Редактирование: XIX век
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Экономика == {{main|Экономика в XIX веке}} После заключения Парижского мирного договора экономический кризис разразился с небывалой силой. Это был первый кризис подлинно мирового масштаба. Почва для самостоятельных кризисов общего перепроизводства созрела к тому времени во всех развитых странах — в Англии, США, Франции, германских государствах, Австрии. Но он превзошел все предшествовавшие, даже такой острый, как в 1847 г., вызвавший революционную «весну народов» в Европе. Волны рецессии накрыли экономики победивших государств, докатились до проигравшей Крымскую войну России.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> С лета 1873 г. кризисные процессы стали развертываться стремительными темпами не только в Центральной Европе, но и в США.<ref>[https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-krizisy-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy-vtoroy-poloviny-xix-veka-1]</ref> === Промышленность === {{main|Промышленность в XIX веке}} XIX век в мировой истории — это время промышленных революций, в результате которых на Западе завершилось формирование индустриальных обществ. Промышленный переворот в Англии завершился к началу 1860-х годов, во Франции и США — к началу 1870-х годов, в Германии и Австро-Венгрии — к концу 1880-х годов, в Северной Европе — в 1890-х годах. С 1840 года по 1900 год мировое промышленное производство выросло в 11,8 раза.<ref>[http://library.miit.ru/methodics/04022018/%D0%9F%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник] / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017</ref> === Рельсовый транспорт === ==== Железнодорожный транспорт ==== К 1860 было проложено ок. 100 тыс. км железных дорог, в том числе почти 50 тыс. км в США, 16,8 тыс. км в Великобритании, 11,6 тыс. км в герм. государствах, 9 тыс. км во Франции и др.<ref>[https://bigenc.ru/domestic_history/text/3822668 Железная дорога]</ref> С 1840 года по 1900 год протяжённость мировой сети железных дорог выросла в 87,9 раза.<ref>[http://library.miit.ru/methodics/04022018/%D0%9F%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник] / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017</ref> ==== Метро ==== {{main|Метро в XIX веке}} Первая в мире линия метро открылась в Лондоне в январе 1863 года. В отличие от других видов общественного транспорта, повторявших изгибы города, вписывавшихся в существующую городскую застройку или дорожную сеть, метро изначально ориентировалось на «перекраивание» городского пространства. Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября 1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл — Кинг Уильям-Стрит.<ref>[https://www.pnp.ru/social/129-let-nazad-v-londone-otkrylas-pervaya-elektricheskaya-liniya-metropolitena.html]</ref> === Телефонная связь === В 1877 году первая в мире телефонная линия связала канцелярию бизнесмена Уильдаса с его квартирой в Бостоне. А в следующем году в г. Нью-Хейвен, штат Коннектикут, где расположен всем известный Йельский университет, была установлена первая телефонная станция. === Торговля === С 1840 года по 1900 год мировая торговля выросла в 10,3 раза.<ref>[http://library.miit.ru/methodics/04022018/%D0%9F%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник] / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017</ref> === Финансы === {{main|Финансы в XIX веке}} ==== Деньги ==== {{main|Деньги в XIX веке}} Первые две трети XIX века мировая валютная система разделялась на три блока. В зависимости от типа металлического стандарта различались золотой и серебряный монометаллизм, а также биметаллический стандарт. В золотой блок входили Великобритания, Португалия, а также большинство британских колоний и доминионов. В серебряном блоке состояли Пруссия, Россия, Австрия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция, Мексика, Китай, Индия и Япония. Ядро биметаллического блока образовывали США и Латинский валютный союз, во главе которого стояла Франция. Помимо нее, в союз, действовавший с 1865 г., входили Бельгия, Италия, Швейцария, Папская область и Греция. Аналогичная денежная система применялась в Болгарии, Румынии, Испании, Финляндии, которые формально в союз не входили. Остальные колониальные страны принадлежали к тому или иному металлическому блоку в зависимости от влияния метрополии.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/19797/history_central_banks.pdf История центральных банков и бумажных денег] / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015</ref> В 1867 г. в Париже была организована Международная валютная конференция, на которой собрались представители из 20 стран Европы и Соединенных Штатов. На повестке дня стояло обсуждение возможностей создания международного валютного союза и общемирового перехода на монометаллическую систему чеканки монет. Идея общемировой чеканки монет принадлежала императору Франции Наполеону III. Он предполагал распространить принцип единого эталона стоимости, применявшийся в Латинском валютном союзе, на остальные страны Европы и тем самым укрепить позиции своей страны. Большинство из делегатов склонилось в пользу валютного союза, основанного на золоте. Делегаты стран Скандинавии совместно с представителями многих немецких княжеств поддержали золотой стандарт, поскольку их страны быстро набирали темпы торговли с Великобританией. Французские делегаты также ратовали за золотой монометаллизм. Россия и Голландия, придерживавшиеся серебряного стандарта, выступили противниками золотого монометаллизма. Российская империя имела обширные торговые связи с азиатскими странами серебряного блока, что обусловливало позицию ее делегатов. Представители Голландии занимали более гибкую позицию. По их словам, если главный торговый партнер (Германия) перейдет на золото, то Голландия последует за ним. Противники золотого стандарта оказались на конференции в меньшинстве, и по итогам обсуждения делегаты проголосовали за золото. Никакого международного соглашения, как это принято делать сейчас, заключено не было. Предложение по итогам конференции не было ратифицировано. Оно пало жертвой франко-прусской войны, однако в течение последующих двух десятилетий принятое в Париже решение постепенно воплощалось в жизнь.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/19797/history_central_banks.pdf История центральных банков и бумажных денег] / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015</ref> С 1870-х годов мировая валютная система прошла унификацию на основе золотого монометаллизма.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/19797/history_central_banks.pdf История центральных банков и бумажных денег] / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015</ref> ==== Банковская система ==== Свободная банковская деятельность получила широкое распространение в течение XIX столетия.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/19797/history_central_banks.pdf История центральных банков и бумажных денег] / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015</ref> По окончании наполеоновских войн мир вошёл в длительный период политической и экономической стабильности. Иностранные инвестиции стали менее рискованными, что стимулировало международную деятельность банков.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/19797/history_central_banks.pdf История центральных банков и бумажных денег] / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015</ref> ==== Ссудно-сберегательные ассоциации ==== Ссудно-сберегательные ассоциации появились в середине XIX века.<ref>[https://mpra.ub.uni-muenchen.de/94348/ Институты коллективных жилищных сбережений]</ref> ==== Пенсии ==== Первую систему государственного пенсионного обеспечения, похожую на нынешнюю, ввел канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. 22 июня 1889 года рейхстаг принял закон о страховании по инвалидности и старости, который распространялся на рабочих и производственных служащих с зарплатой до 2000 марок в год. Закон начал действовать 1 января 1891 года. Следом, в том же 1891 году, пособия по старости были введены в Дании.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3696503]</ref> == Блага == === Машиностроительная продукция === ==== Ледоколы ==== В 1898 году первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» был спущен на воду. === Энергоносители === {{main|Энергоносители в XIX веке}} ==== Нефть ==== {{main|Нефть в XIX веке}} В 1900 году мировая добыча нефти составила 20,4 млн. тонн, из которых половина принадлежала России. ==== Уголь ==== {{main|Уголь в XIX веке}} К 1860 г. мировая добыча угля достигла 200 млн тонн и продолжала неуклонно возрастать. В XIX столетии в мире было добыто 17,8 млрд тонн угля. == Территории == === Аргентина === В 1881 году Чили и Аргентина заключили договор о границах, в котором определили сферы влияния по принципу «двух океанов»: Аргентина контролирует Атлантический океан, Чили — Тихий. При этом принадлежащие Чили острова Нуэва, Леннокс и Пинктон оказались в подконтрольной Аргентине Атлантике.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3170526]</ref> === Великобритания === {{main|Великобритания в XIX веке}} Первый закон о регулирования рабочего времени был принят в Великобритании в 1802 году, он ограничивал рабочий день детей продолжительностью в 8 часов, подростков – 12 часов, за нарушение хозяев фабрик штрафовали.<ref>[https://econs.online/articles/photo/ot-rassveta-do-zakata-kratkaya-istoriya-rabochego-/]</ref> === Западная Европа === Эпоха всеобщей грамотности в Западной Европе наступила к концу XIX века.<ref>''Полтерович В. М.'' [https://mpra.ub.uni-muenchen.de/88164/1/MPRA_paper_88164.pdf К общей теории социально-экономического развития] — 2018</ref> === Квинсленд === В 1879 году острова Торресова пролива вошли в состав австралийской провинции Квинсленд.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3170526]</ref> === Китай === Первый акционерный банк, полностью организованный по западному образцу ([[China Merchants Bank]]), появился в Китае в 1897 году.<ref>[https://cbr.ru/Content/Document/File/19797/history_central_banks.pdf История центральных банков и бумажных денег] / С.Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015</ref> === Коста-Рика === В 1858 году после флибустьерской войны Никарагуа и Коста-Рика заключили Договор о границе Каньяс-Херес. Никарагуа получило контроль над рекой Сан-Хуан, а Коста-Рика — право использовать ее для торговли и остров Калеро. Позже выяснилось, что стороны по-разному интерпретировали документ. В итоге в 1888 и 1897 годах их спор рассматривали независимые арбитры, в частности, президент США [[Гровер Кливленд]].<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3170526]</ref> === Майотта === Франция установила протекторат над Майоттой в 1841 году.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3170526]</ref> === Россия === {{main|Россия в XIX веке}} В 1891 – 1894 годах Россия и Франция заключили ряд соглашений, оформивших их военный союз. === США === {{main|США в XIX веке}} 1 мая 1886 года в Чикаго начался митинг рабочих с требованием 8-часового рабочего дня, противостояние с властями затянулось на несколько дней, и при разгоне демонстрантов несколько человек были убиты.<ref>[https://econs.online/articles/photo/ot-rassveta-do-zakata-kratkaya-istoriya-rabochego-/]</ref> === Фолклендские острова === В 1892 году англичане признали Фолклендские острова своей колонией.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3170526]</ref> === Чагос === В 1814 году Великобритания включила архипелаг Чагос в состав колонии Маврикий.<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3170526]</ref> == Ссылки == * [https://www.pseudology.org/MID/PotemkinTom1a.pdf История дипломатии. Том 1] {{История человечества}} [[Категория:XIX век| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:История человечества
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы