Редактирование Экспортные пошлины на нефть в России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == {{main|История экспортных пошлин на нефть в России}} Экспортная пошлина на нефть была введена в России в начале 1992 года. Первоначально её ставка составляла 26 экю за 1 тонну экспортируемой нефти, однако уже в июне 1992 года ставка была повышена до 38 экю за тонну.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> В ноябре 1993 года ставка пошлины была установлена на уровне 30 экю/т. С либерализацией цен на нефть в начале 1995 года экспортная пошлина была снижена до 23 экю/т, а затем, с апреля 1995 года, до 20 экю/т. В апреле 1996 года экспортная пошлина была уменьшена до 10 экю/т, а с 1 июля 1996 года — отменена. Одновременно для компенсации выпадающих налоговых поступлений были повышены ставки акциза на нефть.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> В начале 1999 года в целях пополнения доходной части госбюджета экспортные пошлины были восстановлены. При этом ставка пошлины увязывалась с мировой ценой на нефть: при мировой цене российской нефти от $9,8 до $12,3 за баррель ставка пошлины составляла 2,5 евро за тонну, при цене свыше $12,3 за баррель — 5 евро за тонну.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> В условиях роста мировых цен на нефть ставка экспортной пошлины неоднократно повышалась. Таким образом, в отличие от ситуации первых лет реформ, когда ставка экспортной пошлины на нефть не менялась иногда в течение года и более, с 1999 года ставка экспортной пошлины стала устанавливаться с учётом цены российской нефти на мировом (европейском) рынке и достаточно часто пересматривалась. В то же время какие-либо формализованные механизмы привязки величины экспортной пошлины к уровню мировых цен на нефть отсутствовали.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> С 2002 года были законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на нефть и сам механизм определения ставки экспортной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. Поправками к Закону Российской Федерации «[[О таможенном тарифе]]», утверждёнными Федеральным законом № 126-ФЗ, были впервые законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от уровня мировых цен. По нефти экспортная пошлина была установлена в размере 0 % при сложившейся за два предшествующих месяца средней цене нефти Urals на мировых рынках до 109,5 долл./т (то есть до 15 долл./барр.); при мировой цене нефти от 109,5 до 182,5 долл./т (то есть от 15 до 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины должна устанавливаться в размере, не превышающем 35 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 109,5 долл.; при мировой цене нефти более 182,5 долл./т (то есть более 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины устанавливается в размере, не превышающем 25,53 долл. и 40 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 182,5 долл. Введение данного механизма обеспечило как необходимую гибкость, так и предсказуемость налоговой нагрузки.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> В 2004 г. Федеральным законом от 7 мая 2004 г. № 33-ФЗ был изменен порядок расчета предельной (максимальной) ставки экспортной пошлины на нефть. С 1 августа 2004 г. установлена более прогрессивная шкала для расчета предельной ставки экспортной пошлины на нефть, которая действует и в настоящее время.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> Экспортная пошлина на нефть взимается, таким образом, при мировой цене российской нефти более 15 долл./барр. При этом с ростом мировой цены на нефть доля налоговых изъятий прогрессивно растет (до 65 % с каждого дополнительного доллара экспортной выручки при цене нефти свыше 25 долл./барр.).<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> В соответствии с установленным порядком периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках в 2002—2008 гг. являлись каждые два календарных месяца (начиная с 1 ноября 2001 г.). Ставка экспортной пошлины также устанавливалась на срок два календарных месяца. Новая ставка экспортной пошлины на нефть вводилась в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> Введение в 2002—2004 гг. высокой прогрессивной ставки экспортной пошлины на нефть и НДПИ резко повысило бюджетную эффективность налоговой системы и привело к радикальному перераспределению доходов, генерируемых в нефтяном секторе, в пользу государства. Как показывают расчёты суммарной налоговой нагрузки на нефтяной сектор, доля налогов в валовом доходе нефтяного сектора повысилась с 28,1 % в 2000 г. до 63,1 % в 2008 г. При этом доля налогов в чистом доходе, определяемом как валовой доход за вычетом капитальных, операционных и транспортных затрат, повысилась с 54,4 % в 2000 г. до 85,3 % в 2008 г.<ref>[http://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnie_trudi-161.pdf Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий] / Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012</ref> С 2014 года в России реализуется налоговый манёвр, который предполагает поэтапное повышение НДПИ на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и на нефть.<ref>[http://1prime.ru/oil/20140320/780753497.html Пошлина на экспорт нефти из России с 1 апреля вырастет на $2,6]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы