Редактирование: Экономика России в 1900-х годах
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
В начале 1900-х годов Россия переживала экономическую депрессию. Кризис 1901—1903 годов охватил большинство промышленно развитых государств. В России депрессия приняла затяжной характер. «Кризис сосредоточился главным образом в отраслях промышленности, изготовляющих средства производства», — констатировал выдающийся русский экономист [[М. И. Туган-Барановский]].<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> В ходе кризиса в России в 1905—1906 годах сформировались условия возникновения революционной ситуации. События 1905—1906 годов содействовали углублению экономического кризиса.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> == Промышленность == {{main|Промышленность России в 1900-х годах}} Во второй половине 1909 года начался подъём в промышленности России.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> == Транспорт == === Сухопутный транспорт === ==== Железнодорожный транспорт ==== Непрерывный рельсовый путь между [[Санкт-Петербург]]ом и [[Владивосток]]ом появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1904 года, а 29 октября (16 октября по старому стилю) 1905 года Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию.<ref>[https://ria.ru/20130714/949077561.html]</ref> Для обеспечения кратчайшего выхода к Великому Сибирскому пути с северо-запада была построена железнодорожная линия Санкт-Петербург — Вологда — Вятка (1906 год). ==== Автомобильный транспорт ==== В 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу.<ref>[https://ria.ru/20210101/pdd-1590903980.html]</ref> == Финансы == {{main|Финансы в России в 1900-х годах}} Замена старых банкнот на новые, более высокохудожественные, началась в 1903 году.<ref>[https://tass.ru/obschestvo/5950870]</ref> События 1905—1906 годов вынудили правительство России существенно изменить приоритеты бюджетной и финансовой политики.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> Необходимость финансировать войну с Японией и удовлетворять спрос на наличные деньги в условиях экономического кризиса и политической нестабильности диктовала правительству отступление от осторожной финансовой политики.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> Накопленный в основном в 1890-е годы золотой запас Государственного банка, который служил гарантией свободного размена кредитных билетов на золото, в момент кризиса, связанного с революционными событиями 1905 года, фактически оказался не в состоянии выполнить эту роль. Менее чем за полтора месяца — с 16 октября по 8 декабря 1905 года — золотой запас уменьшился с 1319 млн руб. до 1076 млн руб., то есть почти на 1/5 своей величины. В то же время за 1905 год сумма кредитных билетов в обращении увеличилась более чем на 40 %. К таким условиям система денежного обращения, установленная в результате реформы 1895—1897 годов, не была готова.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> В конце 1905 года вследствие массового требования золота выдача его из касс Госбанка была ограничена наличностью, имевшейся в отделениях, то есть по большей части прекращена.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> == Монополии == Известными монополиями, возникшими в период 1900—1909 гг., были картели трубопрокатных заводов, предприятий, изготовлявших рельсы, кровельное железо (впоследствии синдикат «Кровля»), паровозы, синдикаты «Продамета», «Продвагон», «Гвоздь», «Про да руд», «Продуголь», «Цементкруг», снарядный и др. В нефтяной промышленности двумя мощными группировками, Товариществом бр. Нобель и Обществом «Мазут» банкира Ротшильда, был создан картель «Нобель — Мазут».<ref>[http://lib.rus.ec/b/364232/read История России XX — начала XXI века][http://www.peeep.us/d8f0c987] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.</ref> == Иностранные кредиты == Поступление иностранных инвестиций в виде зарубежных займов в 1900-е гг. несколько уменьшилось, но совсем не прекратилось.<ref>[http://lib.rus.ec/b/364232/read История России XX — начала XXI века][http://www.peeep.us/d8f0c987] / Под ред. Милова Л. В. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.</ref> == Показатели == За 1906 год в России объём вкладов в кредитных учреждениях и сберегательных кассах сократился на 200 млн руб., или на 8 %.<ref>[http://ecsocman.hse.ru/data/2012/12/13/1251393914/3.pdf Россия на путях выхода из кризиса экономики и финансов 1900-х годов: современный взгляд]</ref> == Примечания == {{примечания}} {{Экономика России в XIX веке}} {{Экономика России во II тысячелетии}} {{История экономики России}} [[Категория:Экономика России в 1900-х годах| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:История экономики России
Шаблон:Примечания
Шаблон:Экономика России в XIX веке
Шаблон:Экономика России во II тысячелетии
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы