Экспорт вооружений из России в Иран

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Экспорт вооружений из России в Иран — одна из статей российского экспорта вооружений и экспорта в Иран.

Содержание

[править] История

[править] До Исламской революции

Военно-техническое сотрудничество России с Ираном имеет одну из наиболее длительных ис­торий, что связано во многом с особой ролью, которую Российская империя, а затем и Совет­ский Союз играли в первой половине ХХ столе­тия в Персии (Иране), в том числе в соответст­вии с соглашениями от 1907 и 1921 гг., фактиче­ски определявшими ограниченный суверенитет этой страны. На территории Ирана длительное время (1911—1918 гг., 1920 г., 1941—1946 гг.) на­ходились русские и советские войска, открыто вмешивавшиеся в иранские внутренние дела и поддерживавшие определенные политические и национальные силы. В силу этого и иранское правительство, и угодные северному соседу группировки с начала века получали значитель­ные партии русского оружия.[1]

После Второй мировой войны иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви пошел на тесное со­трудничество с США. Альянс с Соединенными Штатами и получение значительных доходов от продажи нефти позволили шаху не только вос­становить независимость своего государства, но и постепенно развернуть амбициозную все­объем­лющую программу модернизации Ирана и его превращения в великую державу. После резкого повышения мировых цен на нефть в начале 1970-х гг. процесс индустриали­зации и трансформа­ции Ирана принял совер­шенно грандиозные раз­меры, и сам Реза Пех­леви открыто мечтал уже о превращении Пер­сидской империи в «шестую державу мира». Значительное место при этом отводилось созда­нию мощных Вооруженных сил, оснащавшихся закупаемой на Западе в колос­сальных объемах самой современной военной техникой.[2]

При этом Реза Пехлеви стремился поддерживать хорошие и сбалансированные отношения с СССР, что выражалось и в достаточно значи­тельном военно-техническом сотрудничестве. Фактически СССР с 1950-х и по конец 1970-х гг. играл одну из основных ролей в оснащении ВВТ иранских Сухопутных войск. Положение стало меняться только в 1970-х гг., когда шах­ское правительство заказало крупные партии бронетанковой техники нового поколения уже в Великобритании. В то же время в вопросах ос­нащения ВВС и ВМС шах всегда всецело ориен­тировался на западные страны.[3]

В шахский период из СССР в Иран поставля­лись средние танки Т-55, легкие танки ПТ-76, боевые машины пехоты БМП-1, бронетранспор­теры БТР-50ПК, БТР-60 и БТР-152, буксируе­мые 122-мм гаубицы Д-30, 152-мм гаубицы Д-20 и 130-мм пушки М-46, зенитные самоходные ус­тановки ЗСУ-57-2 и ЗСУ-23-4, самоходные ЗРК «Стрела-1М», ПЗРК «Стрела-2», ПТРК «Ма­лютка», военные автомобили марок «ЗиЛ», «ГАЗ», «МАЗ», «КрАЗ» и «УАЗ», подвижные средства технического обслуживания и ремонта, инженерная техника (в том числе бронирован­ная), средства радиосвязи и прочая техника. Для осуществления капитального и среднего ре­монта поставленных из СССР артиллерийского вооружения и бронетанковой и автомобильной техники в 1973—1976 гг. вблизи Тегерана в со­ответствии с советско-иранским межправительст­венным соглашением советской стороной был со­оружен большой заводской комплекс Бабак, ко­торый и по настоящее время остается основной ремонтной базой Сухопутных войск Ирана. При советском содействии был сооружен и ряд дру­гих ремонтных предприятий и объектов военной инфраструктуры (в частности, в Исфахане и Ширазе).[4]

[править] 1979—1988 годы

Противоречия в иранском обществе в ходе фор­сированной модернизации страны привели к Ис­ламской революции 1979 г., в ходе которой шах­ский режим был свергнут и к власти в Иране пришли исламские фундаменталисты. Исламская революция повлекла значительное ухудшение отношений новопровозглашенной Исламской Республики Иран с Советским Союзом, который аятолла Хомейни заклеймил как «малого Са­тану». Затем последовали ввод советских войск в Афганистан и Ирано-иракская война 1980—1988 гг., в которой СССР был склонен к поддержке Ирака. Все это привело к фактическому замора­живанию контактов в военно-технической об­ласти между Ираном и СССР на целое десятиле­тие.[5]

[править] Возобновление поставок в 1989 году

Окончание Ирано-иракской войны, вывод совет­ских войск из Афганистана, изменения во внут­рен­ней и внешней политике СССР в ходе пере­стройки и приход к власти в Иране более праг­ма­тического руководства открыли дорогу к во­зоб­новлению за­купок ВВТ в Советском Союзе, тем более что вследствие действовавших с 1979 г. санкций США и их союзников Иран оказался полностью отрезан­ным от западных источников современного воору­жения. В ходе визита в Мо­скву в 1989 г. председа­теля иранского парла­мента и исполняющего обя­занности верховного главно­командующего Воору­женными силами Али-Ак­бара Рафсанджани была достигнута договоренность о нор­мализации межго­сударственных от­ношений, при­чем в подпи­санной при этом декла­рации Совет­ский Союз официально выразил согла­сие «со­трудничать с иранской сторо­ной в деле ук­репле­ния ее обороно­способности». В результате в 1989—1991 гг. ме­жду СССР и Ираном было за­ключено четыре крупных межправительст­венных соглашения в области ВТС на общую сумму в $5,1 млрд, превративших Иран в по­сле­дующие годы в од­ного из ведущих получателей российского воору­жения, причем теперь уже для всех видов Воору­женных сил страны. Уже в 1990 г. СССР поста­вил Ирану ВВТ на сумму, по раз­личным ис­точ­никам, от $733 до 890 млн.[6]

Истребитель МиГ-29
Истребитель МиГ-29

Соглашение от 5 ноября 1989 года предусматривало поставки Ирану 20 истребителей МиГ-29 (в кон­фигурации «9-12Б») и четырех учебно-боевых истребителей МиГ-29УБ, 12 фронтовых бомбар­дировщиков Су-24МК и двух зенитных ракет­ных систем большой дальности С-200ВЭ «Вега-Э» общей стоимостью $1,3 млрд. Это иму­щество было поставлено в 1990—1991 гг., по­следнее оборудование в счет соглашения было от­правлено в 1994 г., кроме того, предусматри­валась поставка запчастей в течение 10 лет с мо­мента последней отгрузки техники. Для воору­жения истребителей МиГ-29 в 1990—1991 гг. были поставлены авиационные ракеты Р-27Р (350 единиц) и Р-60МК (576 единиц) класса «воздух-воздух», еще 94 ракеты Р-27Р были получены иранцами в 1994 г.[7]

По соглашению от 17 мая 1990 г. в СССР для Ирана должна была осуществляться постройка ди­зель-электрических подводных лодок пр. 877ЭКМ и производиться поставка вооружения и имущества для них. Строительство велось на «Адмиралтей­ских верфях» в Санкт-Петербурге, первые две подлодки (ПЛ) были переданы за­казчику в 1992—1993 гг. В дальнейшем, по имеющейся ин­формации, должно было быть по­строено еще че­тыре ПЛ, однако под давлением США после подписания известного протокола «Гор-Черно­мырдин» была построена еще только одна лодка, сданная ВМС Ирана в 1996 г.[8]

Соглашением от 24 апреля 1991 г. предусматри­валось оказание технического содействия иран­ской стороне в создании и дооборудовании в Бендер-Аббасе шести объектов берегового базирования подводных лодок пр. 877ЭКМ с по­став­кой специмущества. Общая плановая стои­мость этих двух лодочных контрактов достигала $1,6 млрд.[9]

Крупнейшим стало соглашение от 13 ноября 1991 г., предусматривавшее передачу лицензии и оказание технического содействия в организации производства в Иране 1 тыс. танков Т-72С и 1,5 тыс. боевых машин пехоты БМП-2, а также бое­припасов к ним на общую сумму $2,2 млрд. Поставка комплектующих, запчастей и другого имущества, лицензия на производство которых иранской стороне не передавалась, была рассчи­тана до 2011 г. В рамках этого контракта рос­сийская сторона осуществила постройку в Доруде (провинция Лурестан) завода по лицензи­онному производству танков Т-72С, который начал функционировать 8 июля 1997 г.,4 а в Тегеране — завода по лицензионному про­изводству БМП-2, введенного в эксплуата­цию в 1998 г.[10]

В ходе реализации соглашения в 1993 г. в Иран с Уралвагонзавода было поставлено 100 танков Т-72С, в 1994 г. — еще 20 танков и в 1996 г. — еще два. С 1996 г. Уралвагонзавод начал поставки на завод в Доруде комплектов для лицензионной сборки танков Т-72С, поставив их до конца 1999 г. 300 единиц. Первые танки иранской сборки были переданы в войска в июле 1998 г. Курган­ским машиностроительным заводом в 1993 г. в Иран было отправлено 80 БМП-2, в 1996 г. — еще две БМП-2, а затем поставлен еще 331 ком­плект для лицензионной сборки этих машин в Тегеране. Всего, таким образом, в 1993—2000 гг. в Иран фактически было постав­лено 422 танка Т-72С и 413 БМП-2 в различной стадии технологической готовности и боеприпасы для них (включая 800 ПТУР 9М111 «Фагот» для вооружения БМП-2 в 1993 г.) — все это на об­щую сумму $668 млн.[11]

После распада СССР велись и некоторые другие работы в области ВТС России с Ираном. Так, в ходе войны в Персидском заливе в начале 1991 г. на территорию Ирана перелетели 115 боевых само­летов ВВС Ирака (четыре МиГ-29, 12 МиГ-23, семь Су-25К, 22 Су-24МК, 40 Су-22, четыре Су-20, 24 Mirage F.1EQ и два самолета ДРЛО на базе Ил-76), которые сначала были интерни­рованы, а затем конфискованы иранской сторо­ной. Известно, что российские специалисты при­нимали участие в ремонте и вводе самолетов со­ветского производства из этого числа в состав ВВС Ирана, а российскими предприятиями вы­полнялась поставка новых двигателей и запча­стей для этих машин, в частности, для Су-22.9 В 1994 г. Казанский вертолетный завод поставил в Иран 12 вертолетов Ми-17, а Улан-Удэнский авиационный завод в 1999—2000 гг. по кон­тракту 1998 г. — пять вертолетов Ми-171 в граж­данской комплектации. По западным источни­кам, в 1994 г. иранцами также якобы было при­обретено в РФ 100 ПЗРК 9К38 «Игла».[12]

[править] Протокол «Гор-Черномырдин» и его влияние

США с самого начала резко отрицательно отно­си­лись к продаже Россией вооружений в Иран и начиная с 1992 г. начали оказывать активное дав­ление по этому вопросу на российское руководство. Эта кампания увенча­лась успехом: в мае 1995 г. на встрече с прези­дентом США У. Клинтоном в Москве Б. Ельцин согла­сился на договоренности, в соответствии с кото­рыми Россия обязалась досрочно, до конца 1999 г., завершить выполнение перед Ираном всех ранее подписанных контрактов по поставкам про­дукции и оказанию услуг военного назначе­ния, после чего поставки по этим соглашениям более не произво­дить. Кроме того, российская сторона обязыва­лась впредь не заключать ника­ких новых согла­шений военного характера с Те­гераном. Офици­альным двусторонним оформле­нием этих догово­ренностей стала пресловутая секретная Памятная записка («протокол») за подписями председателя правительства РФ В. Черномырдина и вице-пре­зидента США А. Гора от 30 июня 1995 г. Памят­ная записка подробно перечисляла обязательства российской стороны по завершению военных по­ставок в Иран к 31 декабря 1999 г. Со своей сто­роны США обязы­вались сохранять конфиденци­альность относи­тельно достигнутых догово­ренностей, предот­вращать несанкционированные пере­дачи амери­канского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к границам Рос­сии, а также развивать сотрудничество с Россией в области оборонных технологий в целях содейст­вия доступу обеих стран на международные рынки таких технологий.[13]

Нетрудно заметить, что в обмен на масштабные и конкретные уступки российской стороны от США были получены, по сути, общие заявления самого бессодержательного характера. Судя по всему, главным мотивом этого беспрецедентного соглашения было стремление Ельцина лю­быми путями заручиться поддержкой американ­цев в преддверии президентских выборов в Рос­сии в 1996 г.[14]

К моменту появления протокола «Гор-Черно­мырдин» российская сторона полностью выпол­нила только самый первый из иранских контрак­тов — от 5 ноября 1989 года — на поставку самоле­тов и ЗРК. Выполнение трех других советско-иранских соглашений было в полном соответст­вии с договоренностями с США в одностороннем порядке прервано Россией в 2000 году, так что общая сумма поставок по ним составила менее $3 млрд. К моменту прекращения поставок в Иран по соглашению от 13 ноября 1991 г. оставалось поставить еще 578 комплектов для лицензионной сборки танков Т-72С и 1087 комплектов для ли­цензионной сборки БМП-2, лицензионно-техни­ческую документацию, технологическое оборудо­вание, боеприпасы и оказать услуги на сумму свыше $1,5 млрд — таким образом, этот контракт остался невыполненным на 70 %. Кон­тракты на постройку для Ирана ПЛ пр. 877ЭКМ и создание инфраструктуры для них были в итоге выполнены примерно наполовину. Общая сумма только прямых финансовых потерь рос­сийской стороны составила более $2,2 млрд, а такие критически важные для национальной обороны крупные предприятия, как Уралвагон­завод и Курганмашзавод, лишились весьма больших в их нынешнем положении гарантиро­ванных заказов, которые могли бы в немалой степени загрузить мощности этих заводов мини­мум до 2005 г.[15]

Поскольку ущербность договоренностей с амери­канцами 1995 г. была очевидна даже для ельцинского правительства, то практически сразу же после переизбрания Б. Ельцина на выборах 1996 г. российская сторона начала поиски путей ревизии взятых на себя обязательств. Уже в 1997 г. Ельциным был одобрен комплексный план развития ВТС с Ираном, который преду­сматривал, в числе прочего, последовательное проведение работы с США по расширению ра­мок Памятной записки вплоть до полного снятия ограничений на ВТС с Ираном.[16]

Следует отметить, что формальные поводы для ревизии протокола «Гор-Черномырдин» вы­явились достаточно быстро, поскольку США со­вершенно не продемонстрировали никакого же­лания развивать заявленное в Памятной записке «сотрудничество с Россией в области оборонных тех­нологий» и «оказывать содействие» доступу Рос­сии на международные рынки этих технологий. Воспользовавшись уходом с большой политиче­ской арены российских инициаторов протокола, а также придравшись к факту оглашения в ходе президентской предвыборной кампании 2000 г. в США деталей закрытых договоренностей 1995 г., российская сторона 3 ноября 2000 г. уведомила американцев о своём предстоящем выходе из со­глашения по Ирану. В соответствующем письме министр иностранных дел России И. Иванов сооб­щил о намерении России возобновить поставки ВВТ в Иран уже с 1 декабря 2000 г. После оп­ределенного периода закулисных переговоров американцы фактически согласились с этим ре­шением, взамен призвав Россию «проявлять сдержанность в поставках конвенциональных вооружений Ирану». Можно предположить, что за этой формулировкой скрывается достиг­нутый новый неоглашаемый «модус вивенди» между США и России в области российско-иран­ского ВТС.[17]

[править] С 2000 года

В апреле 2001 года был подписан контракт на поставку для ВМС Ирана 21 транс­портного вертолёта Ми-171 производства Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ), по­следние из которых были отправлены заказчику в январе 2002 г.[18]

В 2003 г. Россия заявила в Регистре обычных вооружений ООН о поставке в Иран трех бое­вых самолетов. Можно предположить, что име­ются в виду штурмовики Су-25 из наличия Мин­обороны РФ — возможно, в учебно-боевом вари­анте Су-25УБ.[19]

27 октября 2005 г. с космодрома Плесецк рос­сийской ракетой-носителем «Космос-3М» был произведен запуск первого иранского спутника Sinah-1 (ZS-1), являющегося небольшим 170-ки­лограммовым аппаратом дистанционного зонди­рования Земли (а фактически — видовой раз­ведки). Спутник был разработан омским КБ «Полет» по контракту «Рособоронэкспорта» с институтом прикладных исследований Ирана стоимостью $8 млн (стоимость контракта на запуск составила еще $1,6 млн).[20]

5 декабря 2006 года был подписан контракт о поставке из России в Иран 29 ракетно-зенитных комплексов противовоздушной обороны «Тор-М1».[21]

В 2007 году был подписан контракт, согласно которому Россия должна поставить в Иран пять дивизионов зенитной ракетной системы С-300 ПМУ-1 на сумму около $800 млн.[22]

В апреле 2016 года представитель иранского МИД Хуссейн Джабер Ансари сообщил, что первая партия С-300 уже поступила из России в Иран.[23]

[править] Показатели

[править] Объёмы экспорта

В 1992—2009 годах Россия экспортировала в Иран вооружений на сумму $3,38 млрд.[24]

Объёмы прямых поставок российской оборонной продукции в Иран в 2000—2014 годах достигли 1,639 миллиарда долларов.[25]

[править] Прочее

Для оснащения бронетехники, производившейся по лицензии, Иран получил из России в 2000–2012 годах 130 башенных модулей БМП-2.[26]

[править] Литература

  • Козюлин В. Россия – Иран: что стоит за новым стартом военно-технического сотрудничества? // Во­просы безопасности, №5, март 2001 г.
  • Коротченко И. Россия и Иран возобновили сотруд­ничество // Независимое военное обозрение, 12.01.2001
  • Никольский А. Россия вооружает Иран // Ведомо­сти, 12.02.2003.

[править] Примечания

  1. Россия на рынке вооружений Ирана
  2. Россия на рынке вооружений Ирана
  3. Россия на рынке вооружений Ирана
  4. Россия на рынке вооружений Ирана
  5. Россия на рынке вооружений Ирана
  6. Россия на рынке вооружений Ирана
  7. Россия на рынке вооружений Ирана
  8. Россия на рынке вооружений Ирана
  9. Россия на рынке вооружений Ирана
  10. Россия на рынке вооружений Ирана
  11. Россия на рынке вооружений Ирана
  12. Россия на рынке вооружений Ирана
  13. Россия на рынке вооружений Ирана
  14. Россия на рынке вооружений Ирана
  15. Россия на рынке вооружений Ирана
  16. Россия на рынке вооружений Ирана
  17. Россия на рынке вооружений Ирана
  18. Россия на рынке вооружений Ирана
  19. Россия на рынке вооружений Ирана
  20. Россия на рынке вооружений Ирана
  21. Путин пообещал игнорировать «политизированные» ограничения Запада на экспорт оружия из РФ
  22. «Ъ»: Россия может лишить Иран поддержки, если тот не отзовет иск по поставкам С-300
  23. Россия поставила Ирану первую партию ЗРК С-300. 11 апреля 2016
  24. Российское оружие в зеркале сирийского кризиса. 4 апреля 2016
  25. [1]
  26. [2]
Экспорт вооружений из России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты