, за­крыт в 1923, во­зоб­нов­лён в 1991; со­бор 12 Апо­сто­лов, 1900—1902, арх. Ни­ко­нов).[8]

В 19 в. строи­лись мно­го­числ. мос­ты: че­рез Мой­ку — Зе­лё­ный, Крас­ный, По­це­лу­ев, Си­ний (все — нач. 19 в., арх. В. И. Гес­те), че­рез ка­нал Гри­бое­до­ва — цеп­ные Бан­ков­ский и Льви­ный (1825-26, инж. В. Трет­тер), че­рез Фон­тан­ку — Анич­ков (1841, инж. И. Ф. Бут­тац и др.; брон­зо­вые груп­пы П. К. Клод­та ус­та­нов­ле­ны в 1841 и 1850), че­рез Не­ву — ме­тал­ли­че­ские Бла­го­ве­щен­ский (1843-50, не сохр.), Ли­тей­ный (1875-79, инж. А. Е. Стру­ве), Тро­иц­кий (1897—1903, франц. ар­хи­тек­то­ры В. Шаб­роль, Р. Па­туль­яр и др.). В 19 — нач. 20 вв. со­ору­же­ны гра­нит­ные на­бе­реж­ные Не­вы (в том числе Уни­вер­си­тет­ская с др.-егип. сфин­кса­ми 14 в. до н. э., ус­та­нов­ле­ны в 1834; Пет­ров­ская со льва­ми из маньч. г. Ги­рин, ус­та­нов­ле­ны в 1907). Пе­ред Ад­ми­рал­тей­ст­вом от­крыт Алек­сан­д­ров­ский сад (1874) с фон­та­ном (1876-77) и па­мят­ни­ка­ми.[9]

В нач. 20 в. в сти­ле модерн по­строе­ны тор­го­вый дом «Бра­тья Елисеевы» (1901—1903, арх. Г. В. Ба­ра­нов­ский), Ви­теб­ский во­кзал (1900—1904, арх. С. А. Бржо­зов­ский), дом ком­па­нии «Зин­гер» (1902—1904, арх. П. Ю. Сю­зор), Га­ван­ский ра­бо­чий го­ро­док (ар­хи­тек­то­ры Н. В. Дмит­ри­ев, В. А. Фё­до­ров), особ­няк М. Ф. Кше­син­ской (арх. А. И. фон Го­ген; ны­не Гос. му­зей по­ли­тич. ис­то­рии Рос­сии), собств. де­рев. дом арх. Р. Ф. Мель­це­ра (все 1904—1906), зда­ние Азов­ско-Дон­ско­го ком­мерч. бан­ка (1907-13) и гос­ти­ни­ца «Ас­то­рия» (1911-12; оба — арх. Ф. И. Лид­валь), мост Имп. Пет­ра Ве­ли­ко­го (ны­не Боль­ше­ох­тин­ский; 1908-11), тор­го­вый дом «Мер­тенс» на Нев­ском просп. (1911-12, арх. М. С. Ля­ле­вич), пас­саж на Ли­тей­ном просп. (1912-13, арх. Н. В. Ва­силь­ев), дом Ро­зен­штей­на (1913-17, арх. А. Е. Бе­ло­груд). В сти­ле не­оклас­сицизма воз­ве­де­ны: да­ча А. А. По­лов­цо­ва (1911-13), особ­няк Аба­ме­лек-Ла­за­ре­вых (1913-15; оба — арх. И. А. Фо­мин), до­ход­ные до­ма на Ка­мен­ноос­т­ров­ском просп. (сре­ди них — т. н. дом Бе­нуа, 1911-12, ар­хи­тек­то­ры Л. Н., Ю. Ю., Аль­берт Н. Бе­нуа, А. И. Гунст). В под­ра­жа­ние на­рыш­кин­ско­му ба­рок­ко по­строе­на Вос­кре­сен­ская ц. у Смо­лен­ско­го клад­би­ща (1901—1904, арх. В. А. Де­мя­нов­ский). В нео­ро­ман­ском сти­ле — кос­тёл Лурд­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри (1906—1909, ар­хи­тек­то­ры Л. Н. Бе­нуа, М. М. Пе­ре­тят­ко­вич). В сти­ли­сти­ке пет­ров­ско­го барокко по­строе­ны Гор. учи­лищ­ный дом им. Пет­ра Ве­ли­ко­го (1910-12, арх. А. И. Дмит­ри­ев), Шко­ла нар. иск-ва (1914-15, ар­хи­тек­то­ры И. Ф. Без­па­лов, Н. Е. Лан­се­ре). В не­орус­ском сти­ле про­ек­ти­ро­ва­ли В. А. По­кров­ский, Г. Д. Гримм (ц. Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва на Об­вод­ном ка­на­ле, 1904—1908, совм. с Г. Г. фон Го­ли и А. Л. Гу­ном), С. С. Кри­чин­ский (со­бор в честь Фео­до­ров­ской ико­ны Бо­жией Ма­те­ри, 1911-13, вос­ста­нов­лен в 2006-13), А. П. Ап­лак­син (шат­ро­вая ц. Св. митр. Пет­ра под­во­рья Тво­рож­ков­ско­го мон., 1911-12), Перетяткович и др. Под влия­ни­ем мо­дер­на воз­ве­де­на со­бор­ная ме­четь (1910-20, ар­хи­тек­то­ры Ва­силь­ев, Кри­чин­ский, фон Го­ген).[10]

В 1920-е годы за­строй­ка Пет­рограда про­дол­жи­лась по про­ек­там Ар­хит. мас­тер­ской по уре­гу­ли­ро­ва­нию Пет­ро­гра­да и его ок­ра­ин (с 1919; под рук. И. А. Фомина): про­ек­ты пла­ни­ров­ки Вы­борг­ской сто­ро­ны, Нарв­ско­го р-на, Ох­ты, Пет­ро­град­ской сто­ро­ны, Ва­силь­ев­ско­го о-ва; «Схе­ма зо­ни­ро­ва­ния за­строй­ки Пет­ро­гра­да» (1921). По­строе­ны пер­вые жи­лые ком­плек­сы для ра­бо­чих: Се­ра­фи­мов­ский городок (ны­не на просп. Ста­чек; 1925-27, ар­хи­тек­то­ры А. С. Ни­коль­ский, А. И. Ге­гел­ло, Г. А. Си­мо­нов), Па­лев­ский жи­лой мас­сив в Во­ло­дар­ском р-не (1926-27, ар­хи­тек­то­ры А. И. За­зер­ский, Н. Ф. Ры­бин). В ду­хе ле­нингр. шко­лы кон­ст­рук­тивизма строи­лись жи­лые до­ма (Дом по­лит­ка­тор­жан, 1929-31, ар­хи­тек­то­ры Си­мо­нов, П. В. Аб­ро­си­мов, А. Ф. Хря­ков), Двор­цы куль­ту­ры (им. А. М. Горь­ко­го, 1925-27, ар­хи­тек­то­ры Ге­гел­ло, Д. Л. Кри­чевский; им. С. М. Ки­ро­ва, 1930-37, архитекторы Н. А. Троц­кий, С. Н. Ко­зак), рай­со­ве­ты (Ки­ров­ский, 1931-35, арх. Троц­кий; Мо­с­ков­ский, 1931-35, арх. И. И. Фо­мин и др.), ле­чеб­ные уч­ре­ж­де­ния (про­фи­лак­то­рий тек­стиль­щи­ков, 1928-30, арх. Л. В. Руд­нев и др.), шко­лы, фаб­ри­ки-кух­ни, фаб­ри­ки и т. д. По ген­пла­нам 1932-34, 1935-36 (ар­хи­тек­то­ры Л. А. Иль­ин, Е. И. Ка­то­нин, Л. М. Твер­ской) и 1938-40 (ар­хи­тек­то­ры Н. В. Ба­ра­нов, А. И. Нау­мов) со­хра­ня­лась су­ще­ст­вую­щая пла­ни­ров­ка цен­тра и соз­да­ва­лись но­вые рай­оны на сво­бод­ных тер­ри­то­ри­ях (пло­щадь го­ро­да в 1935 дос­тиг­ла 313,8 км2), гл. обр. на юге и вос­то­ке — часть совр. Мо­с­ков­ско­го просп. (1937-40, ар­хи­тек­то­ры Ге­гел­ло, Си­мо­нов, Е. А. Ле­вин­сон, Фо­мин, Вяч. В. По­пов и др.), Ав­то­во (1936-41, арх. А. А. Оль, С. Е. Бров­цев и др.), Ма­лая Ох­та (1936-41, ар­хи­тек­то­ры Си­мо­нов, Б. Р. Ру­ба­нен­ко и др.), Ще­ми­лов­ка (1937-40, ар­хи­тек­то­ры Ле­вин­сон, Фо­мин, С. И. Ев­до­ки­мов и др.). Воз­ве­дён Дом со­ве­тов (ны­не на Мо­с­ков­ском просп.; 1936-41, арх. Троц­кий и др.). В сти­ле сов. не­о­клас­сицизма по­строе­ны: Те­атр им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (1933-39, Н. А. Ми­ту­рич, В. П. Ма­ка­шов; с 1991 Те­атр-фе­сти­валь «Бал­тий­ский дом»), Во­ло­дар­ский рай­со­вет (ны­не зда­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции Нев­ско­го р-на; 1937-40, ар­хи­тек­то­ры Ле­вин­сон, Фо­мин, Г. Е. Ге­ди­ке), ки­но­те­ат­ры «Ги­гант» (1934-35, ар­хи­тек­то­ры Ге­гел­ло, Кри­чев­ский и др.), «Мо­ск­ва» (1937-39, Л. М. Хи­де­кель).[11]

По­сле Великой Отечественной вой­ны го­род вос­ста­нав­ли­вал­ся и раз­ви­вал­ся по ген­пла­ну 1944-48 (ар­хи­тек­то­ры Н. В. Ба­ра­нов, А. И. Нау­мов и др., от­кор­рек­ти­ро­ван в 1951). В окт. 1945 за­ло­же­ны Мо­с­ковский (ар­хи­тек­то­ры Е. И. Ка­то­нин, В. Д. Кир­хог­ла­ни; Ал­лея Ге­ро­ев, па­мят­ни­ки с 1948) и При­мор­ский (на Кре­с­тов­ском о-ве, ар­хи­тек­то­ры А. С. Ни­коль­ский, В. В. Сте­па­нов, В. В. Мед­ве­дев) пар­ки По­бе­ды. За­строе­ны При­мор­ский просп. (1946-51, ар­хи­тек­то­ры Н. В. Ба­ра­нов, О. И. Гурь­ев и др.), просп. Ста­чек (1951-55, арх. В. А. Ка­мен­ский и др.), просп. Эн­гель­са со Свет­ла­нов­ской пл. В 1948-51 по­стро­ен аэ­ро­во­кзал Пул­ко­во (ар­хи­тек­то­ры А. И. Ге­гел­ло, Н. Н. Лан­се­ре и др.). Соз­да­на пл. Ле­ни­на с До­мом Со­ве­тов Ка­ли­нин­ско­го р-на (1952-55, арх. Ба­ра­нов) и Фин­лянд­ским во­кза­лом (1958-60, ар­хи­тек­то­ры Ба­ра­нов, Я. Н. Лу­кин, П. А. Аша­стин, инж. И. А. Ры­бин). С 1941 стро­ит­ся мет­ро­по­ли­тен; в 1955 от­кры­та 1-я оче­редь от ст. «Пло­щадь Вос­ста­ния» (ар­хи­тек­то­ры И. И. Фо­мин, Б. Н. Жу­рав­лёв, В. В. Ган­ке­вич) до «Ав­то­во» (ар­хи­тек­то­ры Е. А. Ле­вин­сон, А. А. Груш­ке). В 1960 за­ло­жен Юж­но-При­мор­ский парк.[12]

По ген­пла­ну 1962-66 (ар­хи­тек­то­ры В. А. Ка­мен­ский, А. И. Нау­мов, Г. Н. Бул­да­ков и др.) сло­жи­лись ан­самб­ли пло­ща­дей По­бе­ды (1963-83; гос­ти­ни­ца «Пул­ков­ская», 1981, ар­хи­тек­то­ры С. Б. Спе­ран­ский, В. С. Во­лон­се­вич; фин. арх. И. Виль­я­ка) и Алек­сан­д­ра Нев­ского (мост че­рез Не­ву, 1960-65, арх. А. В. Жук и др.; гос­ти­ни­ца «Мо­ск­ва», 1974-77, арх. Д. С. Гольд­гор и др.). В 1960-80-е годы сфор­ми­ро­ва­лись но­вые круп­ные жи­лые мас­си­вы. Сре­ди зна­чит. об­ществ. зда­ний это­го вре­ме­ни: Боль­шой кон­церт­ный зал «Ок­тябрь­ский» (1964-67, ар­хи­тек­то­ры В. А. Ка­мен­ский, А. В. Жук, Ж. М. Вер­жбиц­кий), пе­ред ко­то­рым в 1967 ус­та­нов­ле­на груп­па «Ок­тябрь» («Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция», 1927, скульп­тор А. Т. Мат­ве­ев); Дво­рец спор­та «Юби­лей­ный» (1966-67, ар­хи­тек­то­ры Г. П. Мо­ро­зов, И. П. Сус­ли­ков, А. Л. Лев­хань­ян, Ф. Н. Яков­лев, инж. А. П. Мо­ро­зов и др.), Ле­нин­гр. Дво­рец мо­ло­дё­жи (1969-79, архи­тек­то­ры П. С. Про­хо­ров, В. П. Тро­пин, А. П. Изо­ит­ко), Спор­тив­но-кон­церт­ный ком­плекс им. В. И. Ле­ни­на (ны­не «Пе­тер­бург­ский»; 1970-79, ар­хи­тек­то­ры Н. В. Ба­ра­нов, И. М. Чай­ко, Яков­лев, инж. Ю. А. Ели­се­ев), Те­атр юных зри­те­лей (1959-61, арх. А. В. Жук и др.), во­кза­лы (Мор­ской, 1973-83, арх. В. А. Со­хин и др.), Ко­раб­ле­стро­ит. ин-т (1978, ар­хи­тек­то­ры Э. С. Бе­лят, Н. З. Ма­ту­се­вич и др.; ны­не С.-Пе­терб. мор­ской тех­нич. ун-т). Ут­вер­жде­ны но­вые ген­пла­ны раз­ви­тия го­ро­да (1987, ар­хи­тек­то­ры Бул­да­ков, В. Ф. На­за­ров и др.; 2005, На­за­ров), пред­по­ла­гаю­щие строи­тель­ст­во но­во­го аэ­ро­пор­та Пул­ко­во (2010-14, арх. Н. Грим­шо), Зап. ско­ро­ст­но­го диа­мет­ра (2005-16) и воз­мож­ное рас­ши­ре­ние гра­ниц го­ро­да (в сто­ро­ну по­ли­го­на «Ржев­ка» и др.). В 1998—2011 про­ло­же­на Коль­це­вая ав­то­мо­биль­ная до­ро­га (дли­ной 142 км). Сре­ди по­стро­ек нач. 21 в.: офис­ное зда­ние «Лан­ген­зи­пен» (2006, арх. С. Э. Чо­бан), жи­лой ком­плекс «Дом у мо­ря» (2008, ар­хи­тек­то­ры Чо­бан, Е. Л. Ге­ра­си­мов), ц. Ап. Пет­ра на ул. Под­вой­ско­го (2005-10), Ко­ло­мяж­ская ме­четь (2006—2009), вы­ста­воч­ный ком­плекс Эр­ми­та­жа в вост. кры­ле Гл. шта­ба (2010), зда­ние Ака­демии тан­ца Б. Эйф­ма­на (2013, ар­хит. бю­ро «Сту­дия 44»), кор­пус Но­вой сце­ны Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра (2013, ар­хит. бю­ро «Diamond Schmitt Architects»), не­бо­скрёб «Лах­та центр» (стро­ит­ся с 2012; ар­хит. бю­ро RMJM и др.; выс. 462 м).[13]

На тер­ри­то­ри­ях, при­сое­ди­нён­ных к го­ро­ду с 1917, со­хра­ни­лись: в ле­во­бе­реж­ной час­ти — усадь­бы гр. М. И. Во­рон­цо­ва (1755-60, арх. А. Ри­наль­ди; в 1829 на­зва­на Но­во­зна­мен­кой), гр. И. Г. Чер­ны­шё­ва (1770-е годы, арх. Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот; в нач. 20 в. на­зва­на Алек­сан­д­ри­но), Чес­мен­ские дво­рец (1774-77) и ц. Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи в сти­ле нео­го­ти­ки (1777-80, оба — арх. Ю. М. Фель­тен), усадь­ба кн. Е. Р. Даш­ко­вой Кирь­я­но­во (1783-84, арх. Дж. Ква­рен­ги), ро­тон­даль­ная Тро­иц­кая ц. с пи­ра­ми­даль­ной ко­ло­коль­ней быв. усадь­бы кн. А. А. Вя­зем­ско­го («Ку­лич и Пас­ха», 1785-87, арх. Н. А. Львов). На бе­ре­гу р. Ох­та — ро­тон­даль­ная ц. Про­ро­ка Илии при Ох­тин­ских по­ро­хо­вых за­во­дах (1782-85), усадь­бы До­нау­ро­вых Жер­нов­ка (1780-е годы, воз­мож­но, арх. Дж. Ква­рен­ги), А. А. Пол­то­рац­кой «Ут­ки­на да­ча» (1790-е годы) и др. На се­ве­ре С.-П. — ро­тон­даль­ная Бла­го­ве­щен­ская ц. (1805—1809, арх. В. О. Мо­чуль­ский) и де­рев. да­ча Шиш­ма­рё­вых (1824-25, арх. А. И. Мель­ни­ков) в Ста­рой Де­рев­не; Шу­ва­лов­ский парк с нео­го­тич. ц. Свя­тых апос­то­лов Пет­ра и Пав­ла (1831-46, арх. А. П. Брюл­лов), де­рев. да­чей Г. Е. Мес­махе­ра (кон. 1870-х годов, арх. М. Е. Мес­махер) и да­чей гр. И. И. Во­рон­цо­ва-Даш­ко­ва (1912-15, арх. С. С. Кри­чин­ский); де­рев. церк­ви Ап. Пет­ра в Лах­те (1893-94), Св. вмч. Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в Ко­ло­мя­гах (1905—1906, арх. А. А. Все­сла­вин); буд­дий­ский храм (1909-15, арх. Г. В. Ба­ра­нов­ский) и др.[14]

На тер­ри­то­ри­ях, во­шед­ших в адм. под­чи­не­ние го­ро­да, рас­по­ла­га­ют­ся ар­хи­тек­тур­но-пар­ко­вые ан­самб­ли — в Пе­тер­гофе, Ло­мо­но­со­ве, Пуш­ки­не, Пав­лов­ске, Стрель­не; по­строй­ки Крон­штад­та, Крас­но­го Се­ла, Зе­ле­но­гор­ска, Му­зей-усадь­ба И. Е. Ре­пи­на Пе­на­ты и др.[15]

[править] Ссылки

Архитектура административных центров регионов России
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Архитектура России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты