Редактирование: Экономические отношения России с Украиной
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Экономические отношения России с Украиной''' — одна из важнейших сфер [[Отношения России с Украиной|отношений]] между [[Россия|Россией]] и [[Украина|Украиной]]. == Торговые отношения == {{main|Торговые отношения России с Украиной}} Украина занимает 11-е место среди стран мира по объёму товарооборота с Россией. В январе-ноябре 2015 года товарооборот России с Украиной составил $14 млрд (2,9 % российского товарооборота), в том числе экспорт — $9 млрд, импорт — $5 млрд.<ref>[http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=22426&Itemid=1976 Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-ноябрь 2015 г.]</ref> == Инвестиционные отношения == {{main|Инвестиционные отношения России с Украиной}} === Инвестиции России на Украину === {{main|Инвестиции России на Украину}} По состоянию на 31 декабря 2017 года объём прямых инвестиций России на Украину составлял $4,60 млрд.<ref>[http://ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2017/zd/inv_zd/pi_ak_ks_reg/pi_ak_ks_reg_u.zip Прямі інвестиції (акціонерний капітал) (2010—2017)]</ref> === Инвестиции Украины в Россию === {{main|Инвестиции Украины в Россию}} По состоянию на 31 декабря 2017 года объём прямых инвестиций Украины в Россию составлял $151 млн.<ref>[http://ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2017/zd/inv_zd/pi_ak_ks_reg/pi_ak_ks_reg_u.zip Прямі інвестиції (акціонерний капітал) (2010—2017)]</ref> == Денежные переводы == {{main|Денежные переводы между Россией и Украиной}} По данным Центрального банка России, в 2015 году физическими лицами были осуществлены денежные переводы:<ref>[http://cbr.ru/statistics/Default.aspx?Prtid=tg Трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов)]</ref> * из России на Украину — на сумму $988 млн; * из Украины в Россию — на сумму $157 млн. По данным Национального банка Украины, Россия является лидером по объёмам отправки денег на Украину с использованием различных систем денежных переводов. В 2017 году из России на Украину было перечислено $516 млн, в обратном направлении — $188 млн.<ref>[https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a902bef9a7947b7af3fdbd2]</ref> == Транспорт == === Железнодорожное сообщение === {{main|Железнодорожное сообщение между Россией и Украиной}} По состоянию на август 2018 года между Украиной и Россией курсирует 13 пар железнодорожных поездов. Восемь из них — формирования «Укрзализницы», три — Молдавской железной дороги, по одному — Российской и Азербайджанской.<ref>[http://tass.ru/ekonomika/5445428]</ref> За I полугодие 2015 года железнодорожным сообщением между Россией и Украиной воспользовались 1,07 млн человек.<ref>[http://www.gazeta.ru/business/2015/11/30/7925765.shtml Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015]</ref> По итогам первых пяти месяцев 2019 года направление в Москву является самым прибыльным для пассажирских поездов «Укрзализницы». Один международный поезд Киев-Москва приносит «Укрзализнице» больше прибыли, чем пять самых прибыльных поездов, курсирующих внутри Украины, вместе взятых. За пять месяцев 2019 года поезд № 5/6 Киев-Москва принёс «Укрзализнице» 117,7 млн гривен. Это почти в два раза больше, чем за первое полугодие 2018 года (64,5 млн гривен).<ref>[https://biz.liga.net/ekonomika/transport/infografica/moskva-krivoy-rog-v-tope-samye-pribylnye-poezda-ukrzaliznitsi]</ref> В поезде «Киев — Москва» «Укрзализницы» в 2019 году было предложено 339 414 мест, из которых продали 253 530. В поезде «Кривой Рог — Москва» из 173 050 мест реализовали 141 708. В поезде «Одесса — Москва» — 116 146 из 140 518 мест, в поезде — «Киев — Санкт-Петербург» — 33 081 из 57 432 мест.<ref>[https://biz.liga.net/ekonomika/transport/novosti/moskva-snova-v-tope-ukrzaliznitsya-nazvala-samye-pribylnye-poezda-v-2019-godu Москва снова в топе. Укрзалізниця назвала самые прибыльные поезда в 2019 году]</ref> === Авиасообщение === {{main|Авиационное сообщение между Россией и Украиной}} Россия и Украина приостановили с 25 октября 2015 года прямое авиасообщение.<ref>[http://www.gazeta.ru/business/2015/11/30/7925765.shtml Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015]</ref> Желающие прилететь на Украину теперь летают с пересадками в других странах, как правило в Белоруссии либо Молдавии. На фоне повышенного спроса на авиабилеты из России «[[Белавиа]]» с 12 ноября 2015 года увеличила частоту полётов на маршруте Минск — Киев с двух рейсов в день до трёх.<ref>[http://www.gazeta.ru/business/2015/11/30/7925765.shtml Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015]</ref> Минимальные цены в ноябре 2015 года на билеты из России на Украину предлагают, прежде всего, белорусский авиаперевозчик «Белавиа», а также молдавская [[Air Moldova]] (если речь идёт о маршруте из Москвы в Одессу) либо комбинация авиаперевозчиков («Аэрофлот» и «Международные авиалинии Украины» с пересадкой в Минске). Подавляющее число пассажиров попадает на Украину с пересадкой в Минске.<ref>[http://www.gazeta.ru/business/2015/11/30/7925765.shtml Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015]</ref> По данным поискового сервиса [[Aviasales.ru]], за месяц после прекращения прямого сообщения выросла средняя стоимость билета только по одному маршруту: Москва — Киев. На нем средний чек в ноябре 2015 года составил 12 667 руб., что выше на 37 %, чем средняя цена билета Москва — Киев в период с 1 до 24 октября 2015 года (9230 руб.). По другим ключевым маршрутам существенного роста цен обнаружено не было.<ref>[http://www.gazeta.ru/business/2015/11/30/7925765.shtml Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015]</ref> == Транзит товаров из Украины через Россию == Согласно указу президента России, грузовые перевозки с Украины в Казахстан через Россию с 1 января 2016 года могут осуществляться только с территории Белоруссии и при условии наличия системы [[ГЛОНАСС]].<ref>[http://ria.ru/world/20160420/1415535583.html Россия считает обращение Киева в ВТО по транзиту бесперспективным. 20 апреля 2016]</ref> В апреле 2016 года Украина заявила, что с 1 января 2016 года из-за ограничительных мер, введённых Россией, экспорт её товаров в Казахстан сократился на 49 %, а их стоимость выросла на 30 %, так как они теперь должны провозиться через Белоруссию. Кроме этого, на 48 % сократился экспорт товаров из Украины в Туркмению, Узбекистан, Азербайджан, Грузию, Армению, Киргизию и Таджикистан.<ref>[http://ria.ru/world/20160420/1415535583.html Россия считает обращение Киева в ВТО по транзиту бесперспективным. 20 апреля 2016]</ref> == Атомная энергетика == {{also|Отношения России с Украиной в ядерной сфере}} === Поставки ядерного топлива === {{main|Экспорт ядерного топлива из России на Украину}} Россия является основным поставщиком топлива для АЭС Украины, обеспечивая большую часть потребности страны. По данным Госслужбы статистики Украины за первые 9 месяцев 2012 года НАЭК «Энергоатом» закупил ядерное топливо у российской корпорации «ТВЭЛ» на сумму $421 млн.<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> Участие Украины в «[[Международный центр по обогащению урана|Международном центре по обогащению урана]]» (МЦОУ, Россия) позволяет обогащать уран по более низкой цене, чем стоимость обогащения, которая входит в цену топливных сборок, поставляемых для украинских АЭС по контракту между НАЭК «Энергоатом» и «ТВЭЛ». Объемы таких поставок могут обеспечить годовую потребность в обогащенном уране для 1 — 1,5 блоков АЭС. Первая поставка ядерного топлива в для украинских АЭС по линии МЦОУ осуществлена в конце 2012 года.<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> === Строительство двух энергоблоков Хмельницкой АЭС === В июне 2010 года было подписано российско-украинское межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении третьего и четвёртого блоков Хмельницкой АЭС.<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> В октябре 2012 года Верховный совет Украины принял закон о проектировании и строительстве данных энергоблоков. Согласно одобренному Кабмином Украины ТЭО, общая стоимость сооружения энергоблоков должна составить 39,56 млрд гривен (около $5 млрд), при этом уже выполненные в 1985—2011 годах работы оцениваются украинской стороной в 271 млн гривен (около $34 млн).<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС предусматривает установку ректора типа [[ВВЭР-1000]] проекта [[В-392]], разработанного ОКБ «[[Гидропресс]]» (Россия).<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> До настоящего времени процесс финансирования не начинался. Российская сторона предлагала использовать модель «плати — строй — эксплуатируй» — то есть сохранение энергоблоков в российской собственности до возврата денег (по расчётам — 8 — 10 лет). Но такой вариант не устраивает украинскую сторону.<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> В настоящее время этот проект фактически заморожен. === Строительство завода по производству ядерного топлива === ТЭО завода разработано совместно ГСПИ РФ и украинским НИИПТ. 29.12.2011 состоялась регистрация ЧАО «Завод по производству ядерного топлива». При этом 50 % + 1 акция завода принадлежит украинскому ГК «Ядерное топливо», а 50 % — 1 акция — российскому «ТВЭЛ». Под сооружение объекта выделена площадка 6,8 га у посёлка Смолино Кировоградской области. Предполагаемая численность персонала предприятия 377 человек, срок эксплуатации — 50 лет.<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> Стоимость проекта $426 млн. Предполагалось, что 25 % этой суммы профинансируют участники в равных долях, и 75 % будет покрыто за счёт кредита Сбербанка России.<ref>[http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Ukraine/Atomic%20Energy%20of%20Ukraine%20and%20problems%20of%20cooperation%20with%20Russia%20in%20this%20area%20in%202012.pdf Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области]</ref> В настоящее время этот проект фактически заморожен. == Показатели == Объём денежных переводов физических лиц из России на Украину по официальным и неофициальным каналам ($млрд):<ref>[https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2019_02/19-Krivoguz.pdf Украинские Трудовые мигранты: стимул или тормоз для экономики?]</ref> * 2015 год: 1,835 * 2016 год: 1,396 * 2017 год: 1,311 * 2018 год: 0,948 == Ссылки == * [http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_news/ Украина. Двусторонние отношения с Россией. Новости] * [http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_rus_projects/ Перечень основных инвестиционных проектов, реализуемых (реализованных) российскими экономическими операторами в Украине] * [http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_news/11084.html Евроинтеграционные стремления Украины привели к потере 20 % ее товарооборота с Россией — Минэкономразвития] * [http://mir24.tv/news/economy/10677355 Пассажирские перевозки РЖД между Россией и Украиной упали на 70 %] * [http://korrespondent.net/business/economics/3380549-ukrayna-prodolzhaet-obsluzhyvat-rossyiskye-rakety-satana-smy Украина продолжает обслуживать российские ракеты Сатана — СМИ. 19 июня 2014] * [http://periskop.livejournal.com/1467932.html Качели взаимных транспортных санкций Украина — РФ. Больше ада! (с). 5 октября 2015] * [http://korrespondent.net/business/economics/3634297-rossyiskye-banky-obespechyly-polovynu-ynvestytsyi-v-stranu-arbuzov Российские банки обеспечили половину инвестиций в страну — Арбузов. 24 февраля 2016] * [http://korrespondent.net/business/economics/3635611-mynynfrastruktury-otsenylo-potery-ot-blokady-fur-rf Мининфраструктуры оценило потери от блокады фур РФ. 27 февраля 2016] * [http://korrespondent.net/world/russia/3656547-rf-kyev-uzhe-ne-prysylaet-shtrafy-za-polety-v-krym РФ: Киев уже не присылает штрафы за полеты в Крым. 25 марта 2016] * [http://bmpd.livejournal.com/2047652.html Россия, Украина, ГП «Антонов», компания «Волга-Днепр» и проект НАТО SALIS — что может быть общего? 1 августа 2016] * [http://www.antonov.com/news/476 Официальное обращение ГП «АНТОНОВ». 1 августа 2016]<ref>Начальный текст статьи: «За последнее время в адрес ГП „АНТОНОВ“ поступило много запросов относительно информации о намерении Авиационных властей РФ отказаться от услуг ГП „АНТОНОВ“ по поддержанию летной годности самолетов Ан−124−100 „Руслан“ и передать функции Разработчика одному из российских предприятий. ГП „АНТОНОВ“ официально заявляет, что не передавало и не передает свои права и обязанности, предписанные международными авиационными стандартами, и продолжает выполнять все обязанности Разработчика гражданского самолета Ан−124−100 „Руслан“.»</ref> == Примечания == <references /> {{Отношения России с Украиной}} {{Внешнеэкономические отношения России}} [[Категория:Экономические отношения России с Украиной| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Also
Шаблон:Main
Шаблон:Внешнеэкономические отношения России
Шаблон:Отношения России с Украиной
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы