Экспорт военной авиационной техники из России
Материал из Documentation.
Экспорт военной авиационной техники из России — одна из основных статей российского экспорта авиатехники и вооружений.
Экспорт авиационной техники занимает значительную долю (около 50 %) в суммарном экспорте российского ВПК.[1] По данным единственного в стране спецэкспортера конечной продукции военного назначения компании «Рособоронэкспорт», доля продаж авиатехники в общем объеме экспорта оружия в 2011 года составила 51 %.[2]
Содержание |
[править] История
Масштабное возобновление экспортных поставок военной авиатехники из России началось через несколько лет после распада СССР. В первой половине 1990-х годов мировой рынок был переполнен предложениями советских военных самолетов и вертолетов, снимавшихся с вооружения в бывших союзных республиках и странах, входивших ранее в Варшавский Договор. Только в 1995 году Россия сумела переломить ситуацию и впервые после нескольких лет спада увеличить экспорт авиационных вооружений. До этого он ограничивался поставкой в Китай примерно 30 истребителей Су-27 в рамках выполнения обязательств по контрактам, заключенным еще в советский период. Эти самолеты производились Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением имени Ю. А. Гагарина (КнААПО) и Иркутским авиационным заводом.[3]
В середине 1990-х годов экспорт авиатехники активизировался, было заключено несколько крупных сделок. В частности, в 1994—1995 годах в Венгрию было поставлено 28 истребителей Миг-29, в 1995 году в Малайзию — 18 таких машин (первая поставка боевых самолётов в эту страну). Тогда же были заключены и первые постсоветские контракты на продолжение поставок в Китай истребителей Су-27. Причём один из них, заключённый в 1996 году, предусматривал поставки не готовых самолётов, а машинокомплектов для их последующей лицензионной сборки в Китае. Поставки начались в 1998 году и продолжались до 2003 года.[4]
В 1996 году был заключён долгосрочный контракт с Индией на поставку 90 самолётов Су-30МКИ (глубокая модернизация учебно-боевого Су-27УБ) и еще 140 машинокомплектов для лицензионной сборки этой машины на мощностях индийской авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). «Мотором» сделки стала первая в России частная авиастроительная корпорация «Иркут», созданная на базе Иркутского авиационного завода — производителя двухместной учебно-боевой модификации Су-27. В контракте впервые в отечественной системе военно-технического сотрудничества была предусмотрена установка по требованию заказчика на российских боевых самолетах израильских и западноевропейских элементов бортового оборудования. Позднее на основе машины для Индии были созданы модификации для Малайзии (Су-30МКМ) и Алжира (Су-30МКА).[5]
В 2000-х годах экспорт военной авиатехники рос в основном благодаря поставкам самолётов фронтовой авиации Су-30 в различных модификациях. Главными их потребителями оставались Китай и Индия. Но в отличие от 1990-х годов и более раннего периода, эти страны начали переходить от приобретения готовых самолетов к закупкам технологических комплектов для лицензионной сборки на своей территории. Новыми крупными импортерами готовых самолетов Су-30 в 2000-х годах стали Алжир (28 самолётов), Венесуэла (24 самолёта) и Малайзия (18 самолётов). Небольшие партии этих самолётов заказывали и другие страны.[6]
В начале 2000-х годов возобновился (после паузы в конце 1990-х годов) экспорт истребителей Миг-29. Всё началось с поставок небольших партий в Судан, Бангладеш, Мьянму и Эритрею. В 2004 году был заключён важный контракт с Индией на разработку и производство 16 самолётов Миг-29К в модификации корабельного базирования. Этот контракт стал частью более широкой сделки по приобретению у России модернизированного авианосного крейсера «Адмирал Горшков» (новое название — «Викрамадитья»).[7]
Серьёзной неудачей системы экспортных поставок военной авиатехники стал отказ от выполнения контракта на поставку в Китай 34 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76 и четырёх самолётов-заправщиков на их базе (Ил-78), подписанного в сентябре 2005 года. Уже после заключения Рособоронэкспортом контракта выяснилось, что ташкентский завод ТАПОиЧ, на котором должны были собираться самолёты, не в состоянии выполнить условия контракта. Это стало очередным поводом для принятия окончательного решения о переносе производства самолёта Ил-76 в Ульяновск («Авиастар-СП»).[8]
В 2010 году поставки российской военной авиатехники за рубеж составили $3,1 млрд.[9]
В 2011 году поставки российской военной авиатехники за рубеж выросли более чем на 50 %, по сравнению с 2010 годом, и составили $4,82 млрд. Традиционно их основой стала передача нескольким странам истребителей семейства Су-30.[10]
[править] Виды
[править] Самолёты
В середине 2012 года отмечалось, что за последние семь лет Рособоронэкспорт поставил за рубеж 290 российских самолётов на общую сумму свыше $20 млрд. Большая часть экспорта самолётов пришлась на марки «Су» и «МиГ».[11]
В 2011 году из России было экспортировано 36 истребителей марки «Сухой» на сумму $1,69 млрд. Основным импортёром осталась Индия, которая получила 16 самолётов Су-30МКИ (6 готовых и 10 машинокомплектов для сборки). Восемь Су-30МКИ(А) были поставлены в Алжир, восемь Су-30МК2 во Вьетнам и четыре Су-30МК2 — в Уганду.[12]
В 2011 году поставки самолётов марки «МиГ» составили $800 млн, что является рекордным показателем за последние несколько лет. Это стало возможным благодаря завершению контракта 2004 года ($460 млн) на поставку Индии 16 истребителей МиГ-29К, которые сформируют авиагруппу индийского авианосца Vikramaditya (бывший российский «Адмирал Горшков»). Важным событием 2011 года стало начало реализации контракта на поставку Алжиру учебно-тренировочных самолетов Як-130. Корпорация «Иркут» передала в конце 2011 года все 16 самолётов общей стоимостью $200 млн. В Иорданию были поставлены два транспортных самолёта Ил-76МФ-ЭИ, контракт на поставку которых стоимостью $100 млн был подписан в 2005 году.[13]
[править] Вертолёты
В период с 2001 по 2011 год компания «Рособоронэкспорт» поставила более 420 вертолётов в 33 страны мира.[14][15]
Поставки вертолётов из России в 2011 году составили $1,73 млрд. Рост поставок по сравнению с предыдущим годом был обусловлен началом реализации крупных контрактов на поставку Индии и Афганистану транспортных вертолётов Ми-17В-5. Индии был передан 21 такой вертолёт, Афганистану — 9. Ещё 12 транспортных Ми-171 были переданы Ираку. Также российские вертолеты серии Ми-8/17 поставлялись в Азербайджан (не менее 15), Перу и Индонезию (по шесть), Таиланд, Бангладеш и Кению (по три), в Южный Судан, Эквадор, Аргентину и Польшу (по два). Помимо этого, 14 вертолётов Ми-171Е для неназванных заказчиков были проданы через британскую брокерскую компанию Exclusive Aircraft20. Боевые вертолеты семейства Ми-24/35 поставлялись в 2011 году в Азербайджан (четыре Ми-35М), в Бразилию (шесть Ми-35М) и Перу (два Ми-35П). В Мьянму было поставлено еще четыре отремонтированных Ми-35П со складов Вооруженных сил РФ. В 2011 году был завершен контракт с Китаем на поставку девяти вертолетов радиолокационного дозора Ка-31 стоимостью $135 млн.[16]
[править] Портфель заказов
По состоянию на начало 2016 года портфель заказов «Рособоронэкспорта» по авиационной технике превышает $22 млрд.[17]
[править] Ссылки
- 'Голос России' провел круглый стол, посвященный 100-летию российской авиации
- Россия уверенно занимает 2 место по экспорту новых истребителей[7]
- ВВС России: начало возрождения
[править] Примечания
- ↑ Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Роствертол» по национальной шкале «А» со стабильными перспективами
- ↑ РФ вполовину увеличила экспорт военных вертолетов и самолетов — ЦАСТ
- ↑ История авиационной промышленности России[1]
- ↑ История авиационной промышленности России[2]
- ↑ История авиационной промышленности России[3]
- ↑ История авиационной промышленности России[4]
- ↑ История авиационной промышленности России[5]
- ↑ История авиационной промышленности России[6]
- ↑ РФ вполовину увеличила экспорт военных вертолетов и самолетов — ЦАСТ
- ↑ РФ вполовину увеличила экспорт военных вертолетов и самолетов — ЦАСТ
- ↑ Россия продала военных самолетов на 20 миллиардов долларов
- ↑ РФ вполовину увеличила экспорт военных вертолетов и самолетов — ЦАСТ
- ↑ РФ вполовину увеличила экспорт военных вертолетов и самолетов — ЦАСТ
- ↑ Итог «Рособоронэкспорта»: экспорт вертолетов вырос в 4 раза за 5 лет
- ↑ Россия продала военных самолетов на 20 миллиардов долларов
- ↑ РФ вполовину увеличила экспорт военных вертолетов и самолетов — ЦАСТ
- ↑ Портфель заказов «Рособоронэкспорта» по авиатехнике превышает $22 млрд. 21 января 2016