Экономика России в 1900-х годах
Материал из Documentation.
В начале 1900-х годов Россия переживала экономическую депрессию. Кризис 1901—1903 годов охватил большинство промышленно развитых государств. В России депрессия приняла затяжной характер. «Кризис сосредоточился главным образом в отраслях промышленности, изготовляющих средства производства», — констатировал выдающийся русский экономист М. И. Туган-Барановский.[1]
В ходе кризиса в России в 1905—1906 годах сформировались условия возникновения революционной ситуации. События 1905—1906 годов содействовали углублению экономического кризиса.[2]
Содержание |
[править] Промышленность
Во второй половине 1909 года начался подъём в промышленности России.[3]
[править] Транспорт
[править] Сухопутный транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1904 года, а 29 октября (16 октября по старому стилю) 1905 года Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию.[4]
Для обеспечения кратчайшего выхода к Великому Сибирскому пути с северо-запада была построена железнодорожная линия Санкт-Петербург — Вологда — Вятка (1906 год).
[править] Автомобильный транспорт
В 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу.[5]
[править] Финансы
Замена старых банкнот на новые, более высокохудожественные, началась в 1903 году.[6]
События 1905—1906 годов вынудили правительство России существенно изменить приоритеты бюджетной и финансовой политики.[7]
Необходимость финансировать войну с Японией и удовлетворять спрос на наличные деньги в условиях экономического кризиса и политической нестабильности диктовала правительству отступление от осторожной финансовой политики.[8]
Накопленный в основном в 1890-е годы золотой запас Государственного банка, который служил гарантией свободного размена кредитных билетов на золото, в момент кризиса, связанного с революционными событиями 1905 года, фактически оказался не в состоянии выполнить эту роль. Менее чем за полтора месяца — с 16 октября по 8 декабря 1905 года — золотой запас уменьшился с 1319 млн руб. до 1076 млн руб., то есть почти на 1/5 своей величины. В то же время за 1905 год сумма кредитных билетов в обращении увеличилась более чем на 40 %. К таким условиям система денежного обращения, установленная в результате реформы 1895—1897 годов, не была готова.[9]
В конце 1905 года вследствие массового требования золота выдача его из касс Госбанка была ограничена наличностью, имевшейся в отделениях, то есть по большей части прекращена.[10]
[править] Монополии
Известными монополиями, возникшими в период 1900—1909 гг., были картели трубопрокатных заводов, предприятий, изготовлявших рельсы, кровельное железо (впоследствии синдикат «Кровля»), паровозы, синдикаты «Продамета», «Продвагон», «Гвоздь», «Про да руд», «Продуголь», «Цементкруг», снарядный и др. В нефтяной промышленности двумя мощными группировками, Товариществом бр. Нобель и Обществом «Мазут» банкира Ротшильда, был создан картель «Нобель — Мазут».[11]
[править] Иностранные кредиты
Поступление иностранных инвестиций в виде зарубежных займов в 1900-е гг. несколько уменьшилось, но совсем не прекратилось.[12]
[править] Показатели
За 1906 год в России объём вкладов в кредитных учреждениях и сберегательных кассах сократился на 200 млн руб., или на 8 %.[13]
[править] Примечания
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд
- ↑ История России XX — начала XXI века[4] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
- ↑ История России XX — начала XXI века[5] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.
- ↑ Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд