Транспорт Прибалтики

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Транспорт Прибалтики — отрасль экономики Прибалтики.

Содержание

[править] Морской транспорт

Порты Прибалтики ориентированы преимущественно на вывоз транзитных грузов. Основными воротами для импорта иностранных товаров в государства СНГ они так и не стали. С этой ролью лучше справляются порты Финляндии и Северо-Западного федерального округа России. Российская политика постепенного снижения зависимости от транзита и успешная конкуренция финских портов привели к уменьшению вывоза грузов через прибалтийские порты. Если в 2005 году он составил 121 млн тонн, то в 2009 году — 102 млн тонн. В то же время разгрузка в прибалтийских портах увеличилась с 14,3 млн тонн в 2005 году до 34,3 млн тонн в 2009 году.[1]

В январе-октябре 2012 года Клайпедский морской порт обслужил 29,1 млн тонн грузов — на 5,1 % меньше, чем за тот же период 2011 года. Погрузки в Рижском порту выросли на 7,8 % до 30,3 млн тонн, в Вентспилсском — на 10,1 % до 26,0 млн тонн, в Лиепайском — на 52,6 % до 6,02 млн тонн. Оборот Таллинского объединённого порта был на 20 % меньше и составил 24,4 млн тонн. Терминал в Бутинге перевалил 6,92 млн тонн нефти — на 8,1 % меньше.[2]

[править] Транзит

Экспорт транспортных услуг из стран Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии) в 1992—2011 годах, в $млрд
Экспорт транспортных услуг из стран Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии) в 1992—2011 годах, в $млрд

Согласно данным различных исследований, доля транзита (без учёта косвенного влияния на другие секторы) составляет порядка 3—5 % ВВП в Эстонии и Латвии и ещё больше в Литве из-за высоких показателей железнодорожного транзита в Калининград.[3] Транзит как экспорт транспортных услуг является важным элементом экономик прибалтийских стран и одним из главных элементов их позиционирования на международной арене.[4]

В своих высказываниях официальные лица прибалтийских государств нередко занижали роль транзита в их экономиках. Но факты свидетельствуют об обратном: в частности, 8-процентная доля транспорта в ВВП Эстонии и Латвии и тем более 10-процентная в ВВП Литвы более чем в полтора раза превышают средний показатель по миру. В развитых странах доля транспорта в ВВП не больше 5 %. Среди экономик стран ЕС роль транспорта в трёх прибалтийских государствах максимальная. О значении транзита в экономике стран Балтии свидетельствует такой факт: примерно 80 % обрабатываемых портами грузов (и соответственно доставляемых к портам железнодорожным и автомобильным транспортом) — транзитные.[5]

[править] Грузы из России

Через Прибалтику проходит значительный объём российских грузов.[6]

[править] Грузы из Белоруссии

По состоянию 2012 год, основной транзит белорусских экспортных грузов осуществляется через порты стран Прибалтики (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга), а также через украинские порты (Одесса, Николаев).[7]

26 апреля 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о возможности переориентации белорусских грузов с портов Прибалтики на Россию: «Мы ведём переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, с тем чтобы мы загрузили их порты на Балтике, они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов.»[8]

15 сентября 2012 года Лукашенко встретился с Владимиром Путиным. Позже стало известно, что на этой встрече было принято принципиальное решение о переориентации больших объёмов грузов из Белоруссии, в том числе калийных удобрений, с портов государств Прибалтики на российские порты.[9][10]

9 ноября 2012 года Лукашенко, принимая находящегося с визитом в Минске губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, заявил, что Белоруссия переориентирует перевалку больших объёмов грузов с портов стран Прибалтики на порты Ленинградской области. «Беларусь, — заявил Лукашенко, — находится на перекрестке транзитных путей между Востоком и Западом, а Ленинградская область располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом в виде четырёх морских портов. Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путём». В свою очередь Дрозденко заявил: «Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Беларуси, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, экономики Ленинградской области, России, Беларуси от этого только бы выиграли. Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое.».[11]

[править] Показатели

В Прибалтике расположены 148 аэропортов, из них 63 — с твёрдым покрытием ВПП. Длина газопроводов — 3,50 тыс. км. Длина железных дорог — 4,89 тыс. км, из которых 510 км электрифицированы. Протяжённость автомобильных дорог — 207 тыс. км, из них 154 тыс. км с твёрдым покрытием.[12]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики, № 4, 2010
  2. Клайпедский порт в январе-октябре — на втором месте в Балтии
  3. Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики, № 4, 2010
  4. Диктатура черного золота
  5. Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики, № 4, 2010
  6. Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики, № 4, 2010
  7. Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
  8. Беларусь уходит из европейских портов[1]
  9. Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
  10. Беларусь уходит из европейских портов[2]
  11. Беларусь уходит из европейских портов[3]
  12. Ефимова Е. Г. Транспортная инфраструктура региона Балтийского моря в системе международных хозяйственных связей // Санкт-Петербург, 2009
Личные инструменты