Транспортировка экспортируемого из России зерна

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Основная часть российского зерна экспортируется через порты Чёрного и Азовского морей.[1]

Основной порт перевалки зерна на Чёрном море, порт Новороссийск, включает два зерновых терминала и может переваливать 11-12 млн тонн зерна ежегодно. В порту Туапсе не так давно появился новый зерновой терминал, способный обеспечить ежегодный оборот 2 — 2,5 млн тонн. Порт Тамань в настоящее время имеет очень ограниченные возможности по экспорту зерна, но заявляет о своих планах по их расширению в ближайшем будущем.[2]

Содержание

[править] Морской транспорт

[править] Порт Новороссийск

Подробнее см. также: Порт Новороссийск

Порт Новороссийск имеет два основных зерновых терминала — «старый» зерновой терминал и «новый» зерновой терминал. Оба зерновых терминала способны обеспечивать приёмку зерна в порту с грузового и железнодорожного транспорта и отгрузку его на океанские суда PANAMAX. Из близлежащих районов, в пределах 250 км от порта, зерно доставляется грузовым транспортом; из более отдалённых районов оно поступает в порт в ж/д вагонах. В Новороссийске предпринимаются шаги по усовершенствованию схемы доставки зерна, на терминах работает автоматическое управление потоком автомобильного грузового транспорта.[3]

В июле-сентябре 2011 года через порт Новороссийск было отгружено на экспорт 3,3 млн тонн зерна или 35 % всего экспорта зерна РФ за эти месяцы.[4]

За июль 2012 года через порт Новороссийска, по данным компании ТРАНСАГЕНТ, было отправлено на экспорт 498 тыс. тонн зерна (по дате отплытия). Это на 23,3 % меньше, чем за июнь 2012 года и на 40 % меньше, чем в июле 2011 года.[5]

За февраль 2018 года через порт Новороссийска, по данным компании ТРАНСАГЕНТ, было отгружено на экспорт (по дате отплытия) 1,594 млн тонн зерна. Это на 21,5 % больше, чем за январь 2018 г. и на 63,1 % больше, чем за февраль 2017 г., а также это самый большой февральский объем экспортной отгрузки зерна в постсоветской истории НМТП.[6]

[править] Новый зерновой терминал

«Новый» зерновой терминал находится в частной собственности. Его грузооборот оценивается приблизительно в 6-7 млн тонн зерновых в год.[7]

[править] НКХП

«Старый» терминал, «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (ОАО «НКХП»), принадлежит государственной Объединённой Зерновой Компании (ОЗК).[8]

В 2008/2009 сельхозгоду через зерновой терминал НКХП было отгружено на экспорт 3,51 млн тонн зерновых.[9]

В период действия эмбарго с августа 2010 года по июль 2011 года на терминале была проведена реконструкция и модернизация, что позволило увеличить его пропускную способность до 3,5 — 4,5 млн тонн в год. По состоянию на июль 2012 года мощность терминала позволяла отгружать до 450 тыс. тонн зерна в месяц; до модернизации максимальная мощность не превышала 350 тыс. тонн.[10][11]

За период с 1 июля по конец сентября 2011 года с зернового терминала ОЗК было отгружено 1,2 млн тонн зерна, что составило более 10 % от показателя общего экспорта российского зерна за этот период.[12] По итогам 2011/2012 сельхозгода через зерновой терминал НКХП, контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО «Объединенная зерновая компания», было отгружено на экспорт 3,76 млн тонн зерновых.[13]

В июле 2012 года отмечалось, что инвестиционная программа ОЗК на 2011—2013 годы предполагает дальнейшее увеличение мощностей Комбината, реконструкцию железнодорожной инфраструктуры, строительство новой экспортной галереи с судопогрузочным оборудованием. В результате фактическая мощность по перевалке зерна через НКХП составит не менее 5 млн тонн в год.[14][15]

[править] Порт Туапсе

Подробнее см. также: Порт Туапсе

В июле-сентябре 2011 года через порт Туапсе было отгружено приблизительно 470 тыс. тонн зерна.[16]

Порт Туапсе имеет один зерновой терминал, который был открыт в декабре 2009 года, и может производить отгрузку зерна на суда Panamax (до 50 тыс. тонн). Портовый терминал вместимостью порядка 100 тыс. тонн способен обеспечить отгрузку зерна на экспорт в объеме до 2,5 млн тонн в год. Терминал, главным образом, рассчитан на получение грузов по железной дороге, поскольку автомобильные дороги, соединяющие порт Туапсе с основными зерновыми регионами, проходят через горы и являются слишком крутыми и ветреными для транспортировки зерна грузовиками.[17]

[править] Порт Тамань

Подробнее см. также: Порт Тамань

В сентябре 2011 ОЗК, Министерство Транспорта РФ и Администрация Краснодарского края подписали соглашение о строительстве нового зернового терминала и железнодорожной ветки в порту Тамань, что позволит обеспечить к 2014 году грузооборот 6 млн тонн зерновых в год, а также отгрузку зерна на суда тоннажем до 40 тыс. тонн.[18]

[править] Мелководные порты России на Чёрном море

Мощности по экспорту зерна всех мелководных портов в бассейнах Волги, Дона и Азова оцениваются аналитиками на уровне 8-10 млн тонн. Ряд компаний, включая крупных зернотрейдеров, имеют в таких портах собственные терминалы или причалы, которые позволяют отгружать зерно на суда с тоннажем 3-5 тыс. тонн.[19]

Благодаря большому количеству погрузочных мощностей и территориальной близости к ключевым сельскохозяйственным территориям мелководными портами в июле-сентябре 2011 года было отгружено больше зерна, чем глубоководными портами России. Согласно данным отраслевой аналитики, экспорт зерна из мелководных портов Азовского-Донского бассейна в июле-августе 2011 года достиг более 3 млн тонн, что на 40 % выше объёма зерна, экспортированного из портов Новороссийска (1,849 млн тонн) и Туапсе (297 тыс. тонн).[20]

Несмотря на то, что порты Азовско-Донского бассейна обеспечивали перевалку зерна в объеме 1,5 млн тонн в месяц в июле-августе, значительная часть этих мощностей вынуждена простаивать в зимнее время, что формирует суммарную годовую цифру грузооборота на уровне 8-10 млн тонн. Большая часть мелководных портов прекращает навигацию с ноября по март. Часть портов частично функционирует с помощью ледоколов.[21]

Основные мелководные порты — Ростов-на-Дону, Ейск, Азов, Темрюк, Кавказ, Таганрог.[22]

Порт Ростов-на-Дону: мощности порта по экспорту зерна оцениваются в 3 млн тонн в год, обеспечивают погрузку малотоннажных судов 3000 — 5000 тонн, главным образом, для соседних стран Средиземноморского бассейна.[23]

Порт Ейск: мощности порта по перевалке зерна составляют более 2 млн тонн в год. В период с июля по сентябрь 2011 года через порт Ейск было отгружено 980 тыс. тонн экспортного зерна на суда с тоннажем до 6000 тонн.[24]

Порты Кавказ, Темрюк, Азов, Таганрог: небольшие порты, расположенные в Керченском канале и Азовском море; имеют незначительные мощности для перевалки зерна, которые принадлежат зерноторговым компаниям и обеспечивают прямую отгрузку зерна из грузовиков и железнодорожных вагонов (при наличии ж/д ветки у причала) на 3000 — 5000-тонные суда.[25]

Терминалы Волго-Донского канала способны отгружать зерно на 3000 — 5000 тонные суда в объеме 600 тыс. — 800 тыс. тонн в ежегодно. В связи с погодными условиями эти порты закрывают навигацию с декабря по март.[26]

[править] Другие портовые мощности России

Общие мощности по экспорту зерна через порты Балтийского моря оцениваются в 2 млн тон в год. Тем не менее, экспорт зерна через эти порты не является существенным вследствие слабой пропускной способности и высокой конкуренции с другими грузами, включая импортные. Кроме того, эти порты находятся на значительном расстоянии от ключевых средиземноморских рынков, которые являются крупнейшими покупателями российского зерна.[27]

В 2011/2012 сельхозгоду через Владивосток на экспорт ушло свыше 100 тыс. тонн зерна.[28]

Россия заявляла о своих планах строительства зернового терминала во Владивостоке с грузооборотом 1,5 млн тонн зерна в год, который мог бы обеспечить перевалку сибирского зерна на экспорт в азиатские страны.[29]

[править] Железнодорожный транспорт

В 2001/2002 сельскохозяйственном году железнодорожные перевозки зерна на экспорт составили 3,5 млн тонн.[30]

[править] Стоимость

Транспортировка зерна из южно-европейской России или из Поволжья на экспортные портовые терминалы обычно не превышает 500 рублей (17$) за тонну. Согласно данным аналитиков, доставка зерна из Сибири в экспортные терминалы обходится от 1500 рублей (50$) до 2000 рублей (67$) за тонну.[31]

[править] Показатели

По данным аналитического центра «Русагротранса», на новороссийские зерновые терминалы в сезоне-2018/19 пришлись самые большие объемы отгрузки зерна за рубеж — 12,9 млн т, что составляет более 30 % российского зернового экспорта.[32]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Экспорту зерна из России будут мешать не политические, а логистические проблемы
  2. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  3. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  4. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  5. НОВОРОССИЙСК: Экспортный старт зернового сезона оказался низким
  6. [1]
  7. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  8. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  9. В сезоне 2011/12 через НКХП экспортированы рекордные объемы зерна
  10. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  11. В сезоне 2011/12 через НКХП экспортированы рекордные объемы зерна
  12. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  13. В сезоне 2011/12 через НКХП экспортированы рекордные объемы зерна
  14. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  15. В сезоне 2011/12 через НКХП экспортированы рекордные объемы зерна
  16. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  17. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  18. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  19. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  20. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  21. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  22. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  23. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  24. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  25. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  26. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  27. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  28. К 2020 году РФ будет поставлять в Азию 10 миллионов тонн зерна
  29. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  30. Стратегия развития ОАО «Объединенная зерновая компания» на 2009—2012 годы и на период до 2015 года
  31. Россия продолжает инвестировать в портовую инфраструктуру, несмотря на проблемы в логистике и бюрократию, которые значительно усложняют экспорт
  32. [2]
Экспорт из России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Энергоносители  Нефть и нефтепродуктыПриродный газУгольЭлектроэнергияЯдерное топливоКоксТопливные пеллетыСланцыТорф
Пища  ЗерноМясо и мясопродуктыРастительное масло
Химическая продукция  Азотная кислотаАммиакБензолЗубная пастаКарбид кальцияКарбонатыЛакокрасочные материалыЛекарственные средстваМетанолМинеральные удобрения (Азотные, Калийные, Смешанные) • Моющие средстваМылоПластификаторыПластмассыПолипропиленПолиэтиленСерная кислотаСернокислый натрийСераСиликатыСинтетические красителиСинтетический каучукСинтетические смолыСодаСтиролУглеродФенолЭтилен
Металлургическая продукция  Алюминиевый прокатАлюминийБронзовый прокатВольфрамЖелезная рудаЗолотоКобальтМагнийМедный прокатМедьМеталлокордНикелевый прокатНикельОловоПлатинаСвинецСвинцовый прокатСтальСтальной прокатТрубы из чёрных металлов (Стальные трубы) • ТитанФерросплавы (Ферромарганец) • ЦинкЦинковый прокатЧугун
Машиностроительная продукция  Вооружения (Авиатехника, Военно-морские вооружения) • Авиационная техника (Вертолёты, Самолёты) • Железнодорожный подвижной составАвтомобили
Целлюлозно-бумажная продукция  БумагаКартонОбоиЦеллюлоза
Продукция деревообработки  Дверные блокиДревесноволокнистые плитыДревесностружечные плитыОконные блокиПиломатериалыФанера
Стройматериалы  Керамическая плиткаКирпичОконное стеклоЦементЦементно-стружечные плитыЧерепицаШифер
Продукция лёгкой промышленности  БлузкиБрюкиКовры и ковровые изделияКостюмыКурткиОбувьПалаткиПальтоПапкиПлатьяПортфелиРюкзакиСумкиТканиТрикотажные изделияЧулочно-носочные изделияШвейные изделияЮбки
Мебель  ДиваныДиваны-кроватиКреслаКроватиМатрасыСтолыСтульяШкафы
Прочие товары  АлмазыДревесинаЛинолеумЛыжиПластмассовые изделияПолиэтиленовые трубыТабачные изделия (Сигареты) • УдобренияУрановая продукцияШины (Для легковых автомобилей, Для грузовых автомобилей)
Услуги  ГосударственныеКомпьютерные и информационныеПоездкиСтраховыеСтроительныеТранспортные (Водный транспорт, Воздушный транспорт) • Услуги в сфере культуры и отдыхаУслуги связиФинансовые
Экспортные пошлины  НефтьНефтепродукты (Бензин) • 60-66ДревесинаМедьНикельЗерноМинеральные удобренияЧёрные металлы
Транспортировка экспортируемых из России товаров  НефтьНефтепродуктыПриродный газУгольЗерноУдобренияАвтомобилиЭлектроэнергияЖелезная рудаДревесинаПиломатериалыАммиакАлмазы
Экспортные морские порты  Большой порт Санкт-ПетербургВысоцкДудинкаКозьминоНовороссийскПриморскУсть-Луга
Экспортные трубопроводы  Балтийская трубопроводная система-IIВосточная Сибирь — Тихий океанГолубой потокДружбаУренгой — Помары — УжгородЯмал — ЕвропаТурецкий потокСила Сибири
Крупнейшие компании-экспортёры  ЭлектроэнергияВоенная авиацияНефтьПриродный газВооруженияУгольКоксующийся угольЭнергетический угольЛегковые автомобилиПиво
Компании-экспортёры нефти  РоснефтьЛУКойлБашнефтьТНК-BPСургутнефтегазТатнефтьРусснефтьГазпром нефть
Компании-экспортёры нефтепродуктов  РоснефтьТНК-BPСургутнефтегазГазпром нефтьБашнефть
Компании-экспортёры угля  СУЭККузбассразрезуголь
Компании-экспортёры автомобилей  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗ
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Российские поставки для зарубежных авиастроительных компаний  Поставки «ВСМПО-Ависма»Поставки Каменск-Уральского металлургического заводаПоставки для AirbusПоставки «ВСМПО-Ависма» для AirbusПоставки «ВСМПО-Ависма» для BoeingПоставки «ВСМПО-Ависма» для BombardierПоставки «ВСМПО-Ависма» для EmbraerПоставки «Иркута» для Airbus
Доля экспорта в производстве в России  ЭнергоносителиМашиностроительная продукцияМеталлургическая продукцияХимическая продукцияПродовольствие
Темы  Ненефтегазовый экспорт товаровКвазиэффективный экспортЭкспорт в СНГВладимир Путин и экспорт из РоссииДоля России в мировом экспортеСтруктура экспорта товаров
Личные инструменты