Редактирование: Транспорт Прибалтики
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Транспорт Прибалтики''' — отрасль [[Экономика Прибалтики|экономики Прибалтики]]. == Морской транспорт == {{main|Морской транспорт Прибалтики}} Порты Прибалтики ориентированы преимущественно на вывоз транзитных грузов. Основными воротами для импорта иностранных товаров в государства СНГ они так и не стали. С этой ролью лучше справляются порты Финляндии и Северо-Западного федерального округа России. Российская политика постепенного снижения зависимости от транзита и успешная конкуренция финских портов привели к уменьшению вывоза грузов через прибалтийские порты. Если в 2005 году он составил 121 млн тонн, то в 2009 году — 102 млн тонн. В то же время разгрузка в прибалтийских портах увеличилась с 14,3 млн тонн в 2005 году до 34,3 млн тонн в 2009 году.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> В январе-октябре 2012 года Клайпедский морской порт обслужил 29,1 млн тонн грузов — на 5,1 % меньше, чем за тот же период 2011 года. Погрузки в Рижском порту выросли на 7,8 % до 30,3 млн тонн, в Вентспилсском — на 10,1 % до 26,0 млн тонн, в Лиепайском — на 52,6 % до 6,02 млн тонн. Оборот Таллинского объединённого порта был на 20 % меньше и составил 24,4 млн тонн. Терминал в Бутинге перевалил 6,92 млн тонн нефти — на 8,1 % меньше.<ref>[http://ru.delfi.lt/news/economy/klajpedskij-port-v-yanvare-oktyabre-na-vtorom-meste-v-baltii.d?id=60001259 Клайпедский порт в январе-октябре — на втором месте в Балтии]</ref> == Транзит == [[Изображение:EKUTRPRIB.png|thumb|400px|right|Экспорт транспортных услуг из стран Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии) в 1992—2011 годах, в $млрд]] Согласно данным различных исследований, доля транзита (без учёта косвенного влияния на другие секторы) составляет порядка 3—5 % ВВП в Эстонии и Латвии и ещё больше в Литве из-за высоких показателей железнодорожного транзита в Калининград.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> Транзит как экспорт транспортных услуг является важным элементом экономик прибалтийских стран и одним из главных элементов их позиционирования на международной арене.<ref>[http://www.baltic-course.com/archive/rus/17/03politekonomija.htm Диктатура черного золота]</ref> В своих высказываниях официальные лица прибалтийских государств нередко занижали роль транзита в их экономиках. Но факты свидетельствуют об обратном: в частности, 8-процентная доля транспорта в ВВП Эстонии и Латвии и тем более 10-процентная в ВВП Литвы более чем в полтора раза превышают средний показатель по миру. В развитых странах доля транспорта в ВВП не больше 5 %. Среди экономик стран ЕС роль транспорта в трёх прибалтийских государствах максимальная. О значении транзита в экономике стран Балтии свидетельствует такой факт: примерно 80 % обрабатываемых портами грузов (и соответственно доставляемых к портам железнодорожным и автомобильным транспортом) — транзитные.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> === Грузы из России === Через Прибалтику проходит значительный объём российских грузов.<ref>[http://www.pircenter.org/data/SS/Baltic.pdf Страны Балтии в поисках выхода из кризиса] // Вопросы экономики, № 4, 2010</ref> === Грузы из Белоруссии === По состоянию 2012 год, основной транзит белорусских экспортных грузов осуществляется через порты стран Прибалтики ([[Клайпеда]], [[Вентспилс]], [[Рига]], [[Мууга]]), а также через украинские порты ([[Одесса]], [[Николаев]]).<ref>[http://naviny.by/rubrics/economic/2012/11/21/ic_articles_113_179964 Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?]</ref> 26 апреля 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о возможности переориентации белорусских грузов с портов Прибалтики на Россию: «Мы ведём переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, с тем чтобы мы загрузили их порты на Балтике, они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов.»<ref>[http://naviny.by/rubrics/economic/2012/11/09/ic_articles_113_179841/ Беларусь уходит из европейских портов][http://www.peeep.us/6686fee8]</ref> 15 сентября 2012 года Лукашенко встретился с Владимиром Путиным. Позже стало известно, что на этой встрече было принято принципиальное решение о переориентации больших объёмов грузов из Белоруссии, в том числе калийных удобрений, с портов государств Прибалтики на российские порты.<ref>[http://naviny.by/rubrics/economic/2012/11/21/ic_articles_113_179964 Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?]</ref><ref>[http://naviny.by/rubrics/economic/2012/11/09/ic_articles_113_179841/ Беларусь уходит из европейских портов][http://www.peeep.us/6686fee8]</ref> 9 ноября 2012 года Лукашенко, принимая находящегося с визитом в Минске губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, заявил, что Белоруссия переориентирует перевалку больших объёмов грузов с портов стран Прибалтики на порты Ленинградской области. ''«Беларусь,'' — заявил Лукашенко, — ''находится на перекрестке транзитных путей между Востоком и Западом, а Ленинградская область располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом в виде четырёх морских портов. Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путём»''. В свою очередь Дрозденко заявил: ''«Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Беларуси, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, экономики Ленинградской области, России, Беларуси от этого только бы выиграли. Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое.»''.<ref>[http://naviny.by/rubrics/economic/2012/11/09/ic_articles_113_179841/ Беларусь уходит из европейских портов][http://www.peeep.us/6686fee8]</ref> == Показатели == В Прибалтике расположены 148 аэропортов, из них 63 — с твёрдым покрытием ВПП. Длина газопроводов — 3,50 тыс. км. Длина железных дорог — 4,89 тыс. км, из которых 510 км электрифицированы. Протяжённость автомобильных дорог — 207 тыс. км, из них 154 тыс. км с твёрдым покрытием.<ref>''Ефимова Е. Г.'' [http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/economich/2009/13-07/EfimovaEG.doc Транспортная инфраструктура региона Балтийского моря в системе международных хозяйственных связей] // Санкт-Петербург, 2009</ref> == Ссылки == * [http://pavel-shipilin.livejournal.com/22750.html Порты «балтийских тигров» соревнуются между собой][http://www.peeep.us/15237084] * [http://lenta.ru/comments/news/2011/11/10/highspeed/ Прибалтийские страны совместно построят скоростную железную дорогу. 11 ноября 2011] * [https://genby.livejournal.com/893330.html Грузооборот в Прибалтике в 2020 году. 18 января 2021] == Примечания == <references /> [[Категория:Транспорт Прибалтики| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы