Транспорт Москвы

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Транспорт Москвы — отрасль экономики Москвы.

Москва — крупный транспортный узел, обеспечивающий широкий комплекс транспортных услуг. В Москве сходятся 11 линий железных дорог, 13 автомобильных дорог, имеется 3 речных порта, аэропорты.[1][2]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Сухопутный транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

Москва является одним из са­мых круп­ных железнодорожных уз­лов ми­ра: здесь схо­дят­ся ли­нии 11 на­прав­ле­ний (объ­е­ди­не­ны МКЖД), дей­ст­ву­ют 9 железнодорожных вок­за­лов. Москва — один из российских ли­де­ров по объ­ё­мам та­мо­жен­но­го оформ­ле­ния гру­зов (свыше 20 сор­ти­ро­воч­ных стан­ций, в том числе Бе­ка­сово Боль­шого железнодорожного кольца Московской железной дороги). На до­лю московского железнодорожного уз­ла при­хо­дит­ся около 35 % всех от­прав­ле­ний пас­са­жи­ров в России. Дейст­ву­ет ско­рост­ное меж­об­ласт­ное со­об­ще­ние с го­ро­да­ми Калуга, Нижний Новгород, Рязань, Санкт-Петербург и другими.[3]

Действует пассажирское Московское центральное кольцо (54 км, 31 остановочный пункт). В рамках строительства Московских центральных диаметров, соединяющих радиальные направления железной дороги, планируется организовать 5 маршрутов движения поездов.[4] Первые четыре диаметра уже запущены в 2019—2023 годах.

[править] Метро

В Москве действуют 14 линий метрополитена (408 км линий, 233 станции).[5]

[править] Общественный транспорт

В Москве насчитывается около 950 маршрутов наземного городского транспорта (в том числе 13 ночных маршрутов), для большего удобства повседневных поездок по центру города и сокращения интервалов движения наземного транспорта функционирует новая маршрутная сеть «Магистраль», состоящая из маршрутов трех типов: магистральные (21), районные (17), социальные (8).[6]

Низкая по сравнению с крупнейшими мегаполисами мира стоимость проезда в общественном транспорте — значимое преимущество Москвы. Стоимость услуг общественного транспорта в Москве в зависимости от тарифа и лимита поездок варьируется от 33 до 57 рублей за одну поездку, что существенно ниже, чем в Нью-Йорке, Берлине или Лондоне.[7]

[править] Воздушный транспорт

В Москве и ближнем Подмосковье расположены аэропорты «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и «Жуковский». С точки зрения пространственного расположения аэропортов характерной особенностью Москвы является их значительная удалённость от центра города.[8]

Москва в плане транспортной доступности узлов пассажирской авиации и сбалансированности системы интермодальных перевозок между аэропортами и центром города всё больше приближается к ведущими мировыми финансовым центрам, а по дешевизне проезда даже опережает большинство из них. Во многом этого удалось достигнуть благодаря вводу в эксплуатацию в течение последних нескольких лет линий скоростных аэроэкспрессов непосредственно от аэропортовых терминалов к железнодорожным вокзалам города. Данный вид транспорта является на сегодняшний день наиболее быстрым, надежным и достаточно комфортным средством сообщения между аэропортами и городом.[9]

Услуги аэротакси в Москве предлагают несколько компаний. По состоянию на июль 2019 года примерная стоимость часа полёта на модели Robinson R66 в компании Heliport Moscow — 46 тыс. руб.[10]

[править] История

На заре своей истории Москва стала важным стратегическим пунктом на юго западном порубежье Владимиро-Суздальской земли. Она находилась на очень удобном скрещении водных путей и проезжих дорог. От нее по реке Яузе, а потом по Клязьме шел путь во Владимир — крупнейший город Северо-Восточной Руси XII века. На водоразделе между Яузой и Клязьмой ещё в древности находилось село Мытищи, где с купцов взимали проездную пошлину — мыт. С севера на юг дорога вела из далекого Новгорода через Волоколамск к Оке и Рязани. Другая сухопутная дорога шла с запада на юго-запад, связывая через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землёй.[11]

На протяжении двух столетий (с XIV до конца XV века) шло становление Москвы как столицы единого Российского государства, что отразилось на всем облике города. Территория Москвы значительно выросла, главным образом в восточном направлении, и достигла современного Бульварного кольца. Её основой стали радиально расположенные улицы, ведущие к дорогам, связывавшим Москву с основными русскими землями. Старинные улицы Большого посада Варьская, или Варварская, и Никольская со Сретенкой, как её продолжением, начинались у стен Кремля и соответственно вели на Владимир и Переяславль.[12]

В первой половине XVII века застройка Москвы шла по-прежнему стихийно, хаотично, особенно там, где проживал «черный» люд. И, тем не менее, наметившаяся ранее радиально-кольцевая система планировки города получила в XVII веке более отчётливое выражение. Улицы, вытянувшиеся вдоль старинных дорог к центру Москвы (Тверская, Большая Дмитровка и Малая Дмитровка, Мясницкая и другие), пересекались кольцами Белого города и Земляного города, потерявших со временем своё оборонное значение укреплений.[13]

В 1876 году на Тверской улице началось усовершенствование мостовой (замена булыжника торцовым и асфальтовым покрытием).[14]

Некоторые деревянные мосты стали заменяться железными: Дорогомиловский (1868), Москворецкий (1872), Большой Краснохолмский (1872), Крымский (1873), Большой Устьинский (1883). Появились новые мосты — Чугунный (1888) и Малый каменный (1890). Заметно улучшилось освещение улиц. В 1850-х годах улицы освещались в течение восьми месяцев в году, причем лишь в безлунные ночи (в среднем 18 дней в месяц). С появлением в 1860-х годах нового горючего (керосина) увеличилось число светильников. В 1867 году появилось газовое освещение.[15]

В 1860-х годах из Москвы в различных направлениях уходили восемь шоссейных дорог: на Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород, Варшаву, Рязань, Смоленск и др. Важнейшей из них была дорога, соединявшая Москву с всероссийским торжищем — Макарьевской (позже Нижегородской) ярмаркой.[16]

Вслед за Николаевской (на Санкт-Петербург) одна за другой были проложены Ярославская, Брестская, Казанская, Нижегородская, Курская, Брянская, Савеловская, Виндавская, Павелецкая железные дороги. К концу XIX века Москва стала крупным железнодорожным узлом, куда сходилось 10 железных дорог, связывавших город с самыми различными уголками Европейской России.[17]

На смену основному виду городского транспорта — «линейке» (экипажу с сиденьями по обе стороны разделявшей его доски) — постепенно приходила конная железная дорога (конка). К 1900 году протяжённость линий конки составляла около 100 км, причём на всех линиях курсировал 241 вагончик.[18]

В 1899 году в Москве была проложена первая линия трамвая (от Страстного монастыря, находившегося на сегодняшней Пушкинской площади, до Бутырской заставы).[19]

Медленная конка почти совершенно была вытеснена трамваем; его линии протянулись на 130 км. В 1907 году на московских улицах появился первый весьма своеобразный таксомотор автомобиль с объявлением «Извозчик. Такса по соглашению», а вскоре Марьину рощу и Останкино соединил автобус автомобиль с навесом и со скамейками в кузове. Но заметной роли в жизни горожан автотранспорт еще не играл.[20]

Автомобилей было слишком мало. В 1913 году их насчитывалось всего 1300, а извозчиков — 14 тысяч. Из всех видов транспорта первое место принадлежало трамваю. В 1912 году московский трамвай перевез 274 млн человек (в 1904 году всего лишь 48 млн.).[21]

В 1922 году Москва стала столицей СССР. В городе началось быстрое развитие транспортной инфраструктуры. Так, в 1924 году в Москве открылось автобусное движение, в 1933 году был запущен первый троллейбусный маршрут.[22]

В ноябре 1931 года началось строительство московского метрополитена. В 1935 году для пассажиров открылась первая линия метро. В 1936 году московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360—400 тыс. человек.[23]

К 1938 году завершилась реконструкция центра Москвы. Красная площадь и прилегающие к ней улицы были освобождены от мелких торговых зданий, палаток, складов и одноэтажных деревянных домиков. Расширенные улицы покрывались асфальтом. Москву украсили заключенные в гранит Кремлевская, Москворецкая, Софийская, Крымская, Берсеневская, Фрунзенская, Бережковская, Дорогомиловская и другие набережные Москвы реки и Яузы.[24]

11 новых больших мостов связали районы Москвы между собой и с центром, улучшили транспортные связи.[25]

В соответствии с Генеральным планом в последующие годы были реконструированы ул. Горького (Тверская), Большая Калужская (ныне Ленинский проспект), 1 я Мещанская (ныне проспект Мира), Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект) и многие другие улицы и площади, на которых широко велось жилищное строительство. Москва активно меняла свой облик «большой деревни», приобретая столичный масштаб.[26]

Май 1942 — возобновление строительства Московского метрополитена.

14 марта 1954 года завершилось строительство кольцевой линии Московского метрополитена.

В 1962—1968 годах был построен Новый Арбат.[27]

В 1971 году был принят новый Генеральный план развития Москвы. Он был рассчитан на 20 лет. Согласно этому плану прокладывались новые магистрали. В 1974—1986 годах улица Старый Арбат была объявлена заповедной и пешеходной зоной.[28]

В мае 2013 года было сообщено о начале реконструкции МКМЖД.[29]

В октябре 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил Адресную инвестиционную программу (АИП) города на 2018—2020 годы. Большую долю финансирования (70 %) направят на развитие транспортной инфраструктуры. Всего за три года московские власти планируют ввести 296,3 км дорог, 42 пешеходных перехода и 81 искусственное сооружение — мосты, эстакады, путепроводы. Также построят 81,7 км новых линий метрополитена, 35 станций и шесть электродепо, закончат строительство Кожуховской линии и Третьего пересадочного контура, а также продлят Сокольническую ветку в Коммунарку.[30]

[править] Билетная система

В июне 2018 года консалтинговая компания McKinsey отмечала: «Москва обладает одной из самых продвинутых билетных систем в мире. Электронную карту „Тройка“ на сегодняшний день используют более 90 % пассажиров, а за последние несколько лет были внедрены и другие способы оплаты проезда, в том числе с помощью технологий Pay Pass, PayWave, Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay[31]

[править] Занятые в отрасли

На транспорт приходится 8,3 % в отраслевой структуре занятости в Москве (2021 год).[32]

[править] Оценки

В июне 2018 года Москва вошла в топ-10 мировых мегаполисов по удобству и эффективности транспортной системы в глобальном исследовании консалтинговой компании McKinsey. McKinsey впервые провела столь масштабное исследование транспортных систем 24 крупнейших мегаполисов мира. Цель — всесторонне оценить транспортные системы как по объективным показателям, так и с точки зрения горожан. Мегаполисы сравнивались по пяти аспектам, непосредственно влияющим на качество жизни в городе: физическая и финансовая доступность разных видов транспорта, эффективность, удобство и безопасность. В ходе исследования были проанализированы все виды транспорта (личный, общественный, совместного пользования, велосипедный и пешеходный) на всех этапах взаимодействия жителя с системой: до, во время и после поездки. Было опрошено более 30 экспертов и 9600 жителей 24 городов.[33][34] В рейтинге развития транспортных систем крупнейших городов мира Москва заняла 6-е место. Причём по уровню развития общественного транспорта Москва оказалась на 4-м месте, а частного — за пределами первой десятки.[35]

В июне 2018 года консалтинговая компания McKinsey отмечала: «Москва выделяется одной из лучших систем общественного транспорта: она эффективна с точки зрения скорости перемещения пассажиров, удобна и относительно доступна с финансовой точки зрения. Доля общественного транспорта в общем числе поездок начиная с 2010 года выросла на 10 %. За последние годы произошло существенное развитие инфраструктуры общественного транспорта. Одним из главных шагов в этом направлении стало масштабное расширение метрополитена: с 2010 по 2017 г. была построена 61 станция, в том числе запущено движение по Московскому центральному кольцу. Эффективность наземного транспорта значительно повысилась в результате оптимизации маршрутной сети наземного транспорта, обустройства выделенных полос (с 2010 г. их общая протяженность выросла на 285 км) и обновления парка автобусов. Эти мероприятия помогают избегать неожиданных сбоев, обеспечивают высокую скорость и предсказуемость движения наземного транспорта. Билетная система и электронные сервисы являются одними из самых сильных сторон Москвы. В частности, в городе действует универсальная электронная карта с возможностью дистанционного пополнения баланса и записи билетов, позволяющая оплачивать не только транспортные услуги, но и, например, посещение музеев.»[36]

В августе 2021 года было сообщено, что Москва заняла 3-е место в новом исследовании консалтинговой компании McKinsey «Транспортные системы 25 городов мира: составляющие успеха». Москва уступила только Сингапуру и Пекину. В исследовании рассматривались города с населением более 5 млн человек, валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения свыше $10 тыс., количеством автомобилей — более 150 на 1 тыс. человек. Авторы отобрали 21 город, где имеются сопоставимые транспортные системы. Еще четыре города были включены по причине лидерства в нескольких международных рейтингах по развитию ряда аспектов транспортных систем. В McKinsey изучали транспортные системы в следующих 25 городах: в восьми городах Азии (Пекин, Шэньчжэнь, Шанхай, Токио, Бангкок, Сеул, Гонконг и Сингапур), восьми городах Европы (Лондон, Мадрид, Берлин, Париж, Милан, Стамбул, Москва и Санкт-Петербург), пяти — в Северной Америке (Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес, Торонто и Мехико), двух — в Южной Америке (Буэнос-Айрес и Сан-Паулу), а также по одному в Австралии и Африке (Сидней и Йоханнесбург).[37]

Итоговый общий рейтинг городов McKinsey был сформирован на базе семи специализированных рейтингов, включая физическую (рельсовый транспорт, улично-дорожная сеть и транспорт совместного использования) и финансовую доступность транспорта (общественный транспорт; стоимость и барьеры использования личного транспорта), эффективность общественного и личного транспорта, его удобство (оценивает электронные сервисы, комфорт в пути, интермодальность и билетную систему), а также безопасность и устойчивое развитие (физическая и экологическая безопасность). За последние три года Москва переместилась со второго на первое место в рейтинге эффективности благодаря расширению системы метро, увеличению выделенных полос для общественного транспорта, внедрению экспресс-маршрутов автобусов и сети наземных маршрутов автобусов «Магистраль», говорится в исследовании. Столица вошла в тройку городов — лидеров по времени ожидания поезда в метро (1,5 минуты в час пик), скорости движения общественного транспорта (около 21 км/ч в час пик) и доле выделенных полос (6,5% против 2,3% в среднем). Москва также улучшила положение по физической доступности транспортной инфраструктуры, поднявшись с двенадцатого на шестое место. Этому способствовали вложение «значительных средств» в развитие рельсовой инфраструктуры, в том числе метрополитена, и строительство Московских центральных диаметров (МЦД), отмечают в McKinsey. По показателям удобства Москва опустилась с шестого на восьмое место.[38]

[править] Показатели

Объём грузовых перевозок в Москве (млн тонн):[39]

  • 2005 год: 64,7
  • 2011 год: 60,6

[править] Перспективы

[править] Железнодорожные вокзалы

Для улучшения пассажиропотока из Новой Москвы в центр столицы планируется построить два новых вокзала — на Курском направлении в Старосырово и на Киевском — в Санино.[40]

[править] Метро

К 2023 году в шаговой доступности от станций Московского метрополитена будут проживать свыше 90 % жителей Москвы.[41]

Планируется строительство новых линий Московского метро в посёлки Северный, Внуково и город Троицк.[42]

[править] Водный транспорт

В 2022 году планируется организовать регулярные пассажирские маршруты по Москве-реке. Первыми станут следующие направления: от Киевского вокзала через деловой центр «Москва-Сити» в парк «Фили» и от бывшей промзоны «ЗИЛ» до Печатников. Если проект будет пользоваться популярностью у москвичей, он получит дальнейшее развитие.[43]

[править] Ссылки

[править] Мэрия Москвы

[править] Городской электротранспорт

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Базы данных — Регионы — Москва[1]
  2. Об округе[2]
  3. Москва
  4. Москва в цифрах
  5. Москва в цифрах
  6. Москва в цифрах
  7. Москва в цифрах
  8. Оценка качества нефинансовой инфраструктуры Москвы и крупнейших мировых финансовых центров в части транспортной доступности международных аэропортов (на примере Лондона, Нью-Йорка, Сингапура и Гонконга)[3]
  9. Оценка качества нефинансовой инфраструктуры Москвы и крупнейших мировых финансовых центров в части транспортной доступности международных аэропортов (на примере Лондона, Нью-Йорка, Сингапура и Гонконга)[4]
  10. [5]
  11. [6]
  12. [7]
  13. [8]
  14. [9]
  15. [10]
  16. [11]
  17. [12]
  18. [13]
  19. [14]
  20. [15]
  21. [16]
  22. [17]
  23. [18]
  24. [19]
  25. [20]
  26. [21]
  27. [22]
  28. [23]
  29. В Москве начата реконструкция МКМЖД
  30. [24]
  31. Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. Июнь 2018
  32. [25]
  33. [26]
  34. [27]
  35. [28]
  36. Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. Июнь 2018
  37. [29]
  38. [30]
  39. [31]
  40. [32]
  41. [33]
  42. [34]
  43. [35]
Москва
История  XII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоСтроительствоТранспортСвязьТорговляФинансыТуризмИнвестицииИнновации
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьЭмиграцияИммиграцияПродолжительность жизни
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  ФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономикаНанотехногии
Политика  Государственное устройствоМэрПравительствоСудебная властьМосковский городской судГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политика
Спорт  ФутболХоккей
Темы  ГеографияКультураЗдравоохранениеМесто среди субъектов Российской Федерации


Экономика Москвы
История  XII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Внутренний водный транспортВоздушный транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Темы  ВРПОсновные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы


Транспорт Центрального федерального округа
История  2000-е годы2010-е годы2020-е годы
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Внутренний водный транспортВоздушный транспорт
Регионы  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква


Транспорт административных центров регионов России
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты