Редактирование: Як-130
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Изображение:Iak-130.jpg|thumb|400px|right|Учебно-боевой самолёт Як-130]] '''Як-130''' — двухместный учебно-боевой самолёт, разработанный [[ОКБ Яковлева]]. Предназначен для подготовки лётчиков современных и перспективных боевых самолётов. Также может использоваться в качестве лёгкого [[штурмовик]]а.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> == Характеристики == В корпорация «Иркут» подчеркивают, что высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять этот самолёт в ходе обучения и при решении боевых задач.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> Самолёт оснащен системами выброса пассивных помех, сбивающих с курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> Самолёт имеет электродистанционную комплексную систему управления — она выполняет функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета. Стоит отметить, что Як-130 очень тяжело ввести в штопор, а если это все же случилось, достаточно просто отпустить рули — и самолет сам выходит из штопора и продолжает безопасное пилотирование.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> Как пояснил лётчик, принимавший участие в испытании Як-130, машина «очень хороша и проста в управлении», но есть и подводные камни для молодых лётчиков, обучающихся на Як-130. ''«У него очень хорошая защита от ошибок лётчика, но после него люди уже теряют лётные навыки, когда переучиваются на Су-25 и Су-24. Як-130, он как Airbus, — защищен от дурачка, потому что взять тот же взлет: РУС [ручка управления самолетом] на Як-130 берется на себя до упора, на старых же самолетах Су-25 и Су-24 такого делать категорически нельзя. Система защиты от сваливания [сложное пространственное положение, когда летчик теряет пространственную ориентировку, а самолет выходит за пределы летных ограничений] большая. Если в дальнейшем после Як-130 переучиваться на Су-30, то это идеально»'', — сказал лётчик.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> === Вооружение === Як-130 может нести боевую нагрузку до трёх тонн, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> === Двигатели === У Як-130 два турбореактивных двухконтурных двигателя [[АИ-222-25]] с тягой по 2500 кг. Разработкой его совместно с Россией занималось запорожское МКБ «Прогресс» — примерно половина комплектующих для этой силовой установки поставлялась с Украины. Как сообщал в конце 2014 года начальник управления военных представительств Минобороны полковник Олег Степанов, мероприятия по импортозамещению украинских покупных комплектующих изделий для производства двигателя АИ-222 самолета Як-130 выполнены — производство освоили в [[Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют»|Научно-производственном центре газотурбостроения «Салют»]] (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию).<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> == Производство == [[Иркутский авиационный завод]] занимается производством самолёта Як-130.<ref>[http://bmpd.livejournal.com/1129578.html Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015]</ref> == В Вооружённых силах России == Первые поставки самолётов Як-130 российским военным начались в 2010 году.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> К началу 2016 года ВКС России суммарно получили 79 серийных самолётов Як-130, из которых 12 машин первых двух серий были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» по контракту 2005 года, а ещё 67 — на Иркутском авиационном заводе ПАО «Корпорация „Иркут“» по двум контрактам — 2011 года на 55 самолетов, и 2014 года ещё на 12 самолётов.<ref>[http://bmpd.livejournal.com/1856251.html Контракт на еще 30 самолетов Як-130 для ВКС России. 18 апреля 2016]</ref> В ВВС России самолёты Як-130 замещают устаревающие тренировочные самолёты [[L-39]] чешского производства.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> == Экспорт == Экспортные поставки Як-130 начались в 2011 году.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> По состоянию на апрель 2016 года самолёты Як-130 стоят на вооружении Алжира (16 штук), Бангладеш (поставлено 6 самолетов из 16 заказанных) и Белоруссии, куда весной 2015 года были поставлены первые четыре самолёта, а уже в августе того же года на авиасалоне МАКС Минск заключил контракт с «Иркутом» на поставку ещё одной партии из четырёх Як-130.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> == Потери == По состоянию на апрель 2016 года с момента создания было потеряно всего три Як-130. При этом серийный только один, в результате этой аварии в Астраханской области в апреле 2014 года погиб один из лётчиков.<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> == Оценки == Как отмечает американский аналитик [[Томас Ньюдик]], сегодняшние российские многоцелевые учебно-боевые самолеты — «весьма жизнеспособная и довольно экономичная альтернатива обычным истребителям — даже тем, которые появились по ту сторону „железного занавеса“».<ref>[http://www.gazeta.ru/army/2016/04/17/8167853.shtml «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016]</ref> == Перспективы == В 2018 году 10 Як-130 планируется передать в Вооружённые силы России.<ref>[https://bmpd.livejournal.com/3087431.html]</ref> == Ссылки == * [http://bmpd.livejournal.com/tag/%D0%AF%D0%BA-130 Раздел о Як-130 в ЖЖ bmpd] * [http://sdelanounas.ru/blogs/?search=%D0%AF%D0%BA-130 Раздел о Як-130 на сайте Sdelanounas] * [http://www.airwar.ru/enc/attack/yak130.html Як-130] * [http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/rossijskij-uchebno-boevoj-samolet-novogo-pokoleniya-yak-130/ Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130. 18 июля 2015] * [http://topwar.ru/22590-yak-130-i-ego-blizhayshie-rodstvenniki.html Як-130 и его ближайшие родственники. 28 декабря 2012] * [http://ria.ru/spravka/20100529/240084533.html Учебно-боевой самолет ЯК-130: технические характеристики. 29 мая 2010] * <ref>[http://inosmi.ru/russia/20150907/230132983.html]</ref> == Примечания == {{примечания}} {{Як-130}} {{Военное самолётостроение России}} [[Категория:Як-130| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Военное самолётостроение России
Шаблон:Примечания
Шаблон:Як-130
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы