Автомобиль
Материал из Documentation.
Автомобиль (от авто… и лат. mobilis — движущийся) — колёсное транспортное средство с собственным двигателем и рулевым управлением. Имеет, как правило, не менее четырёх колёс.[1]
Несмотря на огромное многообразие типов и моделей совр. А., конструкция каждого из них состоит из набора определённых блоков. К таким конструктивным блокам относятся: автомобильный двигатель; кузов А. (кабина); шасси, объединяющее движитель, трансмиссию А., системы управления А., подвеску А., несущую систему. Осн. тип движителя для А. — колесо автомобильное. Иногда в А. применяют комбинир. движители: для А. повышенной проходимости — колёсно-гусеничные движители, для амфибий — колёсный (при движении по дороге) и водомётный (на плаву) движители. В качестве автомобильного двигателя используется преим. двигатель внутреннего сгорания. В ряде случаев на А. могут быть установлены неск. двигателей разл. типов (напр., двигатель внутр. сгорания и электродвигатель), связанные друг с другом трансмиссией (гибридный автомобиль). Кузов (кабина) служит для размещения водителя, пассажиров, груза или спец. оборудования. В ряде случаев кузов выполняет функции несущей системы (несущий кузов). К кузову принято относить также мн. узлы, агрегаты, подсистемы, не попавшие в др. системы А. (внешние световые приборы, системы поддержания климата в салоне, ряд устройств безопасности для водителя и пассажиров и т. д.). Трансмиссия А. служит для передачи механич. энергии от двигателя к движителям. Системы управления А. включают в себя рулевое управление, тормозную систему, управление двигателем, трансмиссией, температурой в кабине А. и т. д.[2]
Эффективность использования А. оценивают обобщёнными критериями: производительность, экономичность, надёжность (срок службы, безаварийность и т. п.). Хотя трудоёмкость и денежные затраты на автомобильный транспорт выше по сравнению с др. видами транспорта, автоперевозки экономически выгодны, так как доставка грузов «от двери до двери» без промежуточных перегрузок уменьшает затраты и сокращает время нахождения грузов в пути. А. эффективен в качестве гор. транспорта, для контейнерных перевозок, незаменим при доставке крупногабаритных конструкций на стройплощадки, при вывозе с.-х. продукции с полей и т. п.[3]
Структура автомобильного транспорта в разных странах определяется условиями их историч. и экономич. развития.[4]
Содержание |
[править] История
Попытки создания «самобеглых» экипажей (без лошадей, быков и др. тягловой силы) предпринимались начиная с 18 в. В 1769 воен. инженер Н. Ж. Кюньо во Франции построил повозку с паровым двигателем. Несколько позже появились паровые коляски в Германии и Англии. Однако экипажи с паровым двигателем были тяжёлыми, неудобными для пользования и поэтому не получили практич. применения. Ситуация принципиально изменилась после создания двигателя внутр. сгорания. В 1885-86 нем. инженеры Г. Даймлер и К. Бенц независимо друг от друга запатентовали коляски с бензиновым двигателем, которые и принято считать первыми А. в мире. Началом истории рос. автомобилестроения является А., построенный Е. А. Яковлевым и П. А. Фрезе в 1896. Он имел одноцилиндровый четырёхтактный двигатель и мог развивать скорость св. 20 км/ч. На рубеже 19-20 вв. началось пром. изготовление А. во мн. странах мира. В России первые А., носившие назв. «Руссо-Балт», были изготовлены в 1908 на Русско-Балтийском вагонном заводе в г. Рига. Начало массового выпуска А. связано с именем амер. предпринимателя Г. Форда. В 1913 он организовал пром. произ-во А. «Форд-Т».[5]
В 2018 году мировой рынок автомобилей впервые за последние девять лет начал сокращаться.
[править] Виды
А. подразделяются на легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и автомобили спец. назначения. Для каждого из приведённых типов А. имеется более подробная классификация по разл. признакам. Напр., легковые А. могут подразделяться: по назначению; по рабочему объёму двигателя; по габаритным размерам; по типу кузова. Отд. группу составляют троллейбусы — средства гор. транспорта с электродвигателем, получающим электроэнергию через контактную сеть.[6]
[править] Свойства
Свойства А. можно разделить на три группы: функциональные, потребительские и характеризующие уровень обществ. безопасности.[7]
Функциональные свойства определяют способность А. эффективно выполнять свою осн. функцию — перевозку людей, грузов, оборудования, то есть характеризует А. как транспортное средство. К этой группе свойств относятся: тягово-скоростные и тормозные свойства, управляемость и устойчивость, топливная экономичность, манёвренность, проходимость, плавность хода, надёжность, приспособленность к погрузке-выгрузке груза (посадке-высадке пассажиров).[8]
Потребительские свойства характеризуют способность А. удовлетворять требования водителя или пассажира А., не связанные непосредственно с эффективностью выполнения транспортного процесса. Перечень потребительских свойств А. каждым человеком определяется индивидуально. К таким свойствам, в частности, относятся: уровень комфорта, определяемый наличием систем регулирования темп-ры (отопитель, кондиционер, климат-контроль), качеством аудиосистемы, наличием сервоприводов (электроподъёмники стёкол, дистанционное запирание дверей и т. п.), качеством материалов обивки салона и др.; приспособленность к перевозке громоздких вещей, напр. лыж; наличие устройств связи с внешним миром (телефон, телевизор, навигац. система); привлекательность внешнего вида А.; престижность, соответствие моде.[9]
Средства, обеспечивающие общественную безопасность А. (активную, пассивную и экологическую), регламентируются государством и контролируются перед началом выпуска и в течение всего срока эксплуатации. Средства активной безопасности (напр., усилители рулевого управления) направлены на снижение вероятности дорожно-транспортного происшествия, средства пассивной безопасности (подушка, ремни и др.) — на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Экологич. безопасность характеризует степень воздействия А. на окружающую среду.[10]
[править] Автомобильная промышленность
Крупнейшие западные автоконцерны работают с рентабельностью по чистой прибыли 5-7%, их акции торгуются с коэффициентами P/E = 5-7 (по состоянию на 2024 год).[11]
[править] Регионы
[править] Азия
[править] Китай
Китай в 2023 году стал третьим (после Германии и Японии) по объёму экспортёром автомобилей в мире в 2023 году. Китай обогнал США и Мексику и нарастил экспорт на две трети.
[править] Малайзия
Произ-во автомобилей в Малайзии 442 тыс. шт. (2-е место в Юго-Вост. Азии после Таиланда), в том числе легковых — 348 тыс. шт. (2007).[12]
[править] Европа
[править] Россия
По итогам 2024 года в России продано 1,836 млн новых автомобилей, что на 39 % больше г/г. В частности, продажи грузовиков составили 121,6 тыс. штук (-13 %), лёгких коммерческих автомобилей — 140,3 тыс. штук (+34 %), автобусов — 20,6 тыс. штук (+16 %).[13]
[править] Франция
Производство автомобилей во Франции - 1316,4 тыс. единиц (2020; 1978 тыс. единиц в 2015; 3601,9 тыс. единиц в 2002), из них 927,7 тыс. легковых (1553,8 тыс. в 2015; 5-е место в Европе после Германии, Испании, Чехии и Словакии), 388,7 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (416,2 тыс. в 2015; 2-е место после Испании). По экспорту автомобилей Франция занимает 10-е место в мире (в 2002 – 3-е место после Японии и Германии).[14]