Редактирование Федеративная реформа в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == Первые крупные инициативы [[президент России|президента России]] [[Владимир Путин|Владимира Путина]] после инаугурации ([[7 мая]] [[2000 год]]а) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с [[Конституция России|Конституцией России]] порядок формирования [[Совет Федерации ФС РФ|Совета Федерации]]. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 года закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан [[Государственный совет]], в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов. В мае 2000 года указом Президента В.Путина были образованы 7 федеральных округов: [[Центральный федеральный округ|Центральный]], [[Северо-Западный федеральный округ|Северо-Западный]], [[Южный федеральный округ|Южный]], [[Приволжский федеральный округ|Приволжский]], [[Уральский федеральный округ|Уральский]], [[Сибирский федеральный округ|Сибирский]] и [[Дальневосточный федеральный округ|Дальневосточный]]. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В то время многие законы в регионах противоречили [[Конституция России|Конституции России]]. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 года антиконституционных актов, препятствующих вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводящих внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 года, завершилось в своей основе уже в [[2001 год]]у. После образования в 2000 году федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на чётком разграничении компетенции между Российской Федерацией и её субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством [[Дмитрий Козак|Дмитрия Козака]], поэтапно (в [[2003]]—[[2004]] годах) были приняты законы, закрепившие концепцию [[федеративные реформы в России|федеративной реформы]]. За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счёт своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов. Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путём давления на федеральную власть. [[Террористический акт в Беслане|Захват террористами школы в Беслане]] в сентябре [[2004 год]]а продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил [[13 сентября]] 2004 года с предложениями по новому порядку избрания губернаторов. В конце 2004 года это предложение стало законом. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента России избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Своё недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы