Терроризм
Материал из Documentation.
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористическая деятельность включает в себя:
- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
- подстрекательство к террористическому акту;
- организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Содержание |
[править] Экономическая составляющая
XX век убедительно доказал, что, какую бы политическую мотивацию ни выдвигали теоретики терроризма, его подоплёка во многом носит экономический характер. Активность любой террористической организации в первую очередь напрямую зависит от источников и объёмов её финансирования. Поэтому одним из условий успешной борьбы с терроризмом является ликвидация его финансовых источников.
Характерно, что в докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН «О борьбе с международным терроризмом» говорится: «Финансирование терроризма — самое его уязвимое место. Надёжно перекрыть каналы его финансовой подпитки — значит нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма». Страны — участницы ЕС заявили о том, что перекрытие ресурсов финансирования терроризма является одной из ключевых задач Европейского союза. А в совместном заявлении президента РФ Владимира Путина и председателя Европейского совета Ги Верхофстадта на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, состоявшемся через 3 недели после атак на Нью-Йорк и Вашингтон, говорится: «Мы будем решительно действовать в целях блокирования любого источника финансирования терроризма».
Всё это происходит на фоне принятой 9 декабря 1999 года резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием. После нападения 11 сентября 2001 года к ней присоединились 149 государств. Характерно, что по состоянию на 23 апреля 2006 года участниками указанной Конвенции были 153 государства. Для её вступления в силу попрежнему не хватает 38 государств. По этому поводу Генеральный секретарь ООН в мае 2006 года настоятельно призвал все государства-члены, которые ещё не присоединились к Конвенции, сделать это и полностью выполнять её положения без каких-либо изъятий. И всё-таки, несмотря на то, что документ принят практически правительствами всего мира, финансирование терроризма продолжается, и далеко не в сторону его уменьшения. 8 ноября 2005 года в Вене на заседании «круглого стола» в Российском центре научного и культурного сотрудничества заместитель начальника Центра общественных связей ФСБ РФ Николай Захаров заявил, что в финансировании терроризма на территории России участвуют 60 международных исламских экстремистских организаций, около 100 иностранных коммерческих фирм и 10 банковских групп. Террористы получают финансовые средства самыми разными способами, в том числе переводя средства как по официальным, так и неофициальным каналам.
Непосредственная уголовная преступная деятельность самих террористических организаций (финансовые махинации, похищение людей и захваты заложников, ограбления, рэкет). Так, только в одном 1971 году суммарная стоимость изъятых РАФ у «эксплуататоров» средств составила 2 млн марок. Боевики французского «Прямого действия» за 1979—1981 годы пополнили ограблениями бюджет своей организации на 100 млн франков. Аналогично действовали португальские «Народные силы 25 апреля». Итальянские террористы всего за одиннадцать лет (1972—1982) мобилизовали на свою революционную деятельность около 200 млн долларов. Латиноамериканские левые экстремисты, вставшие на путь профессионального терроризма, активно прибегают к рэкету в виде «революционного налога» на местный частный капитал и иностранные компании, работающие на «их» территории. Наибольшее распространение такая практика получила в Перу в лице Революционного движения Тупак Амару и организации «Сендеро Луминосо». В Колумбии большую активность в этом направлении проявляли Национальная армия освобождения и Революционные вооруженные силы Колумбии. Обычным явлением стали похищения богатых граждан в странах Латинской Америки. Среди них был генеральный консул Бразилии А.Диас, освобождение которого стоило четверть миллиона долларов, известный политик Уписес Перейра Реверболь и министр сельского хозяйства Фрик Дэви. Столь же масштабно действовала аргентинская «Революционная народная армия», в числе пленников которой в 1970-е годы фигурировали служащие иностранных корпораций ФИАТ, «Кодак», «Акрос Стил», «Компании Айерсона» и «Эксон». Свобода каждого из них принесла террористам от 1 до 14 млн долларов. Самый большой выкуп был получен «армейцами» в 1979 году. Он составил 40 млн долларов. Несмотря на гигантский размах похищений, любая страна Латинской Америки уступала «пальму первенства» в этом преступном бизнесе Ливану. Он пережил настоящий бум взятия в заложники иностранных граждан в конце 1970—1980-х годов. Нередко условием освобождения заложников были политические требования. В то же время международные террористы соглашались и на простой выкуп, делая деньги даже на передаче родственникам трупов убитых заложников. Одним из источников финансирования чеченских сепаратистов является их криминальная деятельность на территории России. В прессе отмечалось, что финансовая помощь боевикам поступает от крупных российских предпринимателей-чеченцев. Многие из них, пользуясь тем, что российские правоохранительные органы не имели возможности контролировать обстановку в самопровозглашённой Ичкерии, многие годы бестаможенно получали через нее товары. Попав, таким образом, в зависимость от бандитов, они теперь вынуждены раздавать долги. Используется и открытое вымогательство, жертвами которого становятся работающие в России бизнесмены-арабы. Так, у гражданина Сирии Мухаммеда Харнуфу, совладельца российско-сирийского предприятия в Москве (от российской стороны в управлении фирмой выступали чеченцы), под угрозой физической расправы над ним и членами его семьи потребовали 600 тысяч долларов. Опасную тенденцию в этом направлении представляет также сращивание исламских экстремистских структур с организованной преступностью, в том числе через вполне официально действующие исламские неправительственные организации. Это позволяет террористам получать в виде пожертвований и непосредственной «дани» от откровенного рэкета значительные финансовые ресурсы, «отмывать» полученные средства для создания собственной экономики, которая, по их замыслам, призвана стать основой будущего «единого исламского государства Великий Халифат». К одному из способов самофинансирования терроризма относятся всевозможные мошеннические действия и хищения. Достаточно вспомнить по этому поводу серии преступлений, связанных с банковской проблемой авизо, в результате которых в 1991—1992 годах Чечня вытащила из кармана России 400 миллиардов рублей. Из других источников следует, что в 1993—1994 годах в дудаевскую Чечню «по недосмотру» чиновников Центробанка России ушло по фальшивым авизо в общей сложности более 2 миллиардов долларов. Нетрудно предположить, что эти деньги были использованы в основном на террористические действия. Бывшие руководители коммерческого банка «Прима-банк» были привлечены к уголовной ответственности по статьям УК РФ — «Мошенничество» и «Присвоение чужого имущества». Как сообщил в декабре 2004 года глава ФСБ Николай Патрушев на встрече с руководителями ведущих российских СМИ, бывшие руководители банка П.Усманов, М.Баркинхоев, М.Гатиев обвинялись в получении заведомо невозвратных кредитов на сумму более 72 млн рублей. Эти средства впоследствии использовались для финансирования террористической деятельности. Финансовые поступления от незаконной торговли наркотиками, оружием. Наркотики и оружие являются, конечно, самым подходящим товаром для получения тысячепроцентных прибылей.
Можно с уверенностью говорить о том, что мировой рынок наркотиков, составляющий, по оценкам экспертов, не менее 200 миллиардов долларов в год, стабильно отчисляет «комиссионные» в пользу мирового терроризма. Первый заместитель начальника управления по борьбе с терроризмом ФСБ РФ Владимир Кулешов в ноябре 2005 года отметил, что основой финансирования международного терроризма являются средства, получаемые от незаконного оборота оружия и наркотиков. В последние десятилетия важным каналом поступления финансовых средств на «освободительные цели» «тамильских тигров», корсиканских сепаратистов, алжирских и ичкерийских поборников «чистого ислама», боевиков Курдской рабочей партии, албанской Армии освобождения Косово и филиппинской Новой народной армии стала незаконная торговля наркотиками, включая их поставку в страны Европы и США. Наркобизнес стал «визитной карточной» террористических организаций Колумбии и Перу. При этом процесс достижения договоренностей о разделе доходов протекал очень сложно и болезненно. Колумбийские Движение 19 апреля, Национальная армия освобождения и Революционные вооруженные силы Колумбии, а также перуанская «Сендеро Луминосо» в качестве средства взимания «революционного налога» с наркомафии использовали вооруженный рэкет и похищение ее руководителей и членов их семей. За часть прибыли от наркотрафика латиноамериканские «революционеры» оказывают преступным картелям услуги по охране плантаций коки, секретных лабораторий и складов, отвлечению сил полиции и армии от борьбы с наркопроизводителями. Наиболее успешными в этом «договорном процессе» оказались Революционные вооруженные силы Колумбии и перуанские последователи «Светлого пути», которые помимо оказания платных услуг сумели организовать свой бизнес на наркотиках, начиная с возделывания коки и кончая поставками кокаина в США, Канаду и Европу [9]. Незаконный рынок оружия несколько меньше, но тоже способен поддерживать на плаву террористические группы и организации. Финансирование заказных проектов со стороны крупных международных корпораций. Эти корпорации могут быть заинтересованы либо в устранении конкурентов, либо в изменении бизнес-климата в каких-то регионах мира. То есть нынешние, интернациональные по своему составу формирования террористов берут «заказы» на исполнение подрывных акций, дестабилизацию ситуации в отдельных странах и регионах. Достаточно вспомнить примеры того, как террористическая деятельность исламистов в том или ином регионе вносила кардинальные коррективы в планы по строительству газо- и нефтепроводов, берущих начало в Центральной Азии. Один из них связан с резкой интенсификацией боевых действий «армии Масхадова» в период выбора маршрута нефтепровода к Чёрному и Средиземному морям, минуя российскую территорию. То есть из-за прокладки трубопровода через Северный Кавказ «пропускная способность» российских экспортеров нефти возрастала бы на 1 миллион баррелей в день (примерно 10 миллионов тонн в год). А это означает — лишние 7 миллиардов долларов годовой прибыли, которую получила бы Россия и не получат «другие». Поэтому принципиальные интересы этих нефтепромышленников состояли в том, чтобы как можно глубже дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе с помощью терроризма — это самое удобное средство. На него не было жалко потратить несколько процентов от возможного выигрыша, какие-нибудь «жалкие» сто-двести миллионов долларов… [6]. Второй случай касается проектов прокладки нефте- и газопроводов через территорию Афганистана к пакистанскому побережью Индийского океана. Эту идею поддержали многие заинтересованные иностранные компании, прежде всего американская «Юнокал» и саудовская «Дэлта». С началом обсуждения деталей этого проекта «совпало» возникновение и триумфальное шествие по афганской территории движения «Талибан», позже обвиненного во всех смертных грехах, включая поддержку международного терроризма. В этом контексте представляются интересными указания некоторых экспертов на «заказной» характер террористической деятельности чеченских незаконных вооруженных формирований. Так, доцент Российского государственного гуманитарного университета Давид Фельдман отмечает: «Есть мнение, что за организаторами террористических акций (чеченцев) стоят политики и бизнесмены. Допустим, кто-то заинтересован в том, чтобы в определенных российских нефтеносных регионах не было стабильности. Следовательно, он профинансирует диверсии. Как можно справиться с подобными террористами? Либо уничтожить, либо предложить им другой, не менее прибыльный бизнес» [9]. Таким образом, складывается ситуация, когда влиятельные международные коммерческие структуры не без государственной поддержки ряда государств, прямо или косвенно, тайно или явно используют терроризм в качестве средства, обеспечивающего получение экономических преимуществ, ведение недобросовестной конкуренции и установление контроля над природными ресурсами суверенных государств. При этом международные террористические организации, умело пользуясь складывающимся положением, значительно усиливают свои позиции в регионе. Терроризм сам превращается в прибыльный бизнес. 90-е годы прошлого столетия дают богатый материал о планомерном перетекании «воинов ислама» из одной «горячей точки» мира в другую. Подтверждением этого могут служить кровавые конфликты на территории бывшей Югославии, в странах Центральной Азии и Чечне, в индийском Кашмире и Афганистане. Последним примером может служить начало «священной войны» в Ираке, куда хлынул поток эмиссаров практически всех боеспособных радикальных исламских организаций и группировок из стран Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. За считаные месяцы американской оккупации Ирак превратился из страны с нулевой степенью террористического риска в зону повышенной угрозы для остального мира. Получение помощи от государственных органов. Обычно такие тайные операции осуществляются либо через посредство служб безопасности, либо через контролируемые государственными чиновниками фирмы. В этом случае целью использования террористических групп, организаций, объединений становятся уже не столько чисто экономические, сколько глобально-политические выигрыши. В качестве примера можно привести финансирование Соединенными Штатами афганских моджахедов в период первой войны в Афганистане. Тогда США закрыли глаза на то, что в Афганистане нарастает производство опийного мака, и предпочли кормить боевиков, сражающихся с советскими войсками. Но политическая фортуна переменчива, и когда советское влияние в Афганистане окончательно исчезло после захвата власти талибами, США пошли на попятную, а в 2001—2002 году и вовсе разгромили несуразное правительство талибов, объявленных «террористами». Поступление финансовой помощи от диаспор, эмигрантских и иных организаций на так называемые «гуманитарные цели» (источник средств внешнего финансирования). Одним из таких источников являются возможности старой эмиграции, проживающей во многих исламских государствах. В частности, потомками эмигрантов из Ферганской долины являются около 700 тысяч саудовских и около 2 миллионов афганских узбеков. Вместе с тем узбекских исламистов активно субсидируют и международные экстремистские группировки, действующие под лозунгами ислама. Как известно из средств массовой информации, одной из таких организаций является «Аль-Каида», созданная Усамой бин Ладеном. Она финансирует существование и деятельность различных движений и террористических образований, обучение боевиков из разных стран в тренировочных лагерях, организацию подобных лагерей, отправку в «горячие точки» инструкторов и наемников для участия в боевых действиях, закупку необходимого оружия. По данным СМИ, за 2001—2002 гг. организацией Усамы бен Ладена отправлены только на Северный Кавказ сотни арабов и афганцев, которые, естественно, получили достаточную финансовую поддержку [8]. Со ссылкой на данные правоохранительных органов российская пресса сообщала о том, что эмиссары независимой Ичкерии «выколачивали» деньги из диаспор и частных лиц. Чаще всего сбор средств производился под прикрытием негосударственных общественных и религиозных организаций якобы для оказания помощи страдающему от продолжения военных действий чеченскому населению. Чеченские диаспоры, раскиданные по всему миру, поддерживают тесные связи с многочисленными российскими землячествами, именно через них осуществляя переброску средств в Ичкерию. В частности, согласно данным российских спецслужб, Басаев и Хаттаб направляли во все «сочувствующие» их делу страны и организации своих представителей с просьбами о финансовой поддержке (в Саудовскую Аравию, Катар, Арабские Эмираты, а также в Афганистан к талибам и Усаме бин Ладену). В своих обращениях они ссылались на неизмеримо возросшие расходы по проведению «джихада» в Дагестане, а также на то, что существенно сократились поступления от чечено-ингушских предпринимателей и преступных групп в других регионах Российской Федерации. Способы финансирования террористических организаций держатся в глубокой тайне. У каждой террористической группы они имеют свои особенности. Учитывая, что без финансовой подпитки существование террористических групп, объединений, да и самого терроризма как явления, невозможно, мировому сообществу необходимо использовать все возможности для гатевшими ирландскими соплеменниками из США, примерно так же дело обстоит с армянскими террористами. Баскские террористы обкладывают данью мелкий и средний бизнес на подконтрольной им территории. За такими организациями, как «Хезболла» или «Исламский джихад», стоят Иран и Саудовская Аравия, а значит, эти террористы воюют на нефтедоллары, поступающие из Западной Европы и США. Боевики «Хамас», видимо, поддерживаются структурами госбезопасности Сирии, ранее поддерживались Ираком. Обосновавшиеся в Афганистане, Индокитае и Колумбии террористические группы кормятся в основном за счет поставок наркотического сырья. Но если хорошо используемая или ловко обманутая мировая банковская система, которая, конечно, включает и исламские банки, позволяет тем, кто финансирует террор, отмывать грязные деньги, то богатство это еще надо каким-то образом изначально создать. Чаще всего для этого используется торговля наркотиками, хотя бывают примеры (тот же Усама бин Ладен), когда первоначальный капитал сделан на вполне мирном производстве стройматериалов или пищевых продуктов.
[править] Возмещение вреда, причинённого террористическими действиями
Начиная с 1970-х годов ХХ века, проблема борьбы с терроризмом заметно обострилась, а в последнее десятилетие эта проблема приобрела особую актуальность как для всего мирового сообщества, включая Европу, так и для России. Вспомним жестокие действия бойцов Ирландской республиканской армии в Великобритании, членов баскской организации ЭТА в Испании, боевиков Армии освобождения Косово в Югославии… Весь мир следил за событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, виновниками которых оказались исламские террористы.
Россия занимает далеко не последнее место по числу совершаемых террористических актов. Достаточно вспомнить взрывы во Владикавказе, Буйнакске, Волгодонске, повлекшие человеческие жертвы, трагические события, связанные с взрывом 8 августа 2000 г. в подземном переходе под Пушкинской площадью в Москве. Не так давно все мы в связи с годовщиной вспоминали трагические события в Москве с захватом множества заложников-зрителей спектакля «Норд-Ост»… А недавно средства массовой информации сообщили о новом террористическом акте — взрыве в метро на станции «Павелецкая». «Терроризм, особенно в 20 веке, является одним из наиболее опасных преступлений. В международной классификации он составляет тяжкое преступление против человечества».
Безусловно, все мировое сообщество должно противодействовать всеми средствами такому злу, как терроризм. По мнению юристов, борьба с международным терроризмом будет непростой и долговременной. С точки зрения права проблема эта многоплановая и объемная. Однако целью настоящей статьи является рассмотрение таких вопросов, как защищенность человека, пострадавшего от террористического акта. Возмещение вреда потерпевшему от террористического акта — важнейшая и серьезнейшая общечеловеческая проблема. Конституция РФ закрепляет данное установление в ст. 52: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Прежде всего, в этой связи представляется необходимым рассмотреть нормы международного права.
Состав такого преступления, как международный терроризм, был определен в 1954 г. Комиссией международного права ООН в Кодексе преступлений против мира и безопасности: совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом.
Однако, как отмечают некоторые ученые, «современное международное сообщество пока не смогло дать единого определения терроризма. Попытки разработать единую, всеобъемлющую конвенцию относительно международного терроризма, которая содержала бы это определение, не увенчались успехом.
Отмечается несколько причин невозможности квалификации терроризма на международно-правовом уровне: различные подходы разных государств к понятию „терроризм“; большое влияние политического фактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов».
Большая часть существующих конвенций по борьбе с терроризмом были разработаны и приняты в 70-80-е годы ХХ века. Российская Федерация участвует в большинстве международных конвенций по борьбе с терроризмом в порядке правопреемства от СССР. Таким образом, на сегодняшний день Россия является участником 10 универсальных соглашений по борьбе с терроризмом. Кроме этого, Российская Федерация подписала еще 2 универсальных соглашения, и в соответствии со статьей 18 Венской конвенции о праве международных договоров она должна воздерживаться от действий, которые лишили бы такие договоры объектов и целей.
В марте 2001 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (1988). Данные соглашения были разработаны в рамках Международной морской организации и призваны усилить безопасность на морских судах и стационарных платформах.
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г. Спустя 4 года (23.05.01) Конвенция вступила в силу, набрав необходимые 22 ратификации. Российская Федерация ее ратифицировала 13.02.01 (Федеральный закон № 19-ФЗ).
В 1999 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Конвенция криминализирует оказание финансовой помощи для совершения действий, предусмотренных в 9 конвенциях, указанных в приложении к ней, а также совершение любого действия, направленного на то, чтобы вызвать смерть гражданского лица с целью запугивания населения или вынуждения правительства или международной организации совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия.
Таковыми конвенциями, указанными в приложении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, являются:
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.;
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.;
- Конвенция о физической защите ядерного материала, 1988 г.;
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.;
- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г.
Таким образом следует отметить: современное международное право дает возможность решать вопросы, касающиеся борьбы с терроризмом, политическим путем. Но террористы, как правило, отрицают признание каких-либо правовых и моральных ограничений. Однако эти названные международные конвенции не содержат положений относительно возмещения вреда, причиненного террористическим актом.
Кроме международных конвенций, Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, в Российской Федерации действует Федеральный Закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом». Именно на положениях данного закона хотелось бы остановиться подробнее.
Материальный и моральный вред, причиняемый террористами, ставит вопрос о его возмещении.
Общими основаниями для возмещения вреда являются следующие:
- вред, то есть любое умаление личного и (или) имущественного блага лица;
- противоправное поведение. Противоправность поведения в гражданских правоотношениях, имеющая две формы — действие или бездействие, означает любое нарушение чужого субъективного права;
- вина, то есть психическое отношение лица к своему поведению и причиненному вреду. Вина может быть выражена в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (простой или грубой). При этом форма и степень вины причинителя вреда никак не влияют на размер возмещения вреда, который должен быть возмещен в полном объеме;
- причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом.
По общим правилам гражданского законодательства обязанность возместить вред возлагается на причинителя вреда, то есть на то лицо, чьими действием или бездействием этот вред был причинен. Вместе с тем, ст. 1064 ГК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных в законе, обязанность по возмещению вреда может быть возложена на другое лицо или лиц, которые сами непосредственно вред не причиняли. Но в данном случае, то есть при возмещении вреда, причиненного террористическими действиям, действует ряд специальных правил.
Прежде всего, вред, причиненный террористическим актом, можно подразделить на:
- вред, причиненный государству и муниципальным образованиям, например, разрушение зданий, уничтожение транспортных средств, коммуникаций и т. д., а также те расходы, которые государство будет вынуждено затратить на восстановление поврежденного имущества;
- убытки, которые несет государство в связи с пресечением террористической деятельности (например, затраты на организацию контртеррористической операции);
- убытки, которые могут быть причинены третьим лицам в связи с пресечением террористического акта. Так, лица, участвующие в контртеррористической операции, могут использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам и организациям, средства связи и т. д.;
- вред, который может быть причинен лицам, участвующим в контртеррористической операции;
- вред, как материальный, так и моральный, который может быть причинен гражданам в результате совершенного террористического акта. Гибель людей, утрата трудоспособности, увечья.
Одной из проблем возмещения потерпевшим вреда, на наш взгляд, является то, что непосредственные причинители вреда, лица, совершившие террористический акт, в большинстве случаев погибают. Даже в том случае, если террористы и остаются в живых, материального возмещения за их счет добиться трудно. Именно поэтому Закон о терроризме устанавливает, что возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.
Далее, законодатель устанавливает несколько специальных правил о возмещении вреда, причиненного террористами. Если террористическая акция совершена на территориях нескольких субъектов РФ, то компенсация вреда производится за счет федерального бюджета. Аналогичное правило установлено и в том случае, если возмещение ущерба, причиненного одному субъекту Российской Федерации, превышает возможности компенсации из бюджета данного субъекта Российской Федерации. Возмещение вреда производится из федерального бюджета и в том случае, если вред причинен гражданину иностранного государства. Таким образом, государство берет на себя все неблагоприятные последствия, связанные с возмещением вреда лицам, пострадавшим от террористического акта.
Такая позиция представляется обоснованной и справедливой. Кроме возмещения вреда, указанный закон предусматривает также социальную реабилитацию лиц, пострадавших в результате террористической акции, в целях их возвращения к нормальной жизни, и социальную реабилитацию лиц, участвовавших в контртеррористической операции. Вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежит возмещению. В случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, или ранение, то этим лицам также за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие.
Реабилитация лиц, пострадавших от теракта, включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставление им жилья. Казалось бы, никаких проблем в данном случае возникнуть не должно. Однако, на наш взгляд, Закон «О борьбе с терроризмом» в случае социальной реабилитации не устанавливает четко, за чей счет она должна производиться. В ст. 18 сказано, что социальная реабилитация производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершена террористическая акция. Возникает вопрос, куда именно обращаться пострадавшим лицам? Кто должен обеспечить их жильем, которого они лишились, нести расходы по медицинскому обслуживанию и т. д.? Существенным недостатком является то, что законодатель не устанавливает четкого механизма порядка осуществления социальной реабилитации, а ограничивается лишь нормой о том, что данный порядок определяется Правительством РФ. Как показывает практика, людям, пострадавшим от террористических актов, потерявшим своих родных и близких, как правило, не миновать длительных судебных разбирательств даже в том случае, когда речь идет о возмещении им причиненного вреда. Это происходит потому, что предлагаемые им суммы компенсации не покрывают ни реально причиненных убытков, ни причиненных им физических и нравственных страданий. Заслуживают внимания предложения ученых о создании фонда гарантий пострадавшим, который бы «аккумулировал деньги, выделенные государством, добровольные пожертвования, конфискованные средства»[5]. Безусловно, целесообразно было бы также предусмотреть, что за счет конфискованных средств, которые были направлены на организацию террористических актов, должна производиться как социальная реабилитация потерпевших, так и компенсация им причиненного вреда.
Следующая проблема, которая, на наш взгляд, оказалась не затронута, касается определения понятия потерпевшего от террористического акта. Ни в международных конвенциях, ни в Законе РФ «О борьбе с терроризмом» не раскрыто понятие, кого следует признать потерпевшим в указанных случаях. Представляется, что это имеет принципиальный характер. Безусловно, по общим правилам гражданского законодательства потерпевшим признается лицо, которому причинен вред. Это может быть гражданин, жизни, здоровью, имуществу которого причинен вред, а также организация, имуществу которой причинен вред в результате террористического акта. Когда от террористического акта пострадал гражданин, речь может идти о компенсации как материального вреда (гибель, порча имущества, утрата трудоспособности, расходы на восстановление здоровья и т. д.), так и морального, то есть физических и нравственных страданий лица. Если вред причинен юридическому лицу, то компенсации подлежат только убытки.
Однако террористический акт, как правило, приводит к гибели людей. В соответствии с нормами гражданского законодательства в случае смерти гражданина вред возмещается тем лицам, которые лишились вследствие указанного обстоятельства источника средств к существованию. К числу лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, ст. 1088 ГК РФ, в частности, относит детей умершего гражданина, иных нетрудоспособных иждивенцев, которые фактически состояли на его иждивении, а также нетрудоспособных лиц, которые и не состояли на иждивении умершего, но имели ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Следует ли из этого, что потерпевшими в результате смерти гражданина от террористического акта следует признать указанных лиц? Представляется, что решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Ведь если указанных граждан следует считать потерпевшими от террористического акта, то утраченный заработок умершего лица, который приходился на долю нетрудоспособных иждивенцев, должен возмещаться до определенного времени за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств федерального бюджета. Так, несовершеннолетним детям вред возмещается до достижения 18 лет, учащимся старше 18 лет — до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет, инвалидам — на срок инвалидности, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет — пожизненно. При этом выплачиваемые гражданам суммы в связи со смертью кормильца подлежат индексации при повышении стоимости жизни.
Как уже отмечалось, практически отсутствует возможность компенсировать средства, выплачиваемые пострадавшим от террористического акта, за счет самих террористов. Если нетрудоспособных иждивенцев погибшего гражданина следует признать потерпевшими, то в связи с участившимися террористическими актами можно только представить себе, какие суммы будет вынуждено выплачивать государство. С другой стороны, это представляется обоснованным и справедливым по отношению к гражданам, которые состояли у погибшего гражданина на иждивении. Ведь если бы человек погиб при других обстоятельствах, виновное лицо было обязано возмещать вред, связанный с потерей кормильца.
Несмотря на отмеченные трудности, связанные с компенсацией вреда лицам, пострадавшим от терроризма, возможность восстановления потерпевших в их нарушенных правах все же имеется. Но при этом проблема возмещения государству понесенных им затрат в настоящее время не решена. Безусловно, закон предусматривает, что средства, направляемые на организацию террористической деятельности, подлежат конфискации и обращаются в доход государства. Однако далеко не всегда эти денежные средства можно проследить, и совершенно понятно, что они не покроют огромных убытков, причиненных государству. Представляется, что данный вопрос необходимо решить на законодательном уровне в самое ближайшее время.
Тема терроризма многогранна, и представляется невозможным подробно рассмотреть все ее аспекты в отдельной статье. Тем не менее, необходимо затронуть еще одну проблему. Статья 21 Закона РФ «О борьбе с терроризмом» освобождает военнослужащих, специалистов и других лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции.
При проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. Обязательства по причинению вреда опираются на принцип генерального деликта[6].
Согласно этому принципу, любому лицу запрещается причинять вред имуществу или жизни любого лица, если только причинитель вреда не был управомочен на нанесение вреда. К таковым случаям, в частности, принято относить причинение вреда в состоянии необходимой обороны, причинение вреда по просьбе или с согласия потерпевшего, если действия причинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества.
Однако, на наш взгляд, причинение вреда лицами, участвующими в контртеррористических операциях, нельзя отнести ни к действиям, совершаемым в состоянии необходимой обороны, ни к действиям в состоянии крайней необходимости. В данном случае имеет место особая ситуация, когда лица в соответствии с законом управомочены на причинение вреда. Безусловно, что касается террористов, такая позиция законодателя представляется правильной и единственно верной.
При этом Закон РФ «О борьбе с терроризмом» дает достаточно большие полномочия лицам, участвующим в контртеррористических операциях. Как уже отмечалось, участники контртеррористической операции могут беспрепятственно входить в жилые помещения, использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности; использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций. Могут ли здесь быть злоупотребления? К сожалению, да. На наш взгляд, нуждается в уточнении формулировка закона относительно «иных правоохраняемых интересов». Следует ли понимать под этим причинение вреда имуществу других лиц, жизни и здоровью заложников? Вспомним еще раз трагические события с захватом заложников в Москве при показе мюзикла «Норд-Ост». В настоящее время идут споры, было ли единственным выходом из создавшегося положение использование психотропного вещества, в результате которого погибли также и заложники, было ли бы правильным использовать его ранее, когда люди еще не были измотаны трехдневной бессонницей и голодом? Ответы на эти вопросы, даже спустя солидный срок после трагедии и завершения следствия по этому делу, дать крайне трудно.
[править] Ссылки
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ О противодействии терроризму
- Экономическая составляющая терроризма
- [1]
[править] Примечания