Редактирование Экономические реформы в России в 1990-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Характеристика == Российские реформы 1990-х годов были полной противоположностью [[Экономические реформы в Китае с 1978 года|китайским]], проведённым в 1970-х — 1990-х годах. В основе избранной стратегии лежала [[шоковая терапия]], ориентация на современные американские и европейские институты при отсутствии значительных институциональных инноваций и опоры на институциональный эксперимент. Все основные реформы проводились практически одновременно без тщательного учёта ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы слабых (под предлогом недопустимости [[популизм]]а) — достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в [[Экономика России в 1992 году|1992 году]], резкое падение жизненного уровня, [[Невыплаты заработной платы в России|невыплаты заработной платы]], фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформы. Население ответило взрывной интенсификацией неуправляемых перераспределительных процессов — ростом теневой экономики, [[Коррупция в России|коррупции]], [[Преступность в России|преступности]]. Правительство даже не пыталось найти адекватные меры, чтобы сдержать эти процессы. Избранные им методы приватизации, снижение регулирующей роли государства, пренебрежение промышленной политикой способствовали развитию негативных тенденций. Массовое недовольство вылилось в восстание парламента против президента. Соблюсти политические ограничения не удалось. Расстрел Белого дома осенью 1993 года дискредитировал демократию, и её сворачивание стало делом времени. Внедрявшиеся «передовые» институты атрофировались, перерождались или вовсе отторгались неадекватной им культурной и институциональной средой.<ref name="polterknrrf">''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Принципиальное отличие российских рыночных реформ от, например, реформ в большинстве стран Восточной Европы состоит в том, что в России они были начаты без создания соответствующей рыночной системе институциональной среды. Точнее говоря, российское государство отказалось от выполнения своих главнейших институциональных функций, связанных со спецификацией и защитой прав собственности, обеспечением соблюдения контрактных обязательств, функционированием независимой судебно-правовой системы и т. д. Оно не создало необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики «правил игры», что стало непреодолимым препятствием для заключения долгосрочных контрактов между хозяйствующими субъектами, а соответственно, для «институциональной интеграции» между ними. При этом оно зачастую нарушало свои собственные обязательства перед частным сектором (не выплачивая вовремя заработную плату и т. д.). В то же время, за 1990-е годы сохранилась и даже усилилась практика поддержки отдельных групп хозяйствующих субъектов, например, представителей [[АПК России|АПК]], [[ТЭК России|ТЭК]] и т. д. Иными словами, государство своими действиями только способствовало хозяйственному неравноправию экономических субъектов. Кроме того, в начале реформ государство фактически отказалось от управления государственными предприятиями, бросив их на произвол судьбы.<ref name="nur2001-10">[http://ecsocman.edu.ru/data/453/693/1219/ch10.pdf «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Глава 10] — Под редакцией [[Рустем Махмутович Нуреев|Р. М. Нуреева]] // Москва: [[Московский общественный научный фонд]], 2001, cерия «Научные доклады»</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы