Экономические отношения России с Афганистаном

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Экономические отношения России с Афганистаном — одна из сфер российско-афганских отношений.

Россия, обладая богатым опытом экономического сотрудничества с Афганистаном, теоретически имеет широкое поле для инвестирования финансовых средств и технологий в афганскую экономику и социальную сферу. Россия может помочь в восстановлении экономических и социальных объектов, построенных в прошлом при технико-экономическом содействии Советского Союза: нефтегазовая отрасль, дороги, мосты, ирригационное хозяйство, элеваторы, энергетика (восстановление и строительство ГЭС и ТЭС), восстановление дорожной сети, ЛЭП, цементные заводы, горнодобывающая промышленность, транспорт, модернизация аэродромов, геологоразведка нефти и газа, археологические изыскания, больницы и поликлиники, учебные заведения. Весьма перспективными представляются инвестиции в горнодобывающую промышленность: Афганистан обладает месторождениями и залежами нефти, газа, урана, железа, меди, цинка, молибдена, олова, бериллия, лития, тантала, барита, асбеста, серебра, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней.

Кроме того, есть три достаточно перспективных проекта, которые находятся в стадии изучения, участие России в которых представляется возможным. Во-первых, это газопровод Туркменистан (газовое месторождения Даулатабад)-Пакистан через афганскую территорию. По существу это старый проект, в котором были задействованы США, Саудовская Аравия, Россия (Газпром), Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Южная Корея. Но в 1998 г. созданный ими газовый консорциум распался, и сейчас предпринимаются усилия для его реанимации.

Новый проект строительства газопровода в принципе согласован правительствами Туркменистана, Афганистана и Пакистана. В настоящее время возможность подключения к проекту рассматривается правительством Индии, без участия которой он окажется нерентабельным. Длина газопровода — 1700 км, из которых 700 км приходится на афганскую территорию. Пропускная способность газопровода — 90 млрд куб. м газа в год. Афганистан планирует получать ежегодно 300 млн долларов за транзит газа. Ориентировочная стоимость проекта −3,3 млрд долларов. Срок строительства газопровода — 4 года.

Однако с практической реализацией газопровода будет непросто. Для этого предстоит сначала урегулировать пакистано-индийские отношения. Необходимо также обеспечить безопасность районов прохождения газопровода на территории Афганистана и Пакистана. Что касается России, то она в принципе не заинтересована в альтернативных поставках туркменского газа в обход ее территории. Участников проекта смущает и его стоимость. Россию и Индию беспокоит и вопрос о его запасах в Туркмении. В марте 2005 г. Ашхабад должен был представить расчетный объем запасов своего газа. Наконец, главное, необходимо найти финансовые средства — иностранных спонсоров.

Второй перспективный проект пока существует на уровне идеи. Это строительство железных дорог в Афганистане. Планируется построить железную дорогу длиной 101 км по маршруту Термез — Хайратан — Мазари-Шариф. Стоимость проекта 150 млн долларов. Ожидается, что США предоставят грант на реализацию этого проекта. Предполагается, что строительство будет осуществляться силами узбекской строительной компании «Узавтойол». Российское участие в этом проекте возможно в качестве поставщика материальной части — рельсов, шпал, подвижного состава, другого железнодорожного оборудования. Третий проект — самый перспективный. В местечке Айнак, в 45 км к юго-западу от Кабула, существует богатое месторождение медной руды. По информации британских геологов, работавших в прошлом году в Афганистане, мощность месторождения — 240 млн тонн, содержание меди в руде — 2 %. По данным советских геологов, работавших там в 80-е годы, запасы руды составляют 360 млн т. Содержание меди — 0,7-1,5 %. По расчетам, в Айнаке может быть произведено 3,6 млн т чистой меди стоимостью 11,9 млрд долларов. Месторождение может эксплуатироваться в течение 40-50 лет. Через несколько месяцев состоится тендер на разработку месторождения. Заинтересованность в проекте уже проявили Китай и Южная Корея.

Однако практические возможности российских инвестиций в Афганистан ограничены. Пока еще не созданы благоприятные возможности для иностранных инвестиций внутри страны в целом: не принят закон об иностранных инвестициях, нет надежной статистики, плохо работает банковская система, чрезвычайно высок уровень коррупции, отсутствует безопасность. Довольно сложный и политико-психологический климат в стране в отношении России и ее специалистов. С одной стороны, в Афганистане многие помнят годы, когда оказывалась советская технико-экономическая помощь, и до сих пор высоко оценивают ее. В стране осталось немало специалистов по разным отраслям народного хозяйства, которые получили образование в Кабуле под руководством советских преподавателей или в Советском Союзе. Часть из них готова заняться восстановлением «советских» объектов. С другой стороны, правящая элита Афганистана (в основном бывшие лидеры моджахедов и эмигранты, вернувшиеся с Запада) с недоверием относятся к России как к наследнице СССР. К тому же основные зарубежные спонсоры Афганистана не проявляют заинтересованности в активном российском участии в восстановлении страны.

Запад при фактическом попустительстве афганского руководства вытесняет Россию на обочину международного сотрудничества в Афганистане. К тому же финансово-экономическая слабость и отсутствие концепции афганской политики России делают ее позиции в этой стране довольно уязвимыми. Нельзя сказать, что Кабул игнорирует Россию или относится к ней враждебно. После свержения талибов в Афганистане Москву с визитами неоднократно посещали афганские руководители самого высокого ранга — президент Х.Карзай, министр обороны маршал Фахим, министр иностранных дел д-р Абдулла, министр внутренних дел Ю.Кануни. Во время этих визитов было высказано немало пожеланий с афганской стороны и обещаний — с российской. Но все это осталось на уровне деклараций. Единственная сфера, где межгосударственные отношения получили некоторое развитие — военная помощь Афганистану. Но и она имеет маргинальный характер, хотя ее объем довольно значителен — 117 млн долларов. Между тем заметно активизируются частные российские компании (нефть, газ, стройматериалы, транспорт).

В целом Афганистан безусловно заинтересован в экономическом сотрудничестве с Россией, которая могла бы занять свою нишу в процессе восстановления страны. Но для этого нужны политическая воля и инициативность российского внешнеполитического ведомства.

В нынешних условиях Россия, не прекращая усилий по налаживанию двусторонних экономических и иных связей с Афганистаном (в первую очередь, окончательное урегулирование вопроса об афганском долге России), должна использовать свои отношения со своими партнерами в Центральной Азии, которые активно сотрудничают с Кабулом, и таким образом участвовать в совместных с Афганистаном региональных экономических проектах (энергетика, транспортные коммуникации, ирригация). Это главным образом относится к Таджикистану и Узбекистану. Учитывая принятые Афганистаном обязательства перед мировым сообществом, его безусловную экономическую зависимость от США и других ведущих стран Запада, масштабное иностранное военное присутствие в стране, есть основания полагать, что в ближайшие годы основной внешне- и внутриполитический курс правительства радикально не изменится. Вряд ли следует также ожидать серьезного изменения отношения Афганистана к России. По крайней мере до 2010 г., то есть до окончания президентских полномочий Х.Карзая.

Проводя соответствующую доброжелательную политику в отношении Афганистана, подкрепленную торгово-экономическими преференциями, не стремясь к политическому или иному доминированию в этой стране, Россия сможет преодолеть негативные последствия ее участия в афганской войне 1979—1989 гг. и восстановить традиционно добрые отношения, поскольку запас доверия к ней сохраняется.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Внешнеэкономические отношения России
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
Инвестиции  В РоссиюИз России
Денежные переводы  В РоссиюИз России
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Военно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежомЗарубежная деятельность компаний РоссииРоссийские вложения в зарубежную недвижимостьИнвестиции из России в страны постсоветского пространстваКредиты из России в страны постсоветского пространстваЭкономические отношения с ЕвросоюзомЭкономические отношения со странами СНГЭкономические отношения России с Центральной АзиейЭкономические отношения с Латинской Америкой
Личные инструменты