Редактирование Экономические реформы в Китае с 1978 года (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Реформы == === Либерализация цен === [[Изображение:DFGDPKIT.png|thumb|469px|right|Динамика темпов дефлятора ВВП Китая в 1977—2012 годах, в % за год]] {{main|Либерализация цен в Китае}} Способ [[Либерализация цен|либерализации цен]], реализованный в Китае был основан на сочетании плановой и рыночной систем производства, одновременном использовании фиксированных и гибких цен.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Каждому предприятию давались плановые задания и выделялись ресурсы для их выполнения. Произведённая в рамках плана продукция оплачивалась по ценам, назначаемым централизованно. Всё, что произведено сверх плана, поставлялось на рынок по гибким ценам. Централизованные цены постепенно повышались, оставаясь, однако, ниже рыночных, поэтому предприятия стремились расширять рыночные продажи. При этом каждое повышение плановых цен сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. Плановые задания выбирались не напряжёнными, так чтобы оставить предприятиям возможность сверхпланового производства. Более того, по мере роста производственных мощностей эти задания увеличивались достаточно медленно или даже уменьшались, так что со временем доля планового выпуска становилась незначительной, и плановые задания могли быть отменены без каких либо отрицательных последствий для системы. Этот процесс получил название «дуальной либерализации». Идея дуальной либерализации систематически нигде раньше не использовалась и была новаторской.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Описанная смешанная система обладала очевидным недостатком: она стимулировала предприятия покупать как можно больше ресурсов по низким плановым ценам с тем, чтобы производить из них продукцию для продажи на свободном рынке. Как бы ни ужесточать контроль, полностью предотвратить такое поведение вряд ли было возможно. Этот недостаток дуальной либерализации с лихвой компенсировался её достоинствами. И ценовые, и материальные пропорции менялись постепенно. Предприятия и потребители получили возможность адаптироваться к условиям рынка, перестроить производственные мощности. По мере расширения рыночных продаж формировалась инфраструктура рынка.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> В работах ряда экономистов были построены модели смешанных экономик, напоминающих китайский вариант сочетания плана и рынка. Было отмечено, что возможность продажи сверхплановой продукции по рыночным ценам увеличивает благосостояние всех участников. Если плановые обязательства формулируется в агрегированном виде и в денежной форме, то результирующее распределение оказывается Парето-оптимальным. Однако при увеличении плановых цен некоторые предприятия могли проиграть.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Смешанная система создавалась в Китае очень осторожно. В самом начале реформ, в 1978 году, шесть предприятий в провинции [[Сычуань]] получили право поставлять сверхплановую продукцию по свободным ценам. В следующем 1979 году это право было делегировано 100 предприятиям. Ещё через год система была распространена на государственные предприятия, производившие 60 % всей продукции. К 1984 году уже все предприятия стали участниками свободного рынка, однако рыночные цены могли быть выше плановых не более чем на 20 %. Это последнее ограничение было снято в 1985 году. При этом китайские реформаторы неукоснительно следовали принципу компенсации проигравшим: каждое повышение плановых цен в ходе ценовой реформы сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий. К 1993 году доля планового выпуска сократилась до 5 %, и план был отменён полностью. Таким образом процесс либерализации цен практически закончился, продлившись 15 лет.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref><ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/SovrSostTeorRefENSR2008_1.pdf Современное состояние теории экономических реформ] // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)</ref> Благодаря такой стратегии ценовой реформы Китаю удалось избежать производственного спада, быстрой инфляции, доминирования бартера и кризиса неплатежей.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/25-44_Polterovich.pdf Проектирование реформ: как искать промежуточные институты] // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2</ref><ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/SovrSostTeorRefENSR2008_1.pdf Современное состояние теории экономических реформ] // Экономическая наука современной России, 2008, № 1 (40)</ref> === Либерализация внешней торговли === [[Изображение:VNTTOVKIT.png|thumb|465px|right|Динамика экспорта товаров из Китая и импорта товаров в Китай в 1960—2012 годах, в $млрд]] {{main|Либерализация внешней торговли в Китае}} Китай проводил либерализацию внешней торговли в течение 17 лет, с 1979 по 1996 год, тщательно прокладывая институциональную траекторию, шаг за шагом интегрируясь в мировую экономику. Она осуществлялась путём постепенного подключения отдельных китайских регионов или их групп, которым предоставлялись права торговли с заграницей.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref><ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/25-44_Polterovich.pdf Проектирование реформ: как искать промежуточные институты] // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2</ref> В 1979 году двум провинциям — [[Гуандун]] и [[Фудзянь]] были предоставлены специальные права вести внешнеторговый обмен и привлекать зарубежные инвестиции. В 1980 году были созданы ещё четыре специальные экономические зоны (СЭЗ), где были разрешены свободные цены и частная собственность. В 1984 году специальный внешнеторговый статус получили 14 прибрежных городов, в 1988 году — провинция [[Хайнань]], в 1992 году — большинство городов на реке [[Янцзы]] и на границах страны были также вошли в зоны развития. После этого иностранные инвесторы, наконец, поверили в неизменность китайского курса: иностранные инвестиции за один 1992 год выросли в 2,7 раза. На каждом этапе характер предоставляемых прав несколько различался, но всё это время в соответствии с идеей дуальной либерализации сохранялись два обменных курса — плановый и рыночный. Лишь к концу 1993 года плановый курс был отменён. Предприятиям, которым это изменение могло нанести ущерб, государство компенсировало потери. К этому моменту разница между плановым и рыночным обменными курсами составляла 50 %, но плановый курс применялся лишь к одной пятой всего объёма внешней торговли. В 1996 году была объявлена конвертируемость юаня по текущим операциям, однако по капитальным операциям сохранился жёсткий государственный контроль. Всё это время экспортные отрасли поддерживались государством, проводилась активная тарифная политика. С конца 1990-х годов она дополняется и частично замещается политикой занижения реального валютного курса за счёт накопления валютных резервов.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Избранная Китаем стратегия либерализации внешней торговли позволила избежать массового вывоза сырья вследствие разницы мировых и внутренних цен и подавления внутреннего производства фирмами-импортёрами.<ref>''Полтерович В. М.'' [http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/25-44_Polterovich.pdf Проектирование реформ: как искать промежуточные институты] // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2</ref> === Реформа собственности === Перед Китаем стояла задача двигаться к частной собственности в условиях патерналистских ожиданий, отсутствия правовой культуры и судебной системы, готовой защищать эту собственность и регулировать отношения между предпринимателями и работниками, при недостатке эффективных менеджеров, при отсутствии развитой кредитной системы и посреднических структур.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Коллективная собственность стала промежуточным институтом в процессе перехода от государственной к частной собственности, причём такой тип институциональной траектории не был запланирован реформаторами. Однако китайские управленцы, обнаружив неожиданный подъём коллективных предприятий, не стали чинить им препятствия, а напротив, поддержали их развитие, несмотря на то, что сложившиеся в них принципы «корпоративного управления» решительно противоречили западным нормам. Китайский вариант коллективного предприятия опирался на общинные связи, которые в Китае, не завершившем процессов индустриализации и урбанизации, ещё не были разрушены.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Мотором экономического роста в 1970—1980-х годах стали муниципальные предприятия — городские и сельские. Формально эти предприятия были собственностью небольших городов и сёл, фактически значительная (не всегда чётко определённая) их доля принадлежала муниципальным администрациям, назначавшим менеджеров. Подобное весьма странное для западного наблюдателя и неэффективное при развитом рынке смешение бизнеса и государственного управления было характерно и для других успешных азиатских экономик — [[Япония|Японии]], [[Южная Корея|Южной Кореи]], [[Тайвань|Тайваня]].<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Региональные и партийные функционеры, обогащаясь за счёт муниципальных предприятий, обеспечивали им административную поддержку в условиях размытых законов и изменчивых правил, равно как и защиту от посягательств криминальных структур и федеральных органов. Распределение прибыли не оговаривалось заранее, а осуществлялось «по факту» после её получения.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Муниципальные предприятия имели более жёсткие бюджетные ограничения, чем государственные, и обладали большей свободой в выборе цен, формы и уровней оплаты труда, номенклатуры товаров. В отличие от частных фирм их контролировали муниципальные органы. Таким образом, эту форму можно считать промежуточной. Хотя, как отмечалось выше, бурный рост таких предприятий явился неожиданностью для китайского руководства, но в дальнейшем государство их поддерживало. В частности, они платили меньшие налоги, чем частные фирмы.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> В период реформ доля государственных предприятий в промышленном производстве Китая постепенно снижалась. Если в 1970 году она составляла 88 %, то в 1980 году — 75 %, в 1990 году — 55 %, в 1999 году — 28 %. В первые годы реформ это происходило за счёт быстрого роста муниципальных предприятий. За это время они выполнили две основные задачи: во-первых, инициировали быстрый рост экономики, а во-вторых, способствовали изменению массовой культуры. Лишь после этого, в 1990-е годы, начался опережающий рост доли частных предприятий в промышленном производстве. Частично это происходило за счёт преобразования коллективных предприятий. В условиях более развитого рынка их недостатки (необходимость делиться с администрацией, недостаточные стимулы для менеджеров) вышли на первый план. Однако крупные корпорации из них, конечно, возникнуть не могли. В результате выращивания традиционного китайского института муниципальных предприятий появился класс предпринимателей, изменилось отношение к негосударственной собственности, начала развиваться рыночная инфраструктура. Всё это подготовило почву для трансплантации современной корпоративной формы частного предприятия.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> Также была проведена реформа собственности в сфере сельского хозяйства: коммуны были распущены, а земля была отдана в аренду крестьянам на 15 лет, причём право аренды разрешалось перепродавать. Таким образом, и в этом случае была введён промежуточный институт — форма собственности, позволившая создать достаточные стимулы к производству и одновременно сохранить контроль над использованием земли, ограничив тем самым спекуляцию земельными участками.<ref>''[[Виктор Меерович Полтерович|Полтерович В. М.]]'' [http://mpra.ub.uni-muenchen.de/22010/1/StrategiesReformEMM2.pdf Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия] // «[[Экономика и математические методы]]», 2006, Т. 42, № 2</ref> === Аграрная реформа === Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяопина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10 %), то её перенесли и на национальный уровень. Вскоре в Китае была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98 % сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями.<ref>[http://www.km.ru/referats/E46506B725B34DEAB501768BD47CE812 Экономические реформы в Китае]</ref> Аграрная реформа доказала свой успех. Если до реформы сборы зерна росли на 2,1 % в год, то после реформы — на 4,9 %. Согласно расчётам американского экономиста Роберта Мида, три четверти роста производительности труда в сельском хозяйстве Китая с 1978 по 1984 год были вызваны аграрной реформой и лишь четверть — улучшением методов обработки земли. В 1985 году, впервые за 25 лет, Китай стал экспортёром зерна.<ref>[http://www.km.ru/referats/E46506B725B34DEAB501768BD47CE812 Экономические реформы в Китае]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы