Алмазный фонд

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Алмазный фонд — постоянно действующая выставка ценностей Алмазного фонда России на территории Московского Кремля. Является структурным подразделением Гохрана России.[1][2]

На выставке экспонируется собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Собрание включает шедевры ювелирного искусства XVIII—XX веков, редкие драгоценные камни, орденские знаки, самородки благородных металлов.[3]

[править] История

История создания Алмазного фонда начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.[4]

В правление Екатерины II, в 1764 г., под Бриллиантовую комнату переделали парадную опочивальню императрицы. Современники писали о ней, как о самом богатом кабинете драгоценностей. Интерьер создал архитектор Ю. М. Фельтен.[5]

В начале Первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии, коронные ценности, родословная книга Российского Императорского Дома, завещания членов императорской фамилии были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты. Эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 г. с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции.[6]

К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 года, в здании Оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. Коллекцию было решено показать гостям, приехавшим в Москву на праздничные мероприятия. Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что особым постановлением правительства СССР было принято решение преобразовать её в постоянно действующую.[7]

От­дель­ные экс­по­на­ты выставки «Алмазный фонд» де­мон­ст­ри­ро­ва­лись на вы­став­ках за ру­бе­жом: в Ра­мат-Га­не (Из­ра­иль, 1993), Ант­вер­пе­не (Бель­гия, 1993), То­кио, Нии­га­те (Япо­ния,1995), пя­ти го­ро­дах США (1997–98), Бер­ли­не (ФРГ, 2000).[8]

[править] Экспонаты

Сре­ди ко­ронных дра­го­цен­но­стей – имп. регалии: Боль­шая императорская ко­ро­на (1762; ок. 5 тыс. брил­ли­ан­тов, 75 жем­чу­жин, шпи­нель мас­сой 398,72 кар, най­ден­ная на Па­ми­ре), дер­жа­ва (1762, ма­стер Г. Ф. Экарт), ски­петр (1771, Л. Пфи­сте­рер и И. Ле­о­но­вич), в 1774 до­пол­нен­ный ал­ма­зом «Ор­лов» (189,62 кар, най­ден в 17 в. близ Гол­кон­ды, Ин­дия), Боль­шая имп. цепь Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го ор­де­на (ок. 1795, Ж. Ж. Дюк) и др. К ко­рон­ным дра­го­цен­но­стям от­но­сят­ся так­же ор­ден­ские зна­ки, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния рос. им­пе­рат­риц и чле­нов имп. се­мьи (вы­пол­не­ны в 18–19 вв. при­двор­ны­ми юве­ли­ра­ми Пфи­сте­ре­ром, Дю­ва­ля­ми, Ж. А. Дю­бю­ло­ном, М. И. Ра­те­це­вым и др.). В «А. ф.» экс­по­ни­ру­ют­ся: не­ог­ра­нён­ный ал­маз «Шах» (88,7 кар, Гол­кон­да, Ин­дия, кон. 16 в.), по­да­ренный перс. ша­хом Аб­ба­сом Мир­зой имп. Ни­ко­лаю I в 1829 во ис­ку­п­ле­ние ви­ны за убий­ст­во А. С. Гри­бое­до­ва; уни­каль­ные кам­ни в юве­лир­ных из­де­ли­ях – т. н. порт­рет­ный ал­маз с ми­ниа­тю­рой имп. Алек­сан­д­ра I (27 кар, Гол­кон­да, Ин­дия; най­ден пред­по­ло­жи­тель­но в 17 в.), встав­лен­ный в брас­лет; сап­фир (260,37 кар, Цей­лон) в бро­ши, изум­руд (136,25 кар, Ко­лум­бия) в бро­ши, хри­зо­лит (192,6 кар, о. Зе­бер­гед в Крас­ном м.) в ку­ло­не. В «А. ф.» пред­став­ле­ны так­же ал­ма­зы рос. ме­сто­ро­ж­де­ний, круп­ней­шие сре­ди них – «XXVI съезд КПСС» (342,57 кар, Яку­тия, труб­ка «Мир», 1980) и «Алек­сандр Пуш­кин» (320,65 кар, Яку­тия, труб­ка «Удач­ная», 1989). К са­мым боль­шим из зо­ло­тых са­мо­род­ков от­но­сит­ся «Боль­шой тре­уголь­ник» (36 кг, Юж. Урал, Ца­рё­- во-Алек­сан­д­ров­ская рос­сыпь, 1843), из пла­ти­но­вых – «Ураль­ский ве­ли­кан» (7,9 кг, рос­сыпь р. Та­гил, 1831). Спе­циаль­но для «А. ф.» ху­дож­ни­ка­ми и юве­ли­ра­ми Го­хра­на (ав­то­ры Н. В. Рос­тов­це­ва, В. В. Ни­ко­ла­ев, В. Г. Сит­ни­ков, мас­те­ра Ни­ко­ла­ев, Г. Ф. Алек­са­хин, В. Е. Жи­лин, Б. В. Ива­нов) вы­пол­не­ны серь­ги «Ко­кош­ни­ки» (1971), оже­ре­лье «Юби­лей­ное» (1981), диа­де­ма «Эле­гия» (1998) и др.[9]

[править] Ссылки

Личные инструменты