Редактирование: Тяжёлое машиностроение России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Тяжёлое машиностроение России''' — совокупность подотраслей [[Машиностроение России|российского машиностроения]], предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, железнодорожных вагонов, дизелей.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Тяжёлое машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> Объём производства в тяжёлом машиностроении России в 2015 году составил 116 млрд рублей.<ref>[http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/00-113_.pdf Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год]</ref> В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции тяжёлого машиностроения в 2015 году составил:<ref>[http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/00-113_.pdf Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год]</ref> * сталеплавильное оборудование и литейные машины — 27,2 тыс. тонн (158,4 % к 2014 году); * прокатное оборудование — 456 тонн (85,1 % к 2014 году); * подъёмники и конвейеры непрерывного действия для подземных работ — 315 штук (68,9 % к 2014 году); * краны мостовые электрические — 1690 штук (71,3 % к 2014 году). == Экспорт == {{main|Экспорт продукции тяжёлого машиностроения из России}} Экспорт продукции тяжёлого машиностроения из России в 2015 году составил 14 млрд рублей, доля экспорта в российском производстве — 12,1 %.<ref>[http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/00-113_.pdf Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год]</ref> == История == {{main|История тяжёлого машиностроения России}} В досоветское время тяжёлое машиностроение России было развито слабо. Продукцию тяжёлого машиностроения выпускали немногие машиностроительные заводы: Ижорский, Краматорский, Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский, Брянский и некоторые другие.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Тяжёлое машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> В СССР тяжёлое машиностроение начало развиваться в восстановительный период. В годы первых пятилеток (1929—1940 годы) быстрыми темпами развивалось производство металлургического, транспортного, угольного и горнорудного оборудования. К производству продукции тяжёлого машиностроения были привлечены многие машиностроительные заводы, построены новые и реконструированы старые заводы, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистических стран многих видов оборудования.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ Тяжёлое машиностроение] // БСЭ, 1969—1978</ref> Приказом Минпромэнерго России от 18 сентября 2007 года № 391 на основании поручения Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года № СИ-П9-4082 утверждена «Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007—2010 годах и на период до 2015 года», которая включает вопросы, связанные с вагоно- и тепловозостроением.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> == Отрасли == Тяжёлое машиностроение России подразделяется на:<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * [[Металлургическое машиностроение России|Металлургическое машиностроение]]; * [[Горнорудное машиностроение России|Горнорудное машиностроение]]; * [[Угольное машиностроение России|Угольное машиностроение]]; * [[Подъёмно-транспортное машиностроение России|Подъёмно-транспортное машиностроение]]; * [[Вагоностроение России|Вагоностроение]]; * [[Тепловозостроение России|Тепловозостроение]]; * [[Дизелестроение России|Дизелестроение]]. === Производство горнодобывающего оборудования === Оборудование для добычи руды и угля открытым способом: карьерные экскаваторы, одноковшовые погрузчики, экскаваторы-драглайны, многочерпаковые цепные экскаваторы, отвалообразователи, транспортеры и конвейеры, грейферные краны, роторная техника, дробилки, грохоты, мельницы.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> Оборудование для подземной добычи руды и угля: проходческие комбайны, добычные (очистные) комплексы, механизированные гидравлические крепи, конвейеры, подъемные установки (копры и клети), системы рудничной и шахтной принудительной вентиляции, пневмооборудование, буровые станки.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> Перегрузочное и усреднительное оборудование: укладчики, усреднители, заборщики, питатели, толкатели, конвейеры, рыхлители.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> === Производство оборудования для нефтегазового комплекса === Буровое оборудование: буровые установки для бурения на суше, буровые установки для бурения на шельфе.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> Оборудование для нефтегазопереработки: тяжелые металлические сосуды-реакторы гидроочистки, реакторы риформинга, реакторы гидрокрекинга и т. д.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> === Производство оборудования для цементной промышленности === Вращающиеся печи для обжига цементного клинкера, магнезита и других материалов, запчасти к вращающимся печам: обечайки корпуса вращающихся печей, бандажи вварные и плавающие, роликовые опоры, блоки опорные, гидроупоры, венцы зубчатые, редуктора привода печи; холодильники колосниковые, мельницы цементные и запчасти к ним; глиноболтушки.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> == Потребители продукции отрасли == Среди потребителей продукции тяжёлого машиностроения [[нефтегазовый комплекс России|нефтегазовый комплекс]], [[Металлургия России|металлургия]] и [[горнодобывающий комплекс России|горнодобывающий комплекс]].<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> == Инвестиции == Прирост инвестиций в 2008 году в сравнении с 2005 годом составил:<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * в производстве машин и оборудования для металлургии — 137 % до уровня 1,53 млрд руб.; * в производстве машин для добычи полезных ископаемых и строительства — 154 % до уровня 4,69 млрд руб.; * в производстве подъемно-транспортного оборудования — 175,5 % до уровня 2,09 млрд руб. Такое увеличение инвестиций вызвано ростом объемов производства и финансового результата деятельности предприятий тяжелого машиностроения.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> == Трудовые ресурсы == В 2015 году среднесписочная численность рабочих и среднемесячная зарплата на основных предприятиях тяжёлого машиностроения России составили 181 тыс. человек (99,5 % к 2014 году) и 30 тыс. руб. (103,4 % к 2014 году) соответственно.<ref>[http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/00-113_.pdf Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год]</ref> == Организации == {{main|Организации тяжёлого машиностроения России}} Основными центрами и точками роста отрасли являются:<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * Центральный федеральный округ ** АО «[[Электростальский завод тяжелого машиностроения]]»; ** АО «Машиностроительный завод „[[ЗиО-Подольск]]“»; ** организации науки и проектно-конструкторские бюро региона; * Северо-западный федеральный округ ** АО «[[ОМЗ]]» ** организации науки и проектно-конструкторские бюро региона; * Приволжский федеральный округ ** АО «[[Сызранский завод тяжёлого машиностроения]]» ** АО «[[ОРМЕТО-ЮУМЗ]]» (МК «[[Уралмаш]]»); * Уральский федеральный округ ** АО «[[Уралмашзавод]]», (МК «[[Уралмаш]]»); * Сибирский федеральный округ ** АО «[[Сибирский завод тяжёлого машиностроения]]»; ** АО «[[Иркутский завод тяжёлого машиностроения]]». Системообразующие компании тяжёлого машиностроения России (по состоянию на май 2020 года):<ref>[http://minpromtorg.gov.ru/activities/sistema/ Перечень системообразующих организаций]</ref> * АО «[[Тяжмаш]]» (Самарская область) * ООО «[[Веза]]» (Московская область) * ООО УК «[[УЗТМ-КАРТЭКС]]» (Москва) * АО «[[Щербинский лифтостроительный завод]]» (Москва) * АО «[[Электростальский завод тяжелого машиностроения]]» (Московская область) * АО «[[СММ]]» (Санкт-Петербург) * ГК «[[Уралэлектротяжмаш]]» (Свердловская область) * АО «[[Кушвинский завод прокатных валков]]» (Свердловская область) * АО «[[Копейский машиностроительный завод]]» (Челябинская область) * АО «[[Карачаровский механический завод]]» (Москва) * ООО УК «[[Рудгормаш]]» (Воронежская область) * АО «[[Омутнинский металлургический завод]]» (Кировская область) * АО «[[НПО «РИВС»]]» (Санкт-Петербург) * АО «[[Воздухотехника]]» (Москва) == Классификаторы официальной статистики == ОКВЭД и другие классификаторы ([[ОКП]], [[ТНВЭД]]) не выделяют именно тяжёлое оборудование, поэтому данные официальной статистики зачастую не позволяют точно выделить необходимые показатели при анализе отрасли. Данные классификаторов ОКВЭД, ОКП и ТНВЭД применительно к тяжелому машиностроению невозможно сравнивать между собой, поскольку они описывают несовпадающие сектора машиностроения.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> Строки классификатора [[ОКВЭД]], имеющие отношение к тяжёлому машиностроению, включают в себя:<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * 29.22 производство подъёмно-транспортного оборудования; * 29.51 производство машин и оборудования для металлургии; * 29.52 производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства. == 2008 год == В 2008 году производственные мощности по выпуску тяжёлого оборудования были загружены по большинству видов продукции тяжелого машиностроения не более чем на 30 %.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> == Показатели == === Объём производства === Объём производства в тяжёлом машиностроении России (млрд рублей):<ref>[https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs//1914e2b2-157d-43ce-a429-2801ec150c21.pdf Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы]</ref> * 2019 год: 210,6 * 2020 год: 209,8 Объём выпуска в России оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства (млрд рублей): * 2004 год: 54,9<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * 2005 год: 57,8<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * 2006 год: 70<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * 2007 год: 94,8<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * 2008 год: 109,1<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * 2009 год: 60,3<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> === Вклад отрасли в ВВП === Вклад тяжёлого машиностроения в ВВП России составил в 2009 году 1,2 %.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> === Рентабельность === Средняя рентабельность продаж предприятий тяжёлого машиностроения в 2009 году составила: в производстве металлургического оборудования — 4,1 %, в производстве машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства — 0,6 %, рентабельность продаж подъемно-транспортного оборудования 6,2 %, по специальным кранам — 8,1 %.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> === Трудовые ресурсы === Среднесписочная численность работников тяжёлого машиностроения по видам деятельности в 2009 году:<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * Производство машин и оборудования для металлургии — 43159 человек; * Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства — 96091 человек; * Производство подъемно-транспортного оборудования — 57728 человек. В 2009 году среднемесячная заработная плата работников тяжёлого машиностроения по видам деятельности составляла:<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> * Производство машин и оборудования для металлургии — 18545,4 рублей; * Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства — 14643,5 рублей; * Производство подъёмно-транспортного оборудования — 16308,5 рублей. За 2009 год произошло сокращение численности занятых на производстве в тяжелом машиностроении на 37,6 тыс. человек.<ref>[http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/strategic/sectoral/13/Strategiya_Tyazhmash_09-12-10.doc Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года] // Москва, 2010</ref> == Ссылки == * [http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/po/gl5 Потенциал основных отраслей машиностроения] == Примечания == <references /> {{Тяжёлое машиностроение России}} {{Промышленность России}} {{Примечательные статьи}} [[Категория:Тяжёлое машиностроение России| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Примечательные статьи
Шаблон:Промышленность России
Шаблон:Тяжёлое машиностроение России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы