Редактирование: Федеративная реформа в России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Федеративная реформа в России''' ('''Федеративная реформа Путина''') — преобразования в федеральных отношениях, осуществлённые в России в 2000-е годы. Задача укрепления федеративного строя была принципиально поставлена новым политическим руководством страны. Первыми серьезными шагами на данном пути стали создание в мае 2000 г. семи федеральных округов и начало работ по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Вслед за этим, В. В. Путин указал на важность развития института федерального вмешательства, что нашло реализацию в закреплении за Президентом права роспуска законодательных органов и отрешения от должности глав субъектов Федерации, выведении глав ветвей власти из Совета Федерации. С этого времени для губернаторов актуальным стало не столько противостояние с центром, сколько с полпредами в округах. В то же время, обладая в основном полномочиями, а не финансами, полпреды стали скорее комиссарами, не создав угрозы сепаратизма на уровне округов.<ref>http://www.dissercat.com/content/istoricheskii-opyt-reformy-gosudarstvennogo-upravleniya-rossiiskoi-federatsii-1993-2004-gg</ref> Активное продолжение централизаторской политики нашло отражение в курсе на укрупнение субъектов Федерации. Начало в 2003 г. было положено объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Вслед за этим началась работа по укрупнению Красноярского края, Тюменской области.<ref>http://www.dissercat.com/content/istoricheskii-opyt-reformy-gosudarstvennogo-upravleniya-rossiiskoi-federatsii-1993-2004-gg</ref> Планомерное усиление полномочий федерального центра продолжалось и в дальнейшем. В частности, особо отметим закон 2003 г., среди прочего, вводивший институт временной финансовой администрации. Большое значение имело ограничение влияния регионалов на формирование и текущее регулирование работы местных подразделений федеральных ведомств. Органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговые, таможенные, финансовые и др. в основном стали регулироваться из центра. Логическим завершением данного курса стала отмена выборов губернаторов. Предложение такого порядка ряд губернаторов внесли еще в 2000 г. Однако лишь после победы на выборах 2004 г. В. В. Путин подписал соответствующий закон.<ref>http://www.dissercat.com/content/istoricheskii-opyt-reformy-gosudarstvennogo-upravleniya-rossiiskoi-federatsii-1993-2004-gg</ref> == История == Первые крупные инициативы [[президент России|президента России]] [[Владимир Путин|Владимира Путина]] после инаугурации ([[7 мая]] [[2000 год]]а) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с [[Конституция России|Конституцией России]] порядок формирования [[Совет Федерации ФС РФ|Совета Федерации]]. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 года закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан [[Государственный совет]], в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов. В мае 2000 года указом Президента В.Путина были образованы 7 федеральных округов: [[Центральный федеральный округ|Центральный]], [[Северо-Западный федеральный округ|Северо-Западный]], [[Южный федеральный округ|Южный]], [[Приволжский федеральный округ|Приволжский]], [[Уральский федеральный округ|Уральский]], [[Сибирский федеральный округ|Сибирский]] и [[Дальневосточный федеральный округ|Дальневосточный]]. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В то время многие законы в регионах противоречили [[Конституция России|Конституции России]]. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 года антиконституционных актов, препятствующих вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводящих внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 года, завершилось в своей основе уже в [[2001 год]]у. После образования в 2000 году федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на чётком разграничении компетенции между Российской Федерацией и её субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством [[Дмитрий Козак|Дмитрия Козака]], поэтапно (в [[2003]]—[[2004]] годах) были приняты законы, закрепившие концепцию [[федеративные реформы в России|федеративной реформы]]. За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счёт своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов. Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путём давления на федеральную власть. [[Террористический акт в Беслане|Захват террористами школы в Беслане]] в сентябре [[2004 год]]а продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил [[13 сентября]] 2004 года с предложениями по новому порядку избрания губернаторов. В конце 2004 года это предложение стало законом. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента России избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Своё недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов. == Этапы реформы == Современная реформа федеративных отношений проводится в четыре этапа:<ref>http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-printsipy-ustanovleniya-kompetentsii-subektov-federatsii-v-ramkakh-</ref> # период 2002—2003 связан с деятельностью Комиссии по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; # в 2003—2004 годах была создана законодательная база для преобразований в сфере федеративных отношений и местного самоуправления; # с 1 января 2005 года начала действовать новая система разграничения полномочий между Российской Федерации и ее субъектами обеспеченная усовершенствованной структурой межбюджетных отношений; # с 1 января 2006 года началась реформа местного самоуправления и совершенствование системы федеративных отношений, обусловленное новым порядком наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации. Если целями реформы федеративных отношений на первых двух этапах были ликвидация так называемых «не финансируемых федеральных мандатов» и разграничение полномочий между органами власти всех уровней, то основным содержанием современного этапа реформ становится совершенствование разграничения полномочий, ориентированное на сотрудничество органов публичной власти в обеспечении эффективной реализации не только государственных функций, но и вопросов местного значения.<ref>http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-printsipy-ustanovleniya-kompetentsii-subektov-federatsii-v-ramkakh-</ref> == Укрупнение регионов == Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счёт присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 года законодательно закреплен процесс объединения [[Пермская область|Пермской области]] и [[Коми-Пермяцкий автономный округ|Коми-Пермяцкого автономного округа]] в [[Пермский край]]. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению [[Таймырский автономный округ|Таймырского автономного округа]], [[Эвенкийский автономный округ|Эвенкийского автономного округа]] и [[Красноярский край|Красноярского края]], [[Корякский автономный округ|Корякского автономного округа]] и [[Камчатская область|Камчатской области]], а также [[Усть-Ордынский Бурятский автономный округ|Усть-Ордынского Бурятского автономного округа]] и [[Иркутская область|Иркутской области]]. == Результаты реформы == Реформирование территориально-государственного устройства России, приведение местных законов и нормативных актов в соответствие с общефедеральными имеет существенный экономический аспект. Дело в том, что тем самым обеспечивается единое нормативное пространство на всей территории РФ, что, в свою очередь, является неотъемлемым элементом формирования единого общероссийского рынка. В этом смысле региональная реформа способствовала тенденциям экономического роста, наметившимся в экономике в 2000 года. Результатом реформы 2000 г. стало создание в России федеральных округов, которое помогло добиться усиления роли центра и восстановления единого правового пространства.<ref>http://www.lko.ru/UserFiles/File/Gorshkov(5).doc</ref> == Документы == * Федеральный закон от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ == Ссылки == * [http://www.prosv.ru/umk/istoriya/6.html Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг.. Глава «Суверенная демократия»] * [http://www.ispr.ru/ZNAMDAT/10LET/STATI10/stati11.html] * [http://www.vz.ru/columns/2006/9/21/49686.html][http://www.peeep.us/0385751d] * [http://www.pvlast.ru/img/pdf2006-2/11.pdf] * [http://fritzmorgen.livejournal.com/633711.html Что нас ждёт после Олимпиады] == Примечания == <references /> {{Реформы в России в 2000-х годах}} {{Реформы в России}} {{Владимир Владимирович Путин}} {{Дмитрий Анатольевич Медведев}} {{Примечательные статьи}} [[Категория:Федеративная реформа в России| ]] [[Категория:Реформы в России по алфавиту]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Владимир Владимирович Путин
Шаблон:Дмитрий Анатольевич Медведев
Шаблон:Примечательные статьи
Шаблон:Реформы в России
Шаблон:Реформы в России в 2000-х годах
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы