Редактирование Экспорт вооружений из России в Китай (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == {{main|История экспорта вооружений из России в Китай}} === СССР === {{main|Экспорт вооружений из СССР в Китай}} После создания КНР в 1949 году началось активное военное сотрудничество нового государства с СССР. Китай получил готовое вооружение, лицензии, заводы «под ключ», инженерные кадры и некоторые начала современной конструкторской школы, позволившие уже после разрыва с СССР самостоятельно завершить некоторые разработки, включая создание ядерной бомбы и межконтинентальных ракет.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> Вместе с тем «привой» не дал ожидавшегося руководством Китая эффекта: «большой скачок», «культурная революция» и прочие потрясения, пережитые Китаем в 1960—1970-х годах, вкупе с отсутствием собственной инженерной школы и традиции привели к тому, что к 1990-м годам Китай подошёл практически с тем же арсеналом, который получил от СССР тремя десятилетиями ранее. Некоторые улучшения были достигнуты благодаря нормализации отношений с США и Западом в целом в середине 1970-х, однако технологический разрыв между КНР и лидерами гонки вооружений оставался чудовищным: в то время как ВВС НОАК продолжали эксплуатировать машины первого-второго поколений, ВВС СССР и США завершали перевооружение на четвёртое.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> Однако большой ассортимент простого и недорогого вооружения сделал Китай желанным поставщиком соответствующей продукции для стран третьего мира и многочисленных национальных движений. Китайское оружие, а точнее — копии советского, которые Китай продолжал выпускать, самостоятельно освоив производство комплектующих, уже без всяких лицензий получало значительное число стран и движений.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> К 1980-м годам в Китае освоили производство аналогов советского вооружения, созданного в том числе и после разрыва китайско-советских отношений: так, созданный в конце 1970-х переносной зенитно-ракетный комплекс HN-5 был копией советского ПЗРК «Стрела-2», созданного десятилетием ранее. Оригинальные комплексы Китай получил во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, и, имея уже навыки освоения советской радиоэлектронной техники, китайские инженеры скопировали очередную разработку. ТТХ HN-5 по крайней мере поначалу уступали «Стреле», но свою порцию неприятностей эта система доставила и Советскому Союзу — во время афганской войны 1979—1989 годов.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> К концу 1980-х годов, когда между Китаем и СССР возобновились нормальные деловые отношения, Китай уже прочно занял нишу главного поставщика «пиратских копий» советского оружия на мировой рынок. Однако технологический разрыв нужно было как-то закрывать, при этом Запад, хоть и проявлял готовность к ограниченному сотрудничеству, отнюдь не собирался делиться с Китаем новейшими разработками. Отдельные исключения типа успешно купленной у Израиля проектной документации на не пошедший в серию истребитель IAI Lavi погоды не делали. Вдобавок даже эти приобретения требовалось как-то освоить.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> === С 1992 года === [[Изображение:Su-27SK.jpg|thumb|400px|right|Истребитель [[Су-27СК]]]] Полоса везения для военной промышленности Китая началась с распадом СССР. Брошенные по факту на произвол судьбы оборонные производства были готовы к любому сотрудничеству, способному принести деньги. Исключение составляла разве что ядерная сфера, традиционно жёстко контролировавшаяся.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> Новый этап военно-технического сотрудничества Москвы и Пекина был не столь масштабен, как в первые годы после образования КНР, всё же создавать с нуля промышленность Китаю уже не требовалось, да и определённая инженерная школа имела место быть. Однако современных изделий и технологий был острый дефицит. И этот дефицит был восполнен поставками из России самолётов Су-27СК и Су-30МКК, двигателей АЛ-31ФН и РД-93, подлодок проекта 636, эсминцев проекта 956, зенитно-ракетных систем С-300 и т. д.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> Получив доступ к современной технике, а в случае с Су-27, например, и лицензионную сборку, Китай немедленно занялся привычным делом — созданием пиратских копий. Освоив производство необходимых комплектующих, он запустил в серию уже не собранные из машинокомплектов, а собственного производства истребители J-11 и ЗРК HQ-9. Затем повторилась и история с копированием не передававшихся официально вооружений: закупив на Украине два нелетающих опытных экземпляра палубного истребителя Су-33, оставшихся с советских времен на испытательном комплексе морской авиации в Крыму, Китай сумел построить собственный самолет J-15, практически неотличимый от Су-33 по внешнему виду.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> Российские инженеры участвовали также в доводке многих китайских проектов — от превращения Lavi в J-10 до разработки новейшего учебно-тренировочного самолета L-15. Российские умы, по мнению экспертов, приложены и к китайским опытным машинам пятого поколения — J-20 и J-31. Российские технологии там присутствуют вполне определённо — и та и другая машины взлетели на российских двигателях, хотя в отношении J-31 утверждается, что там были всё же китайские копии российских РД-93, известные как WS-13.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> Некогда зиявший технологический разрыв между Китаем и Россией значительно сузился, а кое-где Китай вырвался вперед: при всех вопросах к происхождению и начинке проекта J-31 собственного легкого истребителя пятого поколения у России пока нет.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref> Тем не менее по ряду стратегически важных направлений Россия продолжает опережать Китай, в том числе в авиации. Су-35 на голову превосходит по возможностям своего прародителя Су-27, а тем более его экспортную версию Су-27СК и «ухудшенную копию» J-11. Китайские двигатели WS-10, скопированные с российских АЛ-31ФН, значительно уступают им по ресурсу и экономичности, а показатели изделий 117С, стоящих на Су-35, для Китая и вовсе пока недоступны.<ref>[http://www.vz.ru/columns/2012/11/29/609419.html Илья Крамник: Наступление на грабли]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы