Авиационный керосин
Материал из Documentation.
Авиационный керосин — лёгкое дизельное топливо высокой степени очистки от серы и ароматических углеводородов в соответствии с правилами эксплуатации авиационных двигателей. Авиационное топливо является одним из продуктов глубокой переработки нефти. Соответственно, при росте цен на нефть увеличивается и цена авиационного керосина, причем она растет даже быстрее, так как глубокая переработка увеличивает стоимость конечного продукта.
Рынок авиационного керосина формируют с одной стороны, производители, в роли которых выступают нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) нефтяных компаний, а с другой, потребители — авиационные компании, эксплуатирующие парк самолётов.
[править] Авиакеросин в России
Авиакеросин в России производят все НПЗ, крупнейшие — «Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть», «Сургутнефтнегаз», ТНК-ВР, а основные оптовые трейдеры (общие продажи — около 5 млн тонн) — «Лукойл‑аэро», ТОАП и «Газпром нефть ‑ Аэро». Всего в 2007 году в России было произведено 9 млн тонн авиакеросина, из которых на долю пяти крупнейших нефтекомпаний приходится 7,5 млн тонн.
С осени 2007 года цены на авиатопливо совершили скачок, увеличившись в два раза и во многих случаях превысив цены мировых рынков. Так, после последнего ценового скачка в июне 2008 года средняя цена авиатоплива в России составляет около $1500 (31 500 рублей) за тонну, а порой доходит до $1600 (37 000 рублей) за тонну. В то время как на европейских биржевых площадках она сейчас составляет $1420‑1450 за тонну. По данным Информационно‑аналитического центра «Кортес», среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на авиакеросин с января по июль 2008 года выросли на 37,7 %. При этом, по данным Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), с конца мая средняя мировая котировка цен на авиационное топливо снижается.
По мнению специалистов, столь значительная разница в ценах объясняется наличием на Западе биржевых механизмов ценового регулирования. За рубежом цена формируется при участии покупателя в результате торга, в России же стоимость топлива назначает производитель. Причинами роста цен на российском внутреннем рынке авиатоплива эксперты считают монополизацию рынка нефтяниками и высокие ставки акцизов и налогов (60‑70 % от оптовой цены).
В большинстве российских аэропортов, как правило, один продавец авиакеросина, что сильно осложняет ситуацию для авиакомпаний — они вынуждены покупать топливо по монопольной цене. У авиакомпаний затраты на топливо составляют 40 ‑ 50 % от всех расходов.
15 июля 2008 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении дел в отношении пяти крупнейших российских нефтекомпаний ‑ ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК‑ВР, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Служба считает, что они злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке, устанавливая монопольно высокие цены на авиакеросин и дизельное топливо. «Газпром нефть» и ТНК‑ВР обвиняются в создании дискриминационных условий для покупателей керосина.