Финансы в России в 1999 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В течение 1999 года происходило постепенное восстановление российского финансового рынка, характеризующееся следующими основными моментами:

  • восстановлением стабильности конъюнктуры валютного рынка;
  • завершением новации по ГКО-ОФЗ и возобновлением работы вторичного рынка государственных ценных бумаг;
  • активизацией межбанковских кредитных операций и депозитных операций Банка России с банками;
  • оживлением рынка корпоративных акций;
  • началом формирования рынка корпоративных облигаций.

В то же время на протяжении всего года сохранялся дефицит инструментов, низкие объемы рынка и как следствие — относительная обособленность отдельных секторов, препятствующая формированию единой рыночной цены денежных ресурсов. Указанные проблемы затрудняли использование денежного рынка как сферы реализации денежно-кредитной политики, а рыночных показателей — в качестве объективных индикаторов при определении основных параметров процентной политики Банка России.

В 1999 году конъюнктура внутреннего валютного рынка оказывала значительное воздействие на состояние остальных секторов российского финансового рынка. Преимущественная стабильность на валютном рынке была в основном обусловлена повышением индекса условий торговли России и позитивной макроэкономической динамикой. Результатом действия первого фактора стали значительное увеличение положительного сальдо торгового баланса страны, рост предложения валюты на биржевом рынке за счет обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров. Предложение иностранной валюты на внутреннем рынке стало стабильно превышать спрос на нее, хотя обороты валютных торгов оставались многократно меньше докризисного уровня, а номинальный курс рубля продолжал снижаться.

Одной из причин улучшения ситуации на внутреннем валютном рынке явилось повышение гибкости оперативных действий Центрального банка Российской Федерации. Банк России препятствовал не только стремительному росту курса доллара, но и его быстрому «откату» с тем, чтобы избежать резкой перемены настроений участников рынка. Оперативное изменение тактики Банка России позволяло сглаживать динамику курса рубля с минимальным расходованием золотовалютных резервов.

Основу для активизации внебиржевого рынка (прямых межбанковских сделок) составили операции финансово устойчивых банков, в основном Московского региона. Значительная доля операций на внебиржевом рынке приходилась на банки с иностранным участием. Относительно высокие издержки биржевых операций, а также ряд других факторов стали причиной роста объема внебиржевых межбанковских сделок, и уже начиная с апреля текущего года объем этих сделок превысил в 1,5 раза объем биржевых операций. В дальнейшем внебиржевой сегмент межбанковского валютного рынка продолжал восстанавливаться более быстрыми темпами по сравнению с биржевым сегментом. Так, в III квартале суммарный оборот по внебиржевым операциям (без двойного счета) по выборке 55 банков — ведущих операторов валютного рынка достиг 16,4 млрд долларов США, в то время как биржевой оборот (также без двойного счета) по этой группе банков составил 8,1 млрд долларов.

Сохраняющаяся проблема неисполненных форвардных валютных контрактов, заключенных до начала резкой девальвации рубля в августе 1998 года, препятствовала оживлению срочного сегмента валютного рынка.

Рынок государственных ценных бумаг по окончании процесса новации и погашения выпущенных в ее ходе ГКО перешел в новое состояние, характеризуемое по сравнению с докризисным периодом меньшим объемом обращающихся облигаций, большей дюрацией рынка и наличием в обращении только инструментов с фиксированными и достаточно низкими купонными ставками, что позволяет эмитенту снизить расходы на обслуживание внутреннего долга и точно их рассчитать на весь период обращения облигаций. В целях повышения надежности своих ценных бумаг Минфин России проводил взвешенную политику управления внутренним государственным долгом, избегая новых заимствований на рынке ГКО-ОФЗ для финансирования дефицита бюджета.

В то же время предложенная регулирующими органами схема реструктуризации внутреннего долга не смогла восстановить доверия к государственным ценным бумагам со стороны инвесторов, особенно нерезидентов. Об этом свидетельствуют низкие обороты вторичных торгов по ОФЗ, ограниченный спрос и как следствие — рост доходности этих бумаг (84 % годовых в октябре). Фактором, ограничивающим активизацию рынка, было сохранение девальвационных ожиданий его участников.

Во второй половине года на рынке сохранялся спрос на облигации только с близкими сроками до погашения или выплаты купонов. Анализ структуры доходности по ОФЗ с разными сроками до погашения показывает, что четкая взаимосвязь этих показателей существовала лишь для облигаций сроком от шести месяцев до полутора лет. Более долгосрочные облигации имели практически одинаковую доходность, отражая прежде всего отсутствие определенности в ожиданиях инвесторов, невозможность оценить долгосрочные риски инвестиций. В сочетании с низкими оборотами рынка это не позволяло использовать доходность государственных ценных бумаг в качестве рыночного индикатора инфляционных ожиданий.

В рамках реализации условий новации для иностранных инвесторов в апреле-октябре Банк России провел 6 специальных валютных аукционов, предлагая на каждом аукционе по 50 млн долларов по курсу 1,1 от официального. Стремление нерезидентов вывести из России свои средства, ранее вложенные в государственные облигации, проявилось в многократном превышении объема поданных ими заявок на покупку иностранной валюты над ее предложением.

Для устранения возможности манипулирования ценами на государственные ценные бумаги, установления их на основе нерыночных принципов Банк России намерен провести ряд мероприятий, направленных на ограничение влияния отдельных участников. В частности, из портфелей крупных инвесторов-нерезидентов планируется выделить ценные бумаги, принадлежащие более мелким инвесторам. Эта мера приведет к увеличению числа самостоятельных инвесторов и сократит возможность крупных инвесторов оказывать влияние на рыночные цены, усиливающее непредсказуемость рынка.

В 1999 году облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) оставались надежным инструментом государственных заимствований, по которому Минфин России своевременно и в полном объеме осуществлял погашение выпущенных серий и купонов. В середине года рыночная конъюнктура позволила осуществить доразмещение трех выпусков облигаций сберзайма на сумму 2 млрд рублей по номиналу, средства от реализации составили 2,4 млрд рублей. За счет федерального бюджета в 1999 году будет проведено погашение ОГСЗ на сумму 11,6 млрд рублей, расходы на обслуживание (в том числе выплата купонного дохода) в текущем году составят 8,4 млрд рублей.

Ситуация на рынке ценных бумаг субъектов Российской Федерации в 1999 году характеризовалась значительным снижением параметров рыночной активности. В то же время эмитенты не только продолжали обслуживать облигационные займы и реализовывать схемы реструктуризации своих задолженностей, но и предлагали рынку новые виды инструментов. Наиболее благоприятная конъюнктура в течение года сохранялась в сегменте ГГКО г. Санкт-Петербурга, на долю которых приходится более 90 % всего вторичного рынка субфедеральных займов.

Рынок российских валютных долговых обязательств (еврооблигации, ОВВЗ и другие) на протяжении всего 1999 года находился в кризисном состоянии. Котировки и ликвидность российских валютных гособлигаций оставались в целом на крайне низком уровне. Основными факторами, оказывавшими негативное влияние на конъюнктуру данного рынка, были трудности с обслуживанием внешнего долга России, в том числе оформленного посредством указанных инструментов. Так, в мае Минфин России не смог погасить ОВВЗ 3-го транша, наблюдались проблемы с обслуживанием облигаций, в которые была оформлена задолженность государства Лондонскому клубу кредиторов. При этом выявилось расхождение в динамике котировок российских еврооблигаций (они выросли в апреле-июне примерно вдвое) и других валютных облигаций, котировки которых продолжали колебаться в пределах минимумов, достигнутых после августа 1998 года.

Опыт применения облигаций Банка России (ОБР) с сентября 1998 года по февраль 1999 года показал, что в послекризисной ситуации они обеспечивали банкам надежный и ликвидный инструмент для краткосрочных вложений, альтернативный вложениям в иностранную валюту. ОБР были призваны облегчать процессы управления банковской ликвидностью, выполнять функцию залогового средства, дающего возможность банкам прибегать к использованию кредитов Банка России. В течение двух последних месяцев функционирования рынка ОБР (январь-февраль) объемы рынка снижались по мере погашения отдельных выпусков, в то время как среднемесячная доходность вторичного рынка упала с 32 до 18 % годовых.

Утверждение поправок в соответствующие федеральные законы в начале июля открыло путь для выпуска ОБР до 31 декабря 1999 года. Возобновление их эмиссии позволит в краткосрочном плане воздействовать на уровень банковских резервов, ограничивая давление избыточной рублевой массы на валютный рынок. Вместе с тем ОБР не решают принципиально проблему избыточной банковской ликвидности, а лишь позволяют сглаживать ее конъюнктурные пики.

Несмотря на ряд положительных сдвигов в состоянии рынка межбанковских кредитов, говорить о его полном восстановлении пока преждевременно. Балансовая задолженность по выданным рублевым МБК (в номинальном выражении) к началу июня в 1999 году достигла докризисного уровня, хотя с учетом инфляции оставалась примерно вдвое меньше.

Увеличение банковской ликвидности, связанное с возобновлением выплат на рынке государственных ценных бумаг, операциями Банка России на валютном рынке и предусмотренной бюджетом эмиссией Банка России, определило главную особенность рынка МБК в первом полугодии 1999 года — значительное снижение ставок. На московском рынке среднемесячная ставка по 1-дневным межбанковским кредитам, на которые приходится основной объем операций, снизилась с 28 % годовых в январе до 7,1 в мае и не превышала 9 % в июне-августе. В дальнейшем процентные ставки повысились (в среднем до 16-18 % годовых) и стали более подвижными. Хотя в операции межбанковского кредитования был вовлечен сравнительно узкий круг банков, ставки четко отражали состояние банковской лик-видности. Нарастание уровня банковских резервов сопровождалось значительным падением ставок. Все это свидетельствует о постепенном восстановлении функциональной роли регулятора банковской ликвидности, присущей межбанковскому кредитному рынку.

Дополнением рынка МБК в 1999 году стало проведение операций междилерского РЕПО в Торговой системе ММВБ. Введены в действие Указания Банка России, в соответствии с которыми с 1 октября 1999 года дилеры на рынке ГКО-ОФЗ могут заключать сделки РЕПО с государственными ценными бумагами. Одновременно Центральный банк Российской Федерации, проводя по мере необходимости операции на рынке РЕПО, получает возможность оперативно рыночными методами регулировать уровень ликвидности в банковской системе.

Наиболее важной характеристикой в 1999 году рынка корпоративных ценных бумаг оказалась его неспособность переориентировать финансовые институты на вложение средств в инструменты, обеспечивающие поступление ресурсов в реальный сектор экономики. Рынок корпоративных ценных бумаг развивался хотя и достаточно активно, но весьма неравномерно. В начале июля котировки акций достигли максимальных значений с августа 1998 года. Однако в качестве одного из факторов, способствующих активизации рынка, участники рассматривали возможность перевода на него рублевых ресурсов нерезидентов с рынка государственных ценных бумаг. На практике, когда в конце июня нерезидентам было разрешено покупать на средства от операций с госбумагами акции крупнейших российских компаний, включенные в листинг ММВБ, а также размещаемые на ММВБ корпоративные облигации ведущих российских эмитентов, ожидаемого поступления на рынок дополнительных ресурсов от нерезидентов не произошло. В результате этого до конца сентября наблюдалось снижение деловой активности. Некоторые положительные изменения произошли в октябре, когда индекс ММВБ увеличился на 23 % за месяц. В то же время устойчивая конъюнктура мировых финансовых рынков и элементы стабилизации экономического положения России оставляют возможность возобновления повышательной курсовой динамики на рынке акций.

В анализируемый период началось формирование нового сегмента российского фондового рынка — рынка корпоративных облигаций. С июня облигации размещались по открытой подписке на ММВБ, где их можно было приобретать и за счет средств, полученных нерезидентами от операций на рынке государственных ценных бумаг. Облигации предлагались на условиях индексации номинальной стоимости по курсу доллара. Тем не менее спрос инвесторов на первые выпуски российских корпоративных облигаций был ограниченным, что отчасти объясняется длительными сроками их обращения (4-5 лет). В августе начались биржевые торги облигациями ОАО «Газпром», однако объемы торгов были незначительными и имели тенденцию к снижению. Дальнейшее развитие этого сегмента рынка будет связано с началом торгов облигациями таких эмитентов, как ОАО «НК ЛУКойл», ОАО «Тюменская нефтяная компания», уже включенных в котировальные листы ММВБ. В ближайшее время возможно начало торгов корпоративными облигациями на внебиржевом рынке.

Содержание

[править] Банковская система

Банковская система в 1999 году. 1999 год явился для банковской системы России годом постепенной адаптации банков к новым условиям деятельности. Несмотря на то что наиболее острая фаза банковского кризиса к середине года была преодолена, говорить о нормализации деятельности банковской системы пока преждевременно.

Одной из наиболее существенных проблем является декапитализация банковской системы. Ее совокупный капитал (без учета Сбербанка России) снизился со 102 млрд рублей на 01.08.98 до 41,2 млрд рублей на 1.03.99, или на 59,6 %. Однако с 1.03.99 по 1.10.99 совокупный капитал банков возрос на 47,7 млрд рублей (или в 2,2 раза) и составил 88,9 млрд рублей (87,2 % от предкризисного уровня). Прирост капитала был обеспечен за счет уменьшения отрицательного капитала банков, у которых была отозвана лицензия на совершение банковских операций, на 11,1 млрд рублей (количество банков с отрицательным капиталом сократилось на 17 %) и за счет роста совокупного капитала на 36,3 млрд рублей (причем капитал 887 банков увеличился за год на 61,6 млрд рублей, а сокращение капитала на 25,3 млрд рублей было зафиксировано в 484 банках).

В течение первых трех кварталов 1999 года наблюдался процесс расширения масштабов банковской деятельности. В целом активы банковской системы увеличились за указанный период на 345,1 млрд рублей, или на 33 %. При этом рублевые активы увеличились на 256,7 млрд рублей, или на 55,9 %, превысив предкризисный уровень на 36,6 %. Валютные активы в долларовом эквиваленте снизились за три квартала 1999 года на 1,5 млрд долларов, или на 5,3 %, составив 73,3 % от предкризисного уровня.

Позитивной тенденцией является снижение валютизации активов кредитных организаций, что связано со стабилизацией инфляционных процессов и снижением темпов девальвации национальной валюты. Так, если с 1.08.98 до 1.01.99 доля валютных активов в совокупных активах банковской системы увеличилась с 30 до 56 %, то по состоянию на 1.10.99 она снизилась до 48,5 %.

Рост объема рублевых ресурсов банков в условиях ограниченности инструментов финансовых рынков способствовал снижению стоимости кредита с 45 % годовых в январе до 33 % годовых в сентябре 1999 года. Этот фактор в сочетании с оживлением отечественного производства стимулировал спрос на кредиты в национальной валюте со стороны реального сектора экономики. Сократившись с 1.08.98 по 1.01.99 на 13,1 %, с начала 1999 года по 1.10.99 рублевые кредитные вложения коммерческих банков в реальный сектор экономики выросли на 86,1 %. Рост объема указанных кредитных вложений в рублях за три квартала был обеспечен 58,6 % общего количества действующих на 1.10.99 банков, доля которых в общем кредитном портфеле банковской системы в национальной валюте на 1.10.99 составила 90,5 %.

Одновременно в структуре кредитной задолженности предприятий и организаций в первые девять месяцев 1999 года снижалась доля валютных кредитов: с 71,1 % на 1.01.99 до 53,1 % на 1.10.99. Большинство банков — 91 % от общего количества действующих на 1.10.99 банков — сократили за указанный период 1999 года объем кредитов в иностранной валюте. Снижение спроса на кредиты в иностранной валюте, обслуживание которых в условиях девальвации рубля является затруднительным, способствовало улучшению качества кредитного портфеля банковской системы. В его структуре доля нестандартных ссуд снизилась с 1.01.99 по 1.10.99 с 7,2 до 5,2 %, сомнительных — с 6 до 3,6 %, безнадежных — выросла с 11,3 до 12,4 %. Соответственно доля стандартных ссуд увеличилась с 75,4 до 78,8 %.

Улучшению качества кредитного портфеля банковской системы способствовало также снижение уровня просроченной задолженности по предоставленным кредитам с 11 % на 1.01.99 до 8,2 % на 1.10.99. Вместе с тем ее уровень оставался выше предкризисного уровня, составлявшего 6 % на 1.08.98.

Наметилась тенденция к восстановлению межбанковского кредитного рынка. Объем вложений в МБК в валюте (в долларовом эквиваленте), снизившись с 2,5 млрд долларов на 1.08.98 до 2,2 млрд долларов на 1.01.99, за три квартала 1999 года увеличился на 6,3 %, составив на 1.10.99 92 % от предкризисного уровня; объем кредитных вложений на межбанковском рынке в рублях на указанные даты составил 18,3, 12,8 и 25 млрд рублей соответственно. Доля вложений в МБК в активах банковской системы стабилизировалась с 1.01.99 по 1.10.99 на уровне 6 %.

Кризис фондового рынка обусловил снижение объема операций банков с ценными бумагами. Удельный вес ценных бумаг в совокупных активах кредитных организаций снизился с 29,9 % на 1.08.98 до 25,4 % на 1.01.99 и 21,6 % на 1.10.99. В первую очередь это обусловлено новацией ГКО-ОФЗ и снижением интереса банков к операциям с государственными ценными бумагами: доля государственных долговых обязательств в активах банковской системы (с учетом Сбербанка России) снизилась с 20,8 % на 1.08.98 до 17,2 % на 1.01.99 и 14,3 % на 1.10.99.

В процессах формирования ресурсной базы кредитных организаций в первые девять месяцев 1999 года наметились положительные тенденции. Так, за период с 1.01.99 по 1.10.99 депозиты физических лиц, размещенные в банковской системе, увеличились в рублях на 27,7 %, в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) — на 10,1 %. Доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы за период с 1.01.99 по 1.10.99 снизилась незначительно: с 19,1 до 18,6 %. В общем объеме прироста средств населения, привлеченных в первые девять месяцев 1999 года банковской системой, доля Сбербанка России составила 85 % (при этом удельный вес Сбербанка России на рынке вкладов населения на 1.10.99 составил 76,5 %).

В связи с оживлением промышленного производства в первые три квартала 1999 года наблюдался рост объема средств, привлеченных банками от предприятий и организаций. В целом с января по сентябрь 1999 года указанные средства в рублях увеличились на 88 % (при росте потребительских цен за этот период на 31,4 %), а в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) сократились на 4 %. В итоге доля средств на счетах предприятий и организаций в совокупных пассивах банковской системы увеличилась с 27,1 % на 1.01.99 до 29,9 % на 1.10.99 (на 1.08.98 — 18,9 %). Прирост указанных средств в первые девять месяцев 1999 года произошел у 76 % действующих на 1.10.99 банков.

После резкого сокращения в конце 1998 года объема привлеченных межбанковских кредитов в течение первых трех кварталов 1999 года наметилась тенденция к росту их объема в национальной валюте. Так, кредиты, полученные от других банков в рублях, с 1.01.99 по 1.10.99 увеличились на 98 %; объем привлеченных межбанковских кредитов в инвалюте (в долларовом эквиваленте) сократился на 41 %, в основном за счет сокращения межбанковских кредитов в иностранной валюте, привлеченных от нерезидентов.

Следствием улучшения состояния ресурсной базы кредитных организаций, с одной стороны, и ограниченности доходных ликвидных инструментов вложения капиталов — с другой явилось накапливание избыточной ликвидности в банковской системе (в виде роста остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций). По состоянию на 1.10.99 на корсчетах кредитных организаций в Банке России было размещено 50,2 млрд рублей, что в 3,8 раза больше, чем на 1.08.98.

По состоянию на 1.10.99 совокупные текущие убытки по банковской системе составили 1,5 млрд рублей. Вместе с тем этот показатель снизился в 7,7 раза по сравнению с его значением на 1.04.99. Основной причиной этого явился существенный рост с 1.04.99 по 1.10.99 (почти в 5 раз) прибыли прибыльных банков. Необходимо отметить также увеличение числа прибыльных банков с 1113 на 1.01.99 до 1185 на 1.10.99 (соответственно 75 и 86 % от общего количества действующих банков). Вместе с тем совокупные убытки банковской системы (с учетом результатов деятельности за предыдущий период) по состоянию на 1.10.99 составили 33,3 млрд рублей по сравнению с 2,9 млрд рублей прибыли на 1.08.98.

В течение девяти месяцев 1999 года продолжалось сокращение количества действующих кредитных организаций, в основном вследствие действий Банка России по отзыву у них лицензий. Число действующих кредитных организаций снизилось в период с января по сентябрь 1999 года включительно с 1476 до 1385, или на 6,2 %. Отличительной особенностью этого процесса стал отзыв лицензий на осуществление банковских операций у ряда крупнейших банков. В кредитных организациях, у которых к настоящему времени отозваны лицензии на совершение банковских операций, до кризиса была сосредоточена почти четверть активов банковской системы и вкладов населения (без учета Сбербанка России), пятая часть остатков средств на расчетных, текущих счетах клиентов.

Действия Банка России по отзыву лицензий (в том числе у ряда крупных банков) явились основной причиной сокращения в течение первых девяти месяцев 1999 года количества проблемных кредитных организаций и снижения их доли в основных показателях банковской системы: в совокупных активах банковской системы с 45,5 до 20,1 % (на 1.08.98 — 12 %), в общем объеме размещенных в банковской системе вкладов населения — с 13,9 до 7 % (на 1.08.98 — 3,9 %), в общем объеме привлеченных межбанковских кредитов — с 78 до 48,4 % (на 1.08.98 — 15,7 %). Доля финансово устойчивых банков в общем количестве действующих кредитных организаций увеличилась с 65,4 % на 1.01.99 до 76,5 % на 1.10.99 (на 1.08.98 — 61,5 %).

В условиях банковского кризиса повысилась роль Сбербанка России, что обусловлено его надежностью как банка, контролируемого государством. Так, доля Сбербанка России во вкладах населения увеличилась с 74,2 % на 1.01.99 до 76,6 % на 1.10.99. Также возросла доля Сбербанка России в общем объеме средств, привлеченных банковской системой на расчетные и текущие счета юридических лиц, с 9,3 % на 1.08.98 до 16,2 % на 1.01.99 и до 17,2 % на 1.10.99.

Банковский надзор в 1999 году. Совершенствование банковского надзора в 1999 году было направлено на создание условий для проведения реструктуризации банковской системы России, восстановления ее деятельности и дальнейшего развития на принципах стабильности и надежности. Банком России было обеспечено активное участие в разработке и согласовании законодательных актов в области реструктуризации банковской системы, банкротства банков и других законодательных актов, необходимых для обеспечения успешной реструктуризации банковской системы.

Одновременно был предпринят ряд мер по повышению ликвидности банковской системы и созданию благоприятных условий для рекапитализации банков. В частности, участникам (акционерам) предоставлено право производить оплату увеличения уставного капитала кредитных организаций материальными активами в виде банковского здания, разработан порядок конвертации обязательств кредитной организации в участие в ее уставном капитале и оплаты уставного капитала кредитных организаций государственными ценными бумагами (ОФЗ-ПД).

Были приняты решения об особенностях регулирования деятельности кредитных организаций в период кризиса. Они включали порядок расчета экономических нормативов в абсолютной величине, ряд изменений в расчет отдельных экономических нормативов, порядок применения мер воздействия. Указанные меры позволили банкам, пострадавшим от кризиса, но сохраняющим хорошие перспективы для восстановления деятельности, принимать на себя риски, исходя из значений их капиталов по состоянию на 1.08.98 (то есть не учитывающих изменение валютного курса рубля). Кроме того, банки могли пересчитывать привлеченные и размещенные до 14.08.98 средства в иностранной валюте по курсам иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленным Банком России на 14.08.98. Срок действия особого режима регулирования был установлен до 1.07.99. Начиная с отчетности на 1.08.99 (в части лимитов открытых валютных позиций — со 2.07.99) территориальные учреждения Банка России осуществляют надзор за кредитными организациями, работавшими в особом режиме регулирования, в общеустановленном порядке, включая применение мер воздействия за нарушение обязательных нормативов и лимитов открытых валютных позиций. Вместе с тем решения о применении тех или иных мер воздействия принимаются территориальными учреждениями Банка России с учетом наличия документарного подтверждения намерения кредитных организаций предпринять необходимые меры по наращиванию собственных средств, в том числе путем увеличения уставного капитала до конца 1999 года.

Новые условия деятельности и состояние собственных средств (капитала) кредитных организаций предопределили решение о снятии минимальных требований к абсолютной величине собственных средств (капитала) кредитных организаций. Принимая данное решение, Банк России ориентировался прежде всего на то, что определяющим для права функционировать в качестве банка должна быть не абсолютная величина его собственных средств, а их соответствие масштабам деятельности и принятым рискам.

Была продолжена работа по формированию нормативной базы регулирования банковской деятельности, включающей в себя систему пруденциальных банковских норм на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, созданию системы транспарентной финансовой отчетности банков на основе международных стандартов бухгалтерского учета.

В целях приближения условий и практики формирования резервов на возможные потери по ссудам к потребностям устойчивого функционирования кредитных организаций подготовлено Указание Банка России от 5.03.99 № 507-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам от 30.06.97 № 62а».

Согласно данному указанию допускается классификация банком переоформленных ссуд с различным качеством обеспечения в более низкие группы риска в зависимости от реальной величины кредитного риска по оценке банка.

В связи с необходимостью ограничения несанкционированного оттока капитала из России и совершенствования регулирования операций российских банков с кредитными организациями, находящимися в оффшорных зонах, Банк России принял ряд документов, которые, в частности, предусматривают ограничения на привлечение средств от резидентов оффшорных зон, определение порядка резервирования под операции с нерезидентами оффшорных зон. Кроме того, предусматривается ужесточение требований к резервам, создаваемым под ссудную задолженность так называемых «фирм-однодневок».

В рамках совершенствования регулирования рисков, принимаемых на себя банками, подготовлено Положение Банка России № 89-П от 24 сентября 1999 года «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночных рисков». В целях минимизации воздействия валютных рисков на финансовое состояние банков Банк России уточнил требования к регулированию открытых валютных позиций (ОВП). В частности, введены самостоятельные лимиты на балансовые, внебалансовые и итоговые (чистые) ОВП, ужесточены лимиты ОВП: любая из указанных валютных позиций не может превышать 10 % от собственных средств (капитала) кредитной организации.

В качестве приоритетной задачи на 1999 год Банком России рассматривается завершение работы по решению «Проблемы 2000 года». Территориальными учреждениями Банка России проведены соответствующие проверки кредитных организаций, и в случае незавершения банками работ по указанной проблеме в установленные сроки к ним применяются меры воздействия вплоть до отзыва лицензий на осуществление банковских операций.

Для усиления контроля за рисками банковских групп на основе консолидации их собственных рисков и рисков дочерних и зависимых от них организаций подготовлены предложения, предусматривающие регулирование деятельности банковских холдинговых групп, а также Положение Банка России от 5 августа 1999 года № 85-П «О порядке использования отчетных данных участников группы — некредитных организаций при составлении кредитными организациями консолидированной отчетности».

[править] Финансы населения

[править] Пенсии

27 мая 1999 г. — председателем правления Пенсионного фонда России вместо В.Барчука назначен М.Зурабов.[1]

13 декабря 1999 г. — правительство Российской Федерации постановлением № 1385 утвердило «Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения».[2]

16 декабря 1999 г. — подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, в котором рекомендовано всем сторонам способствовать становлению и развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения как составной части пенсионной системы Российской Федерации, а при заключении коллективных трудовых договоров предусматривать условия страхования работников по негосударственному пенсионному обеспечению на базе негосударственных пенсионных фондов.[3]

23 декабря 1999 г. — постановлением Правительства Российской Федерации № 1432 утверждены Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.[4]

[править] Бедность

Процент населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума — 28,3 %.[5]

[править] Денежно-кредитная и валютная политика

Политика фиксации курса рубля в 1999 году неосуществима. Об этом заявил в начале года Виктор Геращенко. ЦБР намерен поддерживать «плавающий» курс «вокруг определенного равновесного значения». Опыт показал, что Банку трудно управлять одновременно объемом денежной массы, валютным курсом и процентными ставками. По мнению Геращенко, валютный коридор сыграл свою роль в качестве стабилизирующего фактора. Однако сегодня значительная часть золотовалютных резервов утрачена.

Россия создает новую банковскую систему, а не воссоздает ее в том виде, в каком она существовала до 17 августа 1998 г. Об этом заявил 11 марта Е.Примаков. По его словам, акцент нужно делать на создание «новой банковской системы, которая будет работать вокруг уцелевших региональных банков и отделений оставшихся структурообразующих банков». «Банковская система должна быть развернута лицом к промышленности, сельскому хозяйству, реальному сектору экономики, а не к краткосрочным спекулятивным сделкам», — заявил Примаков.

После отставки правительства Е.Примакова усилились слухи и о возможной отставке В.Геращенко. Слухи эти выглядят вполне оправданными. Кремлевской группировке для проведения или отмены выборов необходимо сосредоточить в своих руках основные финансовые потоки и институты, ими ведающие. Слухи распускаются, чтобы оказать давление на Геращенко, поскольку снять главу ЦБР можно фактически лишь на основании его заявления об уходе по собственному желанию. Эксперты не находят сколько-нибудь серьёзных экономических причин для отставки главы ЦБР. Правда, в вину Геращенко можно поставить его лояльное отношение к обанкротившимся банкам, что вызывает неудовольствие международных финансовых кругов и периодически светящихся на экранах телевизоров молодых людей, называющих себя «реформаторами».

ЦБР были отменены ограничения на валютном рынке. Эксперты указывают, что в России практически нет иного приложения рублей кроме валютного сегмента финансового рынка. Рынок ценных бумаг мал, операции на фондовом рынке практически не ведутся, вложения в реальный сектор считаются бесполезными, а регионы кредитовать рискованно. Объём свободных денег в банках растет. В связи с этим ЦБР с 10 июня повысил нормы резервных отчислений для российских банков: по валютным вкладам с 7 до 8,5 %, а по рублевым — с 5 до 5,5 %. По данным на первый квартал, на депозитах в коммерческих банках находилось примерно 500 млрд руб. Следовательно, за счет повышения ставки резервов из оборота может быть выведено 3-5 млрд руб. Одновременно ЦБР снизил ставку рефинансирования с 60 до 58 % годовых. Тем самым банкиров приглашают кредитовать предприятия. Эксперты считают, что у В.Геращенко есть в запасе и другие методы административного давления, которые пока держатся в секрете.

На заседании правительства 17 июня С.Степашин поручил Виктору Христенко внести в протокольное решение запись о проведении всероссийской описи иностранных займов. На основании этого эксперты решили, что Россия и впредь будет занимать, хотя, по предварительным данным, общая сумма кредитов, взятых с 1992 г., составляет почти 70 млрд руб. И тем не менее, в Минфине эксперты обнаружили в строке расходов на июнь 2 млрд руб. «за счет внешних источников». Из этого следует, что кто-то за рубежом, впервые после 17 августа 1998 г., рискнул дать России денег «под Степашина».

Опасность объявления дефолта России по долгам бывшего СССР отодвинута. Об этом заявил 25 июня министр финансов М.Касьянов. Он провел в Нью-Йорке консультации с группой инвестиционных фондов США, в руках которых находится примерно треть российского внешнего долга. Касьянов сообщил, что достигнута договоренность о проведении с этой группой кредиторов отдельных переговоров вне рамок Лондонского клуба.

Совет федерации одобрил внесение дополнений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает ограничение единовременно вывозимой наличной иностранной валюты физическими лицами-резидентами в размере, эквивалентном 10 тыс. долл. Единовременный вывоз свыше 10 тыс. долл. производится только при наличии специального разрешения ЦБР. В отношении физических лиц-нерезидентов предусматривается ограничение сумм вывозимой наличной иностранной валюты в пределах суммы, ранее ввезенной, переведенной или пересланной в Россию. Перемещение наличной иностранной валюты стало одной из форм бесконтрольного вывоза капитала из России. По данным правительства, в 1997—1998 гг. легальный вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами составил 7-8 млрд долларов США в год.

[править] Фондовый рынок

В 1999 году российский фондовый рынок смог преодолеть кризис.[6] С 1999 года фондовый рынок в России стал действительно работающим.[7]

[править] Биржи

В 1999 году ММВБ ввела у себя шлюз для совершения сделок через интернет и опубликовала правила подключения.[8]

В середине 1999 года ММВБ сравнялась по объему торгов с РТС.[9]

Осенью 1999 года ММВБ приступила к созданию принципиально новой для российского фондового рынка трёхуровневой системы «клиент-брокер-биржа».[10]

[править] РТС

В 1999 году РТС долго не могла зарегистрировать свою расчетную палату в ЦБ.[11]

В 1999 году РТС переименовала себя в фондовую биржу.[12]

[править] Государственные финансы

Экономическая политика Правительства России, проводимая после кризиса 1998 года, позволила избежать неблагоприятного варианта развития событий и укрепить предпосылки для последовательной стабилизации экономической ситуации в стране.

В текущем году проявились положительные тенденции в динамике налоговых поступлений в бюджет. Устойчиво сокращалась задолженность по выплатам заработной платы и пенсий.

Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» федеральный бюджет на 1999 год утвержден по расходам в сумме 575,1 млрд рублей, или 14,4 % ВВП, по доходам — в сумме 473,7 млрд рублей, или 11,8 % ВВП. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 год установлен в сумме 101,4 млрд рублей, или 2,5 % объема валового внутреннего продукта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.99 № 477 «Об утверждении поквартального распределения показателей федерального бюджета на 1999 год и установлении заданий по мобилизации дополнительных доходов на 1999 год» по федеральному бюджету на девять месяцев 1999 года утверждены показатели по расходам в сумме 440,7 млрд рублей, по доходам — в сумме 329,4 млрд рублей и по источникам финансирования дефицита федерального бюджета — в сумме 111,3 млрд рублей.

За девять месяцев 1999 года доходы федерального бюджета составили 387,4 млрд рублей (117,6 % к плану), расходы — 434,3 млрд рублей (98,5 % к плану), дефицит — 46,9 млрд рублей (42,1 % к плану). В текущем году наблюдалась тенденция к росту уровня доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Так, в I квартале он составил 10,8 %, во II квартале — 13,5 %. При этом уровень доходов федерального бюджета по отношению к ВВП в январе-июне текущего года превысил этот показатель за аналогичный период прошлого года на 1,2 процентного пункта.

Налоговые доходы федерального бюджета составили за девять месяцев 1999 года, по данным Главного управления федерального казначейства Минфина России, 326,0 млрд рублей, или 81,6 % утвержденного годового бюджета. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их объем увеличился на 171,4 млрд рублей, а процент выполнения годового задания — на 31,2 процентного пункта.

Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость (по ставке 20 %, предусмотренной налоговым законодательством, против учтенной в бюджете ставки — 15 %), и другими причинами. Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их увеличение в текущем году объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.

Вместе с тем серьезной проблемой в стране по-прежнему остается наличие большого числа налоговых льгот, в большинстве случаев экономически не обоснованных, не способствующих развитию экономики, а лишь сокращающих доходы бюджетной системы. Поскольку налоговые льготы являются скрытой формой бюджетного финансирования, они приводят к нарушению пропорций бюджетных приоритетов.

В целях обеспечения своевременного поступления платежей в бюджеты всех уровней Банк России с июля текущего года к кредитным организациям, не обеспечивающим своевременного перечисления по поручению налогоплательщиков средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и имеющим непрерывно в течение 3 и более рабочих дней картотеку, применяет меры воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев.

В период применения данной меры воздействия кредитные организации, а также филиалы кредитных организаций не вправе осуществлять расчеты по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и принимать к исполнению платежные поручения на проведение указанных операций.

В то же время в истекшем периоде текущего года наблюдалась устойчивая тенденция к росту задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет.

По данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, по состоянию на 1 октября 1999 года задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет составила 241,1 млрд рублей, в том числе недоимка по платежам в федеральный бюджет была равна 224,9 млрд рублей (93,3 %) и сумма отсроченных платежей — 16,2 млрд рублей (6,7 %). Задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет за январь-сентябрь текущего года увеличилась на 81,1 млрд рублей, при этом сумма недоимки увеличилась на 76 млрд рублей.

Удельный вес недоимки по налогу на добавленную стоимость в общей сумме недоимки по платежам в федеральный бюджет составил 70,8 % (159,1 млрд рублей), по налогу на прибыль — 15,2 % (34,2 млрд рублей), по акцизам — 10 % (22,6 млрд рублей), по платежам за пользование природными ресурсами — 2,7 % (6 млрд рублей), по остальным налогам и платежам — 1,3 % (3 млрд рублей).

Продолжается работа по реформированию системы исполнения федерального бюджета, разработан проект Концепции единого счета федерального казначейства, реализация которой позволит ускорить прохождение платежей от плательщиков налогов и сборов до бюджетополучателей и поставщиков товаров, работ, услуг этим организациям, сократить количество счетов органов федерального казначейства Минфина России, оперативно управлять средствами федерального бюджета, сосредоточив их на одном счете Главного управления федерального казначейства Минфина России в Центральном банке Российской Федерации, значительно снизить риск потери средств федерального бюджета на счетах в кредитных организациях и иметь оперативную информацию о доходах и расходах федерального бюджета.

В целом за 9 месяцев текущего года расходы федерального бюджета профинансированы на 98,5 %. При этом удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга уменьшился с 38,6 до 27,1 % (в январе-сентябре 1998 года он увеличился с 18,3 до 34,2 %) и соответственно вырос удельный вес непроцентных расходов.

В истекшем периоде 1999 года основным внутренним источником финансирования дефицита федерального бюджета являлись средства, полученные в результате покупок Банком России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом при их первичном размещении в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год». Задолженность Министерства финансов Российской Федерации перед Банком России по этим ценным бумагам по состоянию на 1 ноября 1999 года составляла 25,36 млрд рублей.

По данным Министерства финансов Российской Федерации, за шесть месяцев 1999 года первичный профицит федерального бюджета составил 1,9 % от ВВП.

Государственный внутренний долг Российской Федерации на 1 октября 1999 года составил 490,8 млрд рублей при 648,3 млрд рублей на 1 января 2000 года, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год».

За истекший период текущего года завершена новация по ГКО-ОФЗ, в результате которой произошло удлинение сроков заимствований на рынке государственного долга.

Министерство финансов Российской Федерации в январе-сентябре 1999 года осуществило выплату купонных доходов по ОФЗ общим объемом 37,9 млрд рублей.

Июль стал последним месяцем, когда по ОФЗ-ФД, выпущенным в ходе новации, выплачивались купоны, накопленные с 17 августа 1998 года. Спрос на ОФЗ начал снижаться уже со второй недели июля. Основная часть ОФЗ — низкодоходные долгосрочные бумаги, поэтому после завершения выплат накопленного купона продажи ОФЗ привели к снижению цен и росту доходности в этом секторе финансового рынка.

Прекращение масштабных купонных выплат по ОФЗ во втором полугодии 1999 года приведет к стагнации на рынке ценных бумаг, которая может продлиться до конца года. Исходя из того, что в феврале 2000 года начинается погашение нереструктурированных выпусков ОФЗ и сокращается срок обращения остальных выпусков ОФЗ, интерес к рынку государственных ценных бумаг может возрасти в конце 1999 года. Снижение доходности государственных облигаций оживит и фондовый рынок.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» до конца 1999 года должна быть завершена реструктуризация задолженности Минфина России перед Банком России.

В 1999 году для управления Фондом реформирования региональных финансов была создана специальная межведомственная рабочая группа.[13]

[править] Показатели

[править] Деньги

Отношение денежного агрегата М2 к ВВП России в 1999 году — 14,8 %.[14]

[править] Федеральный бюджет

В 1999 году доходы федерального бюджета составили 12,8 % ВВП.[15]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  2. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  3. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  4. История проведения пенсионной реформы в России. Справка
  5. Уровень жизни населения // ИАССЭП
  6. [1]
  7. [2][3][4]
  8. [5][6][7][8][9]
  9. [10]
  10. [11]
  11. [12]
  12. [13]
  13. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  14. Полтерович В. М.Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3.
  15. Влияние цен на нефть на бюджет в России
Экономика России в 1999 году
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
Январь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Февраль  12345678910111213141516171819202122232425262728
Март  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Апрель  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Май  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Июнь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Июль  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Август  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Сентябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Октябрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Ноябрь  123456789101112131415161718192021222324252627282930
Декабрь  12345678910111213141516171819202122232425262728293031
Другие периоды  I полугодиеII полугодиеI кварталII кварталIII кварталIV кварталВеснаЛетоОсень
Личные инструменты