Sukhoi Superjet 100

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100

Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100, Сухой Суперджет 100) — российский пассажирский самолёт. Его производство осуществляет компания «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС), образованная в 2000 году.[1]

Во многом этот проект уникален для российского авиастроения. Во-первых, этот проект — результат консультаций с более чем 50 ведущими авиакомпаниями мира. Именно их пожелания были максимально учтены при разработке нового самолёта. Во-вторых, над созданием SSJ100 трудились специалисты более 20 лидеров мирового авиастроения, причём для определения облика самолёта (как внешнего, так и внутреннего) использовались исключительно цифровые технологии проектирования.[2]

SSJ 100 — первый в России самолёт, созданный в широкой международной кооперации на основе современных технологий проектирования, производства и менеджмента, полностью спроектированный на основе цифровых технологий. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном самолётостроении технологии: бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера и автоматическая клепка.[3]

SSJ 100 стал первым в современной российской истории пассажирским самолётом, который получил полноценный европейский сертификат без каких-либо ограничений, что стало основой для экспортных продаж и эксплуатации зарубежными авиакомпаниями.[4]

Крупнейшими эксплуатантами Суперджетов являются российские авиакомпании «Россия», «Азимут» и «Ямал».

К середине 2015 года маршрутная сеть Суперджетов составляла более 130 городов по всему миру.[5]

По состоянию на декабрь 2018 года в общей сложности самолёты SSJ 100 выполнили более 300 тыс. коммерческих рейсов продолжительностью свыше 460 тыс. лётных часов.

Содержание

[править] История

В мае 2000 года в составе авиахолдинга «Сухой» было создано ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», которое занялось разработкой ближнемагистрального лайнера на замену Ту-134 и Як-42. В декабре 2002 года компания привлекла в качестве консультанта американскую корпорацию Boeing. В марте 2003 года ГСС с проектом Russian Regional Jet (RRJ) выиграло конкурс Росавиации по созданию регионального самолёта, получив из бюджета $120 млн на его запуск в серию. Через месяц в качестве двигателя для RRJ был утверждён SaM146 французской компании Snecma и НПО «Сатурн».[6][7]

В июле 2006 года на авиашоу в Фарнборо было сообщено о переименовании проекта в Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100).[8]

В январе 2007 года самолёт «Руслан» авиакомпании «Полёт» доставил из г. Комсомольск-на-Амуре в г. Жуковский фюзеляж и другие составные части самолёта SSJ 100.[9][10][11]

В августе 2007 года ГСС и итальянская Alenia Aeronautica создали совместное предприятие по продажам и послепродажному обслуживанию SSJ 100. Итальянцы вошли в капитал компании, приобретя 25 % плюс 1 акцию за €138 млн.[12]

26 сентября 2007 года публике был представлен первый опытный экземпляр SSJ 100.[13][14][15][16][17][18][19][20]

В феврале 2008 года компания PowerJet сообщила о завершении испытаний нового авиадвигателя SaM-146 предназначенного для самолёта SSJ 100. Новый двигатель отработал 42 лётных часа в ходе 22 испытаний. Этого достаточно для перехода к испытаниям двигателя на самолёте SSJ 100.[21]

19 мая 2008 года SSJ 100 впервые поднялся в воздух, успешно совершив свой первый полёт.[22][23][24][25][26][27][28][29][30][31][32][33][34][35][36][37][38][39][40][41][42][43][44][45][46][47][48][49][50][51][52][53][54][55][56][57][58][59]

2 ноября 2008 года SuperJet перевезли в Новосибирск для ключевых испытаний.[60]

В 2008 году завершился первый этап заводских испытаний самолёта SSJ 100.

В 2009 году началось серийное производство SSJ 100 на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении.[61]

4 ноября 2010 года первый серийный самолёт SSJ 100 выполнил первый полёт.[62]

3 февраля 2011 года SSJ 100 получил Сертификат типа Авиарегистра МАК.[63]

В апреле 2011 года первый серийный лайнер Sukhoi Superjet был поставлен первому коммерческому заказчику.[64] 21 апреля 2011 года он выполнил первый пассажирский рейс.[65]

Летом 2011 года было объявлено о начале запуска программы бизнес-версии SSJ 100.[66]

3 февраля 2012 года Sukhoi Superjet получил сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности, став первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA.[67][68]

[править] Характеристики

SSJ 100 выполнен по нормальной компоновочной схеме гражданского самолёта — низкоплана с палубным оперением, переставным стабилизатором и двигателями на крыле. Трехопорное убираемое в полете шасси позволяет базироваться на полосах класса «Б» и «В». Компоновка традиционна для магистральных пассажирских самолётов и оригинальна для региональных самолётов.[69]

Семейство самолётов Superjet 100 разрабатывается на принципах максимальной унификации агрегатов планера и систем: крыла, оперения, шасси, силовой установки, кабины экипажа, основных самолётных систем и комплектующих изделий. Унификация конструкции позволит повысить экономическую эффективность эксплуатации семейства самолётов при рациональном уровне затрат. Пассажирам предоставляется повышенный уровень комфорта за счёт более широких кресел и проходов, большего объёма салона и увеличенной на 27 % вместимости багажных полок.[70]

Аэродинамика и конструкция самолётов семейства базируются на хорошо проверенных передовых технологиях, обеспечивающих минимальный технический риск на этапах проектирования, испытаний и эксплуатации.[71]

Семейство самолётов Superjet 100 соответствует современным и перспективным требованиям российского и мирового рынка самолётов гражданской авиации. Самолеты удовлетворяют требованиям по уровню шума, создаваемого самолётом на местности по Главе 4 стандарта ICAO и FAR 36 части 4, вступившей в силу с 2006 года.[72]

Система ТОиР обеспечивает годовой налёт до 3600 л.час.[73]

[править] Цены

Одно время цена самолёта в различных модификациях составляла от $23,4 млн до $28,9 млн.[74] Затем цена базовой версия самолёта составила $31,7 млн, версия с увеличенной дальностью полета (LR) — $32,3 млн.[75]

В феврале 2012 года старший вице-президент компании ГСС по работе с заказчиками Игорь Сырцов объявил, что базовая версия самолёта стоит $35,4 млн, версия с увеличенной дальностью полета (LR) — $36,2 млн (в каталожных ценах). Сырцов при этом сказал, что Суперджет сохранил преимущество в 15 % по сравнению с каталожными ценами конкурентов.[76]

[править] Заказы и поставки самолётов

Первый серийный SSJ 100 19 апреля 2011 года был передан стартовому заказчику — армянской авиакомпании «Армавиа». Второй — 9 июня 2011 года «Аэрофлоту».[77][78][79][80]

На конец июля 2011 года шесть самолётов «Суперджет 100» проходили окончательную сборку в Комсомольске-на-Амуре, а 23 машины находились на разных стадиях завершения производства.[81]

По итогам 2011 года заказчикам было поставлено 5 самолётов SSJ 100.[82]

В 2012 году было поставлено 12 самолётов SSJ 100 следующим заказчикам: «Аэрофлот» (6 самолётов), InterJet (2), «Якутия» (2), «Московия» (1), Sky Aviation (1).[83]

В 2013 году заказчикам было поставлено 25 самолётов, из них 21 новый самолёт и 4 — перепродажа выводимых из эксплуатации «Аэрофлотом» самолётов версии «light».[84]

В 2015 году компания «ГСС» предала клиентам 25 самолётов SSJ 100. Получателями SSJ 100 стали российские авиакомпании «Аэрофлот», Red Wings (с вторичного рынка) и «Газпром авиа», мексиканский лоукостер Interjet и швейарский деловой оператор Comlux.[85]

[править] Портфель заказов

Портфель заказов SSJ 100 на декабрь 2013 года (включая уже поставленные самолёты) составил 182 единицы:[86]

  • «Аэрофлот» — 30
  • «Якутия» — 2
  • ВЭБ-Лизинг (ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“») — 24
  • «Газпром авиа» — 10
  • «Трансаэро» — 16
  • Lao Central Airlines — 3
  • Sky Aviation — 12
  • Interjet — 30
  • «Ильюшин Финанс» — 30
  • «Сбербанк Лизинг»/«Московия» — 3
  • «Центр-Юг» — 2
  • ОАО «ОАК» / МВД РФ — 1
  • «Рособоронэкспорт» — 1
  • Прочие заказчики / опционы — 28

[править] Эксплуатация самолётов

По состоянию на октябрь 2014 года, у компании Interjet (Мексика) находились в эксплуатации 11 Суперджетов, «Аэрофлот» (Россия) — 10, «Газпромавиа» (Россия) — 5, Sky Aviation (Индонезия) — 3, «Московия» (Россия) — 2, «Центр-Юг» (Россия) — 2, «Якутия» (Россия) — 2, Lao central (Лаос) — 1.[87]

В мае 2015 года года Суперджеты преодолели рубеж в 100 тыс. часов налёта на коммерческих перевозках.[88]

[править] Финансирование

В финансировании проекта участвуют крупные российские и зарубежные банки. «Сухой» и итальянская компания Alenia Aeronautica (входит в группу Finmeccanica) в рамках соглашения о стратегическом партнёрстве создали совместное предприятие по продажам и послепродажному обслуживанию российских самолётов SSJ 100. Доля компании «Сухой» в этом СП составляет 49 %, Alenia — 51 %, причем Alenia Aeronautica инвестирует 200—250 млн евро в проект.[89] По данным Минпромторга России, стоимость программы создания самолёта Sukhoi Superjet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств.[90]

Общий объём средств федерального бюджета, израсходованных на проект создания самолета RRJ и двигателя SaM146 в период 2003—2010 годов, составил 17,0 млрд рублей по 15 государственным контрактам. Из внебюджетных источников разработчиками было привлечено 27,2 млрд рублей. При этом расходы из федерального бюджета по самолёту RRJ составили 12,4 млрд рублей по 9 государственным контрактам и 20,3 млрд рублей из внебюджетных источников.[91]

[править] Зарубежные аналоги

Зарубежные аналоги самолёты SSJ 100: Embraer E jets, Bombardier CRJ.[92]

[править] Премия GTF

8 декабря 2014 года компания SuperJet International (SJI), совместное предприятие компании Finmeccanica-Alenia Aermacchi и ОАО «Компания „Сухой“», получила специальную премию Global Transport Finance (GTF) за самую инновационную финансовую сделку и наибольший вклад в отрасль авиатранспортного финансирования в 2014 году. Компания SuperJet International была награждена в ходе престижного ежегодного торжественного мероприятия GTF, прошедшего в Лондоне в MerchantTaylors’ Hall. Так, сделка SJI была признана «Кредитной сделкой года по самолету для Латинской Америки». Компании также была присуждена премия «Новатор года в финансировании воздушных судов».[93]

Компания SuperJet International, в сотрудничестве с производителем воздушных судов ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», разработала схему финансирования Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), подразумевающую получение многостороннего экспортного кредита, обеспеченного гарантиями Coface,SACE и EXIAR. При активной поддержке международных кредитных агентств трех стран — Италии, Франции и России, в тесном сотрудничестве с банками Natixis, DeutschBank, Intesa San Paolo и ВЭБ, компания SuperJet International смогла предложить своему клиенту, мексиканской компании Interjet, уникальное долгосрочное финансирование сделки по приобретению самолётов Суперджет.[94]

[править] Оценки

В ноябре 2018 года заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров заявил: «Все пилоты говорят, что кабина самолета Suрerjet100 замечательная, система управления и электроника прощают многие ошибки, все очень хорошо продуманно. Хорошая аэродинамика и экономичность двигателей. Но каждый эксплуатант скажет, что очень тяжело эксплуатировать эту технику. И мы понимаем почему. Выходя на рынок мы не знали, не имели опыта построения систем постпродажного обслуживания. Бомбардье, выводя на рынок самолеты CSeries, вложиладо 1 млрд долларов в создание сервисных центров ещё до того, как самолет пошел в эксплуатацию. Это обеспечивает компаниям соответствующий высокий налет даже на первых сериях. И сейчас нами такая программа разрабатывается, она положена в стратегию развития.»[95]

[править] Прогнозы

[править] Краткосрочные

В июне 2016 года президент «ОАК» Юрий Слюсарь заявил, что SSJ 100 законтрактован темпом 30-40 самолётов в год по 2018 год включительно.[96]

В июне 2017 года президент «ГСС» Владислав Масалов заявил, что в 2017 году планируется поставить на экспорта 3 или 4 самолёта для Interjet и 2 самолёта для CityJet. В 2018 году планируется поставить 5 самолётов для Interjet и 1 самолёт для ВВС Таиланда.[97]

В 2018 году «ГСС» планирует произвести 25 самолётов и поставить 28 — с учётом переходящих машин.[98]

К концу 2018 году планируется сертифицировать версию SSJ с законцовками крыла, а с 2019 года — начать серийное изготовление законцовок.[99]

[править] Долгосрочные

По состоянию на декабрь 2015 года «ГСС» планирует, что до 2031 года произведёт 595 самолётов SSJ 100. Из них 82 самолёта будут переданы в базовой версии, 331 самолёт — в версии Long Range (с увеличенной дальностью полёта), 42 — в бизнес-версии Sukhoi Business Jet (SBJ). На модификацию Stretched Version (удлинённая) придётся около 140 самолётов.[100]

В декабре 2020 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что импортозамещенная на 97% версия SSJ с российским двигателем ПД-8 должна появиться в 2024 году.[101]

[править] Ссылки

[править] Разделы на сайтах

[править] Superjet.wikidot.com

[править] РБК

[править] Sdelanounas

[править] Коммерсантъ

[править] ЖЖ

[править] Рунет

[править] Прочее


Sukhoi SuperJet 100
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
Модификации  SSJ 100LRSSJ 100SVSukhoi Business Jet
Комплектующие и материалы  ДвериДвигателиКрылоФюзеляжШасси
Текущие эксплуатанты  Россия (62) • Азимут (15) • Ямал (15) • Аэрофлот (11) • Газпром авиа (10) • Red Wings (8) • ИрАэро (7) • Северсталь (4) • Якутия (4) • ВВС Таиланда (3) • МЧС России (2) • СЛО «Россия» (2)
Лизинговые компании  ГТЛКВЭБ-лизингИФК
Бывшие эксплуатанты  Sky AviationArmaviaLao CentralCityJetInterjet
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Темы  РазработкаСертификацияПроизводствоНадёжностьИсторияСравнение с аналогами


Гражданское самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство пассажирских самолётовПроизводство грузовых самолётов
Производимые самолёты  Sukhoi SuperJet 100Ту-204СМТу-214Ту-204-120СЕИл-96Бе-200МС-21 (проект) • Ил-76ТД-90А (проект) • Як-152 (проект)
Производственные площадки  Авиастар-СПВоронежское акционерное самолётостроительное обществоКазанский авиационный завод им. С. П. ГорбуноваТАНТК
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты