Редактирование Экономика России в 1998 году (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Федеральный бюджет == === Доходы === Доходы федерального бюджета в 1998 году по предварительным данным казначейства составили 302.4 млрд рублей (11.3 % от ВВП). Проведение операций по целевому финансированию на 29.3 млрд рублей позволяет заявлять, что лимиты бюджетных обязательств по доходам (303.6 млрд рублей) почти выполнены.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> В то же время поступления в наличной форме в федеральный бюджет снизились по сравнению с прошлым годом на 0.8 % от ВВП и составили 273.1 млрд рублей или 10.2 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Неналоговые доходы бюджета остались на уровне 1997 года (1.6 % от ВВП), во многом благодаря декабрьской продаже пакета акций РАО «Газпром», принесшей бюджету 13.8 млрд рублей.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Наиболее существенным оказалось снижение доходов бюджетных фондов — с 1.5 % до 0.9 % от ВВП, что частично объясняется перераспределением доходов Федерального дорожного фонда в пользу регионов.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Налоговые поступления в федеральный бюджет в наличной форме снизились в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 0.2 % от ВВП и составили 206.7 млрд рублей или 7.7 % от ВВП. Учитывая падение ВВП, реальное снижение налоговых поступлений было еще больше.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Оптимистичная динамика первого квартала 1998 года была прервана апрельским политическим кризисом и последовавшим за ним финансовым кризисом. Налоговые поступления снизились с 9.0 % от ВВП в первом квартале до 8.4 % — во втором, а затем до 7.3 % — в июле-августе.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Финансовый крах 17 августа, повлекший кризис платежной системы, привел и к снижению наличных налоговых доходов в сентябре до 4.6 % от ВВП по сравнению с 8.6 % от ВВП в среднем за первые семь месяцев года. Впоследствии уровень налоговых доходов понемногу повышался и за четвертый квартал составил 7.4 % от ВВП, но так и не достиг докризисного уровня.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> В наибольшей степени под влияние кризиса попали поступления, контролируемые Министерством по налогам и сборам. Всего за 1998 год ГНС собрала в наличной форме 129.3 млрд рублей или 4.8 % от ВВП. Для сравнения: в 1997 году аналогичные показатели составили 135.5 млрд рублей и 5.3 % от ВВП. Еще 27 млрд рублей поступило в 1998 году в порядке целевого финансирования. Примечательно, что за докризисные январь-июль наличные сборы ГНС были меньше, чем за аналогичный период 1997 года, на 0.5 % от ВВП. Текущие налоговые платежи в наличной форме (за вычетом погашения недоимки) по оценкам ЭЭГ снизились еще больше: с 5.1 % до 3.6 % от ВВП в 1998 году. Основными факторами снижения собираемости налоговых поступлений являются недостаточные меры по укреплению финансовой дисциплины, кризис платежной системы в августе — сентябре, вызвавший задержки платежей в банках. На снижение номинальных налоговых поступлений существенно повлияло снижение мировых цен на сырье. Это привело к снижению прибыли в том числе предприятий ТЭКа — основного донора федерального бюджета.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> По оценкам, сделанным на основе данных ГНС, из ста рублей, начисленных в бюджет Госналогслужбой в 1998 году, платились только 75, включая 17 рублей в форме целевого финансирования. Для сравнения: в 1997 году на платежи приходилось 84 рубля, из которых зачеты составляли 27 рублей. Таким образом, в 1998 году выросла доля наличных налоговых поступлений, но гораздо значительнее увеличилась доля недоимки. А в целом налоговое обязательство, по оценкам ЭЭГ, сократилось в 1998 году на 0.8 % от ВВП до 8.5 % от ВВП. Это может говорить об увеличении доли скрываемого от налогов оборота.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Таможенные платежи (включая акцизы на импорт и экспорт), контролируемые ГТК, составили 77.4 млрд рублей или 2.9 % от ВВП, что означает увеличение поступлений от таможни по сравнению с предыдущим годом на 0.3 % от ВВП. Кроме этого, в порядке целевого финансирования было получено 2.8 млрд рублей. С начала года ГТК улучшал показатели сбора таможенных платежей. Однако, августовский банковский кризис повлек резкое снижение таможенных поступлений в августе и сентябре. Вместе с тем, в течение последнего квартала уровень поступлений в рублях повышался за счет того, что девальвация рубля компенсировала падение объемов импорта. В декабре, под воздействием сезонных факторов, в том числе увеличения импорта, наличные поступления от таможни повысились по сравнению с ноябрем на 0.7 % от ВВП до 3.1 % от ВВП и приблизились к докризисному уровню(3.2 % от ВВП).<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> По-прежнему большой проблемой для российского бюджета является налоговые неплатежи. Налоговая задолженность в федеральный бюджет на конец 1998 года составила 276.6 млрд рублей (10.3 % от ВВП), из которых 149.0 млрд рублей приходится на налоговую недоимку, а 116.6 млрд рублей — на задолженность по уплате штрафных санкций.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> За 1998 год объем недоимки вырос на 57.6 млрд рублей или 2.1 % от ВВП. Для сравнения, в предыдущем году прирост недоимки составил 1.5 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> === Расходы === Расходы федерального бюджета в 1998 году по предварительным данным Казначейства составили 388.9 млрд рублей (14.5 % от ВВП), включая 29.3 млрд рублей в порядке целевого финансирования.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Фактически профинансированные в 1998 году расходы на обслуживание долга составили 106.6 млрд рублей (4.0 % от ВВП). Более низкий относительно планового уровень процентных расходов объясняется, во-первых, отказом правительства платить по внутреннему долгу, объявленному 17 августа, во-вторых, неплатежами по долгам Парижскому и Лондонскому клубу (долги бывшего СССР) в сентябре и декабре. По процентам ГКО/ОФЗ правительство не доплатило в 1998 году около 29 млрд рублей, по внешним долгам — около 1.2 млрд долларов.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Фактические расходы по обслуживанию внутреннего долга до 1 января 1999 года составили 65.7 млрд рублей (2.4 % от ВВП), из которых 59.8 млрд рублей приходится на обслуживание ГКО-ОФЗ. По обслуживанию внешних долгов было выплачено 40.9 млрд рублей (1.6 % от ВВП). В результате девальвации обязательства по расходам на обслуживание внешнего долга увеличились в годовом исчислении примерно на 1.2 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Следует отметить, что осуществляемые в текущем году платежи по реструктурированным ГКО/ОФЗ будут относиться на 1998 год.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Непроцентные расходы были профинансированы в объеме 282.4 млрд рублей. Даже с учетом целевого финансирования (29.3 млрд рублей) это на 17.5 млрд рублей меньше, чем предусмотрено в лимитах бюджетных обязательств. Лимиты были выполнены на 87 %, плановые показатели по Закону о бюджете — лишь на три четверти.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Лучше всего финансировались расходы по разделу «Социальная политика» — на 140 % от лимитов бюджетных обязательств. Превышение лимитов объясняется погашением задолженности пенсионерам силовых структур. Хуже всего обстояло дело с финансированием раздела «Культура и искусство» (44 %) и расходов, связанных с субсидированием экономики (55-60 %).<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Из-за нехватки денежных ресурсов правительство осуществляло исполнение части расходов в порядке целевого финансирования, которое является аналогом денежных зачетов и использовалось для тех же целей — погашения взаимной задолженности бюджета, бюджетных организаций и предприятий-налогоплательщиков.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Ситуация с финансированием заработной платы из федерального бюджета была относительно благоприятной до июня. Незначительный объем задолженности, возникшей в первом квартале, был погашен к началу апреля. Однако в конце второго квартала задолженность начала расти. С июня по ноябрь задолженность по зарплате выросла с 3.9 млрд рублей на 1 июля до 13.3 млрд рублей — на 1 декабря. В декабре прошедшего года и январе текущего правительству удалось сначала снизить объем задолженности до 4.1 млрд рублей, а затем и полностью (по предварительным данным) погасить ее.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Задолженность федерального бюджета перед Пенсионным фондом (по лимитам бюджетных обязательств) на 1 января 1999 г. составляла 1.6 млрд рублей, из которых 1.1 млрд рублей приходится на задолженность 1997 года. Следует отметить, что выполнение правительством своих обязательств по выплате зарплаты в четвертом квартале стало возможным не за счет повышения налоговых доходов, а благодаря продаже активов государства (см. «Доходы») и косвенному финансированию со стороны Банка России, что еще будет иметь свои негативные последствия.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> === Дефицит === Дефицит федерального бюджета по данным Казначейства составил 86.5 млрд рублей (3.3 % от ВВП). В лимитах бюджетных обязательств был предусмотрен дефицит 133.9 млрд рублей. Однако сокращение дефицита относительно обязательств произошло только за счет накопления задолженности по непроцентным расходам и невыполнения обязательств по обслуживанию долга.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> По данным казначейства без заключительных оборотов федеральный бюджет в 1998 году был исполнен с первичным избытком 0.7 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Практически весь 1998 год на финансовых рынках сохранялась крайне напряженная ситуация, вызванная финансовым кризисом конца 1997 года. Структура финансирования была неоднородна в течение года, и по способам покрытия дефицита прошедший год можно разделить на три периода.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> В течение первого периода (январь-май), как и в предыдущие годы, в финансировании дефицита преобладали внутренние рыночные источники. На долю заимствования на внутреннем рынке (без ЦБР) приходилось 85 % валовых источников финансирования (170.8 млрд рублей из 201.1 млрд рублей). В то же время, в отличие от прошлых лет, заимствования ограничивались потребностями в обслуживании и погашении. В целом за эти пять месяцев сальдо внутренних рыночных заимствований составило 22.5 млрд рублей, однако чистое финансирование с учетов процентных расходов было отрицательным: −9.3 млрд рублей.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Внешние займы, включая транш кредита МВФ в январе и размещенные в апреле еврооблигации, составили за этот период 20.8 млрд рублей (10 % валовых источников).<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> В целом, чистое финансирование дефицита за этот период составило 4.8 % от ВВП при первичном избытке в 0.5 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Обострение кризиса в конце мая сделало практически невозможным заимствования на внутреннем рынке даже для рефинансирования долга. Основной акцент был смещен в сторону внешних источников (включая кредиты МВФ), за счет которых в течение летних месяцев было привлечено 83.7 млрд рублей (65 % валовых источников). В том числе, в июле была проведена конвертация ГКО/ОФЗ в еврооблигации на сумму 27.5 млрд рублей. Средства от внешних займов в основном расходовались на обслуживание и погашение долга по ГКО/ОФЗ. Несмотря на высокую доходность даже в редкие периоды затишья на рынке, Министерство финансов в этот период иногда проводило аукционы по размещению ГКО/ОФЗ, которые покупались в основном Сбербанком или Банком России. Валовая выручка от продажи ГКО/ОФЗ за эти три месяца составила 41.3 млрд рублей (34 % валовых источников), а погашение — 92.2 млрд рублей.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Чистое финансирование дефицита за летние месяцы составило 4.7 % от ВВП при том что первичный избыток сократился до 0.1 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Крах финансового рынка 17 августа сделал невозможным финансирование дефицита за счет заимствований. Начиная с сентября, главным источником финансирования стал Банк России, который прямо или опосредованно приобретал государственные долговые обязательства. В частности, за последние четыре месяца ЦБР приобрел ОФЗ-ПД на сумму 41.3 млрд рублей, из которых 20 млрд рублей приходится на декабрь.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Кассовый дефицит за последние четыре месяца года увеличился до 4.8 % от ВВП, а первичный баланс стал отрицательным и дефицит составил 2.6 % от ВВП. Первичный дефицит в последние четыре месяца возник из-за того, что процентные расходы заметно снизились, и большая часть заимствований у Центрального банка расходовалась на погашение задолженности по непроцентным расходам.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> В целом за 1998 год, объем чистого финансирования дефицита, рассчитанный по международной методологии на кассовой основе, составил по оценкам 130.0 млрд рублей или 4.8 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Необходимо отметить, что дефицит федерального бюджета на основе обязательств значительно выше. Причем, если в предыдущие годы недофинансирование происходило только по непроцентным расходам, то после 17 августа возникла задолженность и по обслуживанию долга.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Прирост задолженности по непроцентным расходам можно оценить в размере 17.5 млрд рублей — отклонение кассовых непроцентных расходов от лимитов бюджетных обязательств.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Неоплаченные обязательства по внешнему долгу за 1998 год составили по оценкам около 22 млрд рублей. Это в основном платежи Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов — долги бывшего СССР.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref> Таким образом, даже без учета процентов по реструктурированным ценным бумагам, приходящиеся на 1998 год, (около 29 млрд рублей), дефицит федерального бюджета на основе обязательств оценивается в 170 млрд рублей или 6.3 % от ВВП.<ref>[http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/zip/1999_02.zip Обзор экономических показателей, 25 февраля 1999 года]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы