Транзит через Россию
Материал из Documentation.
Уникальность России как транзитной страны связана с тем, что она занимает значительную часть евроазиатского континента, что сводит к минимуму число пограничных переходов, так как транзитные маршруты через Россию проходят через единое административное и правовое пространство, а транзитные грузы пересекают меньшее число государственных границ, чем на альтернативных направлениях.[1] Данный фактор усиливается участием России в ЕАЭС, благодаря которому у России нет таможенного контроля на границах с Казахстаном и Белоруссией.
Содержание |
[править] Транзитные коридоры
Ведущее место в государственной политике России по формированию международных транспортных коридоров (МТК) занимает Транссиб — это мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением общеевропейского транспортного коридора № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва).[2]
Второе главное направление развития МТК на территории России — это коридор «Север — Юг»: Северная Европа — Россия — Иран — Пакистан — Индия с ответвлениями на Кавказ — Персидский залив; Центральную Азию через Каспий. На этом коридоре используется глубоководная Волго-Донская речная си-стема. Данный МТК может стать продлением панъевропейского коридора № 9, идущего из Хельсинки до Москвы и далее в страны Южной Европы. Продление его в России на юг на Новороссийск и Астрахань позволит создать транзитный мост между Европой и Азией через территорию России.[3]
Третьим перспективным международным коридором, пролегающим в границах России, является «Северный морской путь» (СМП): Европа — страны АТР.[4]
Ещё одним, пока не реализованным коридором, является Большое водное кольцо Европы: р. Волга — р. Дон — Азовское море — Черное море — р. Дунай — р. Майн — р. Рейн — Балтийское море — р. Волга с ответвлением на сеть европейских боковых рек и каналов и Каспийское море. Уникальность его заключается в том, что он представлен только водным транспортом и может быть использован для обслуживания экспортно-импортных связей стран Европы и России. Но на отдельных участках этот коридор совпадает с МТК «Север — Юг» и может обеспечивать транзитные перевозки между Европой и Азией с использованием самого дешевого водного транспорта.[5]
Перспективным в России является создание Северо-Российского евразийского МТК, который насквозь пересечёт всю страну севернее Транссиба. Его недостающим звеном является строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, задача создания которой заложена в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Северо-Сибирская магистраль свяжет Нижневартовск через Лесосибирск, Сургут с Усть-Илимском, где замкнётся на БАМ.[6]
В отдалённой перспективе реально сооружение на территории России Арктической или Полярно-Сибирской железнодорожной магистрали. Она будет связана со строительством дороги Котлас — Сейда — Лабытнанги — Игарка с выходом на Норильск. Дорога позволит значительно сократить расстояние для транзитных грузов между Европой и Америкой.[7]
[править] Виды транспорта
[править] Железнодорожный
По данным Минтранса России, в 2010 году железнодорожный транзит через Россию составил 27,7 млн тонн грузов (примерно 2,5 % от всего объёма перевозок), в том числе 0,6 млн тонн по Транссибу.[8]
[править] Морской
В 2011 году транзит грузов других стран, прежде всего СНГ, через порты России составил 49,3 млн тонн, или 9,4 % всего грузооборота.[9]
[править] Контейнеры
Основные направления транзитных контейнерных перевозок в России: Находка — Восточная — Брест (Белоруссия); Находка — Восточная — Алма-Ата (Казахстан) — Ассаке (Узбекистан); Литва — Латвия — Озинки (Казахстан); Забайкальск — Чоп — Чиерна (Венгрия).[10]
[править] Транзит нефти Азербайджана
SOCAR поставляет нефть по нефтепроводу «Баку-Новороссийск» в соответствии с межправительственным соглашением России и Азербайджана от 18 января 1996 года. По условиям соглашения, по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно транспортироваться не менее 5 млн тонн сырья в год по тарифу $15,7 за тонну.[11][12]
Азербайджан с осени 1997 года использует нефтепровод Баку-Новороссийск для нефтетранзита.[13]
В 2010 году транзит нефти Азербайджана через Россию составил 2,25 млн тонн.[14]
В 2010 году ГНКАР прокачала по нефтепроводу Баку-Новороссийск 2,2 млн тонн нефти.[15]
В 2011 году транзит нефти Азербайджана через Россию по нефтепроводу Баку-Новороссийск составил 1,99 млн тонн.[16][17]
В 2012 году ГНКАР прокачала по нефтепроводу Баку-Новороссийск 2 млн тонн нефти.[18]
Весной 2013 года официальный представитель «Транснефти» Игорь Дёмин заявил, что в течение последних пяти лет Азербайджан не исполнял условия межправительственного соглашения от 18 января 1996 года — объёмы транзита были в 2,5 раза меньше, чем предусматривалось документом.[19]
В мае 2013 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти от 18 января 1996 года.[20]
[править] Казахстан
Самый крупный поток транзитных грузов, следующих через Россию, всеми видами транспорта связан с Казахстаном. В экспорте это нефть, металлы, хлебные грузы — всего более 60 млн т. В импорте ведущую роль играют товары высокой степени обработки, которые следуют в Казахстан или напрямую или через морские порты по железным и автодорогам.[21]
[править] Транзит нефти
«КазТрансОйл» осуществляет транспортировку нефти через КТК.[22]
Транзит казахстанской нефти по территории России за 2012 год вырос на 0,96 %, составив 19,2 млн тонн.[23]
[править] Центральная Азия
Для обслуживания транзитных перевозок Казахстана и других стран Центральной Азии в середине 2000-х годов было открыто движение регулярных (по расписанию) контейнерных поездов: «Балтика-Транзит» (Балтия - Казахстан/Центральная Азия) и «Казахстанский вектор» (Брест — Алматы — Ташкент), а также поездов, курсирующих по мере формирования поездных партий по маршрутам Алматы — Мууга (Таллин), Алматы-Новороссийск, Аксу (Павлодар) — Херсон, Аксу — Клайпеда.[24]
[править] Белоруссия
По состоянию 2012 год, основной транзит белорусских экспортных грузов осуществляется через порты стран Прибалтики (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга), а также через украинские порты (Одесса, Николаев).[25]
26 апреля 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о возможности переориентации белорусских грузов с портов Прибалтики на Россию: «Мы ведём переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, с тем чтобы мы загрузили их порты на Балтике, они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов.»[26]
15 сентября 2012 года Лукашенко встретился с Владимиром Путиным. Позже стало известно, что на этой встрече было принято принципиальное решение о переориентации больших объёмов грузов из Белоруссии, в том числе калийных удобрений, с портов государств Прибалтики на российские порты.[27][28]
9 ноября 2012 года Лукашенко, принимая находящегося с визитом в Минске губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, заявил, что Белоруссия переориентирует перевалку больших объёмов грузов с портов стран Прибалтики на порты Ленинградской области. «Беларусь, — заявил Лукашенко, — находится на перекрестке транзитных путей между Востоком и Западом, а Ленинградская область располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом в виде четырёх морских портов. Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путём». В свою очередь Дрозденко заявил: «Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Беларуси, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, экономики Ленинградской области, России, Беларуси от этого только бы выиграли. Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое.».[29]
В августе 2017 года Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с использованием российской инфраструктуры при транспортировке выработанных нефтепродуктов. «Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал Путин. Как сообщил на встрече с Путиным глава «РЖД» Олег Белозёров, белорусские НПЗ отказываются от услуг «Российских железных дорог» и, несмотря на скидки в России, предпочитают им прибалтийскую инфраструктуру, мотивируя это долгосрочными контрактами. «По нефтеналиву мы дали 50-процентную скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики, — рассказал Белозёров. — Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог».[30]
[править] История
В 2000 году на второй Международной Евро-Азиатской конференции в Санкт-Петербурге была изложена российская концепция транзитных путей на основе формирования геоэкономических осей Запад — Восток (включая Транссиб) и Север — Юг (из Финляндии через Каспийский коридор в Южную Азию).[31]
В 2011 году прекратились перевозки контейнерных грузов из Финляндии в порты Дальнего Востока с использованием Транссиба.[32]
Порядок установления тарифов на услуги ледокольного флота на трассах СМП, введённый ФСТ России в июне 2011 г., разрешает применять тарифы ниже предельных, что существенно повысило привлекательность использования СМП, в том числе для транзитного плавания. Прежние тарифы были в 4-6 раз выше стоимости перевозки грузов морским транспортом через Суэцкий канал. В результате в 2011 г. грузооборот по СМП увеличился в 5,8 раза по сравнению с 2010 г., когда было перевезено 145 тыс. тонн, и достиг 834,9 тыс. тонн транзитных грузов. В 2011 г. был выполнен 41 транзитный рейс, в том числе с грузом — 26 рейсов. При этом танкерным фортом было сделано 15 рейсов и перевезено 686 тыс. тонн, судами-балкерами — 3 рейса и 110 тыс. т, судами-рефрижераторами — 4 рейса и 27 тыс. тонн, прочими судами было перевезено 10,9 тыс. тонн.[33]
[править] Показатели
[править] Объём перевозок
В 1999—2002 объёмы транзитных перевозок через территорию России возрастали в среднем на 7 % в год.[34]
[править] Морские порты
За 2004 г. портами России, включая стивидорные компании, входящие в регионы соответствующих Морских администраций, перевалено 12,3 млн т транзитных грузов, из которых нефть — 9,70 млн тонн, чёрные металлы — 1,23 млн тонн.[35]
[править] Контейнеры
В 2007 году объём контейнерных транзитных перевозок грузов в России составлял 39,6 тыс. ДФЭ.[36]
[править] Порт Восточный
В 2005 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 14,1 тыс. ДФЭ.[37]
В 2006 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 406 ДФЭ.[38]
В 2007 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 3,1 тыс. ДФЭ.[39]
В 2008 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 424 ДФЭ.[40]
[править] Туркмения
В 2013 году транзит нефтепродуктов Туркмении через Россию сократился на 28 % до 958 тыс. тонн.[41]
[править] Ссылки
- Раздел о транзитных перевозках на сайте АТИ-Медиа
- Раздел о контейнерных перевозках на сайте РЖД-Партнёр
- ТРУБОПРОВОДНЫЙ ВОПРОС
- Объем транзита в сообщении Россия-Китай за пять месяцев 2015 года увеличился более чем в два раза. 30 июня 2015
- Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше
- «Новый Шёлковый путь» через Грузию, или Нью-Васюки 2015 года. 15 декабря 2015
- Ускоренные контейнерные поезда обеспечили рост транзита по Транссибу. 17 ноября 2015
- Press TV: Иран и Россия создадут конкурента Суэцкому каналу. 7 августа 2016
- Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше
[править] Литература
- Леонтьев Р. Г., Шпилева Н. А., Орлов А. Л. Современные предпосылки транзита по Транссибирскому контейнерному мосту // Бюллетень транспортной информации. 2010. № 1
- Леонтьев Р. Г., Шпилева Н. А., Орлов А. Л. Российский транзит контейнеров между Западной Европой и Восточной Азией // БТИ. 2010. № 3
- Холоша М. Российский транзит под разными углами зрения. Морские порты, № 6, 2010, стр. 38-44
- Крупнов Ю. В. Транссиб «версия 2.0» как инструмент восстановления транзитного потенциала и основа выживания России в 2020—2030 гг. // Транспорт Российской Федерации, № 2, 2010. С. 4-6
[править] Примечания
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
- ↑ Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
- ↑ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
- ↑ «Транснефть» получила три заявки на транзит нефти по территории России в 2013 году
- ↑ Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
- ↑ Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
- ↑ Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
- ↑ Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
- ↑ Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
- ↑ Азербайджанская нефтяная госмонополия SOCAR снизила в 1 полугодии транзит по нефтепроводу Баку-Новороссийск на 9,1 %
- ↑ Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
- ↑ Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
- ↑ Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
- ↑ Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
- ↑ «Транснефть» получила три заявки на транзит нефти по территории России в 2013 году
- ↑ Россия сократила экспорт нефти в 2012 году
- ↑ Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
- ↑ Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
- ↑ Беларусь уходит из европейских портов[1]
- ↑ Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
- ↑ Беларусь уходит из европейских портов[2]
- ↑ Беларусь уходит из европейских портов[3]
- ↑ [4]
- ↑ РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
- ↑ Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
- ↑ Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
- ↑ Транспортный комплекс
- ↑ Перевозки российских грузов через морские порты за 2004 г. в сравнении с 2003 г.
- ↑ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
- ↑ Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
- ↑ Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
- ↑ Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
- ↑ Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
- ↑ Нефтетранспорт. Март 2014