Редактирование Экономические реформы в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Реформа управления государственными финансами == {{main|Реформа управления государственными финансами в России (2000-е годы)}} Система управления государственными финансами не в меньшей степени, чем налоговая реформа, изменила с начала 2000-х лицо российской экономики. Именно действия Кудрина, а позже — альянса министра финансов с новым главой ЦБ Сергеем Игнатьевым позволили уйти от «экономики банков» 90-х к «экономике компаний» 2000-х. Во многом именно это поддержало политическую власть президента Владимира Путина в борьбе с преимущественно банковскими по происхождению «олигархами», и именно это стало основой «нового госкапитализма» и экономики госбанков. В отличие от идеи концентрации государственных финансов в управляемом Минфином секторе, идея Минфина о быстрой приватизации госбанков, равно как и продолжение реформ в секторе госучреждений, пока под вопросом. Первое зависит от того, пойдет ли будущее правительство на приватизацию не только госбанков, но и госактивов в целом. Второе — от готовности этого правительства в целом воспринимать эту часть идей Кудрина: в удачном случае социальный эффект от завершения этого процесса может быть не менее силен, чем от любого другого завершенного проекта бывшего вице-премьера и его команды.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref> Одной из уже практически забытых, но крайне важных с любой точки зрения реформ, проведенных Кудриным, была реформа всей системы государственных финансов. Процесс этот начался еще в ноябре 2000 года, когда Государственный таможенный комитет был переведен на казначейское обслуживание. Этими довольно скромными на вид действиями Кудрин определил во многом сам характер российского госкапитализма: и «семибанкирщина» 1990-х, и вообще власть банковского сообщества, оспариваемая политически и командой Бориса Ельцина, и с большим успехом командой Владимира Путина, строились в своей основе на возможности банков работать с государственными финансами. Уже в декабре 2002 года Кудрин призвал губернаторов и местные власти как можно быстрее отказаться от обслуживания своих бюджетов в собственных казначействах и передать все средства Федеральному казначейству, которое становится базой для новой системы госфинансов.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref> В 2002 году началась и подготовка создания новой конструкции управления госфинансами, госдолгом, международными резервами в интегрированном виде — она была создана к 2004 году. Обойтись силами только Минфина в этом вопросе было невозможно — в марте 2002 года Кудрин инициировал выдвижение замминистра финансов Сергея Игнатьева на пост председателя ЦБ вместо Виктора Геращенко.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref> Современная система госфинансов сейчас кажется существовавшей всегда, тем не менее на практике еще в 2003 году альтернативы этому пути выглядели совершенно реалистичными. В феврале 2003 года Минфин подготовил стратегию развития банковского сектора на 2004—2005 годы и на период до 2008 года. Этот вопрос остался нерешенным с февраля 2003 года. Но по решению тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова стратегия была положена под сукно из-за разногласий с Минэкономики. В правительстве вспомнили о банковской реформе только в июне 2004 года и одобрили уже без возражений. Главное в концепции — ограничение числа мелких банков и усиление банковского регулирования, рост требований по достаточности капитала для всех банков с 2 % до 10 %.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref> Уже в феврале 2004 года Кудрин признал успешным завершение первого этапа банковской реформы, начатой в 2003 году. «Задачи прошлой стратегии на 90 % исполнены и по объему капитализации банков, по кредитованию реального сектора. Мы ставили задачи принять закон о страховании банковских вкладов — он принят. Мы ставили задачи ввести ряд новых нормативов в надзоре — они введены. Например, достаточность капитала. Мы ставили задачу перехода на МСФО — с 1 января он введен, и все банки уже прошли предварительную подготовку специалистов. Мы ставили задачу вывести из состава коммерческих банков госучреждения, передать все пакеты Минимуществу и их продать. На 80 % это исполнено»,— констатировал вице-премьер.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref> Впрочем, регулирование сферы госфинансов имело и обратную сторону — постепенное усиление роли в экономике госбанков, которые государство продавать не спешило. Еще в мае 2002 года Кудрин предложил правительству слияние Внешторгбанка и Внешэкономбанка СССР после предстоящей реорганизации последнего. Но реорганизация Внешэкономбанка СССР в Банк развития состоялась только в 2007 году, причем полуофициальные идеи постановки ВЭБа под общебанковский контроль и его приватизации потерпели крах: структура превращена в Банк развития. Внешторгбанк, переименованный в 2006 году в ВТБ, в июне 2002 года был выкуплен правительством у ЦБ за 42 млрд руб. Но в программу приватизации банк попал только в 2010 году — в феврале 2011 года государством были проданы 10 % акций банка. Борьбу за сокращение доли государства в банковском секторе Кудрин не оставлял ни на один месяц. Так, в августе 2006 года разрабатываемая Национальным банковским советом стратегия развития госбанков предполагала в ближайшее время сокращение до контрольного пакета доли государства в Сбербанке и ЦБ. Довольно медленно шла и реализация идей Минфина по развитию специализированных госбанков. В рамках последнего и самого масштабного проекта Кудрина, «второй приватизации» в 2011—2015 годов, эту проблему, возможно, удастся решить (вместе с проблемой альянса государственных банков и компаний под государственным контролем — «Роснефти», «Транснефти», «Газпрома» (создающих с 2007 года фактически замкнутый кластер в экономике), но уже без вице-премьера.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref> Более сложные и масштабные идеи Кудрина в области интегрирования управления денежно-кредитной, финансовой политикой и банковского надзора увенчаться видимым успехом не успели — несмотря на то что обязательства двигаться по этому пути с целью снижения макрорисков в экономике Россия брала на себя с 2008 года на всех совещаниях G8 и G20. Движения в этой сфере были: так, в декабре 2010 года Кудрин пролоббировал упразднение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), увольнение независимого от Минфина ее главы Владимира Миловидова и создание новой Федеральной финансовой службы, фактически подведомственной министерству. Но вопрос о создании действительно работающей макрорегуляторной структуры остается вопросом будущего правительства.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref> Также решением будущего правительства является и начатая в 2008 году Минфином реформа бюджетного сектора — основа готовящейся реформы и в госуслугах, и в здравоохранении, и в образовании. Реализация первой фазы реформы, проводимой под руководством и по настоянию Кудрина, к 2010 году показала как минимум устойчивость новой системы. Успех второй фазы новой системы во многом позволил бы правительству «замкнуть» итоги реформы госфинансов, отраслевых реформ в госсекторе и полного перехода бюджета в 2013 году на программный принцип. Возможный отказ правительства Дмитрия Медведева от продолжения этой реформы — один из основных рисков будущей экономической политики будущего президента Владимира Путина.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469][http://www.peeep.us/8aa4b8cb]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы