Редактирование Экономические реформы в Китае с 1978 года (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Либерализация цен === [[Изображение:DFGDPKIT.png|thumb|469px|right|Динамика темпов дефлятора ВВП Китая в 1977—2012 годах, в % за год]] {{main|Либерализация цен в Китае}} Способ [[Либерализация цен|либерализации цен]], реализованный в Китае был основан на сочетании плановой и рыночной систем производства, одновременном использовании фиксированных и гибких цен.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Каждому предприятию давались плановые задания и выделялись ресурсы для их выполнения. Произведённая в рамках плана продукция оплачивалась по ценам, назначаемым централизованно. Всё, что произведено сверх плана, поставлялось на рынок по гибким ценам. Централизованные цены постепенно повышались, оставаясь, однако, ниже рыночных, поэтому предприятия стремились расширять рыночные продажи. При этом каждое повышение плановых цен сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. Плановые задания выбирались не напряжёнными, так чтобы оставить предприятиям возможность сверхпланового производства. Более того, по мере роста производственных мощностей эти задания увеличивались достаточно медленно или даже уменьшались, так что со временем доля планового выпуска становилась незначительной, и плановые задания могли быть отменены без каких либо отрицательных последствий для системы. Этот процесс получил название «дуальной либерализации». Идея дуальной либерализации систематически нигде раньше не использовалась и была новаторской.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Описанная смешанная система обладала очевидным недостатком: она стимулировала предприятия покупать как можно больше ресурсов по низким плановым ценам с тем, чтобы производить из них продукцию для продажи на свободном рынке. Как бы ни ужесточать контроль, полностью предотвратить такое поведение вряд ли было возможно. Этот недостаток дуальной либерализации с лихвой компенсировался её достоинствами. И ценовые, и материальные пропорции менялись постепенно. Предприятия и потребители получили возможность адаптироваться к условиям рынка, перестроить производственные мощности. По мере расширения рыночных продаж формировалась инфраструктура рынка.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> В работах ряда экономистов были построены модели смешанных экономик, напоминающих китайский вариант сочетания плана и рынка. Было отмечено, что возможность продажи сверхплановой продукции по рыночным ценам увеличивает благосостояние всех участников. Если плановые обязательства формулируется в агрегированном виде и в денежной форме, то результирующее распределение оказывается Парето-оптимальным. Однако при увеличении плановых цен некоторые предприятия могли проиграть.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Смешанная система создавалась в Китае очень осторожно. В самом начале реформ, в 1978 году, шесть предприятий в провинции [[Сычуань]] получили право поставлять сверхплановую продукцию по свободным ценам. В следующем 1979 году это право было делегировано 100 предприятиям. Ещё через год система была распространена на государственные предприятия, производившие 60 % всей продукции. К 1984 году уже все предприятия стали участниками свободного рынка, однако рыночные цены могли быть выше плановых не более чем на 20 %. Это последнее ограничение было снято в 1985 году. При этом китайские реформаторы неукоснительно следовали принципу компенсации проигравшим: каждое повышение плановых цен в ходе ценовой реформы сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. К 1993 году доля планового выпуска сократилась до 5 %, и план был отменён полностью. Таким образом процесс либерализации цен практически закончился, продлившись 15 лет.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref><ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/SovrSostTeorRefENSR2008_1.pdf Современное состояние теории экономических реформ] // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)</ref> Благодаря такой стратегии ценовой реформы Китаю удалось избежать производственного спада, быстрой инфляции, доминирования бартера и кризиса неплатежей.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/25-44_Polterovich.pdf Проектирование реформ: как искать промежуточные институты] // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2</ref><ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/SovrSostTeorRefENSR2008_1.pdf Современное состояние теории экономических реформ] // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы