Судостроение России
Материал из Documentation.
Судостроение России — крупная отрасль российского машиностроения.[1]
Российская судостроительная промышленность объединяет военное кораблестроение, строительство гражданских судов различного назначения и платформ для освоения морского шельфа, морское приборостроение и машиностроение.[2]
В 2016 году на российских верфях было сдано 168 судов (66 гражданских и 102 военных). Общий тоннаж составил 219 тыс. тонн. Общая стоимость сданных судов — 141 млрд рублей, в том числе в кораблестроении — 107 млрд рублей, в гражданском судостроении — 34 млрд рублей.[3]
Содержание |
[править] География
Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Осн. мощности отрасли сосредоточены на Балтике. Важнейший центр морского судостроения — С.-Петербург, где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и др. оборудования; это также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и Калининграде. В Азово-Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах Европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, Сормово; в бассейне Каспийского моря — в Астрахани и Волгограде. На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения — Комсомольск-на-Амуре, менее крупные — Николаевск-на-Амуре, Владивосток, Сретенск. Судоремонтные заводы имеются в Советской Гавани, Находке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и др. портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения — Северодвинск; судостроительные заводы работают в Североморске и Архангельске, судоремонтные — в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.[4]
Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек. В Европейской части страны судостроительные заводы расположены в городах Петрозаводск, С.-Петербург, Лодейное Поле, Новая Ладога, Ярославль, Рыбинск, Москва, Кострома, Навашино, Сормово, Зеленодольск, Волгоград, Астрахань, Цимлянск, Ростов-на-Дону; в Азиатской — в Тюмени, Омске, Колпашево, Красноярске, Якутске, Усть-Куте, Николаевске-на-Амуре.[5]
[править] Организации
По состоянию на 2015 год в состав российской судостроительной отрасли входят более 40 проектных научных и научно-исследовательских организаций, более 168 судостроительных и судоремонтных предприятий.[6]
Крупные судостроительные компании: «ОСК», «Ак Барс», UCL Holding.[7]
Системообразующие компании судостроения России (по состоянию на май 2020 года):[8]
- АО «ОСК» (Санкт-Петербург)
- АО «СК «Ак Барс»» (Татарстан)
- АО «Концерн «Моринформсистема-Агат»» (Москва)
- АО «Концерн «Океанприбор»» (Санкт-Петербург)
- АО «Концерн «НПО «Аврора»"» (Санкт-Петербург)
- АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»"» (Санкт-Петербург)
- АО «ЦТСС» (Санкт-Петербург)
- ФГУП «Крыловский ГНЦ» (Санкт-Петербург)
- АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Приморский край)
[править] Компании-смежники
В процессе строительства судов в России задействовано более 2000 предприятий из смежных отраслей промышленности.[9]
[править] Портфель заказов
В мае 2016 года заявлялось, что портфель заказов «ОСК» до 2025 года оценивается в 1 трлн рублей.[10]
[править] Трудовые ресурсы
Среднесписочная численность персонала предприятий судостроительной промышленности в 2015 году увеличилась на 12,9 % по отношению к 2014 году и составила около 147 тыс. человек, в научной сфере рост составил порядка 4,8 %.[11]
[править] Программа «Развитие судостроения на 2013—2030 годы»
Для решения комплексных проблем российской судостроительной промышленности в конце 2012 года была утверждена государственная программа «Развитие судостроения на 2013—2030 годы». В состав программы интегрированы ФЦП «Развитие гражданской морской и речной техники на 2009—2016 годы» и комплекс мероприятий по обеспечению морскими средствами ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011—2020 годы». Общий объём финансирования программы — более 1.3 трлн рублей. Финансирование гражданской части программы составит более 600 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 338 млрд рублей.[12]
Согласно программе, к 2030 году планируется увеличить выпуск продукции гражданского назначения почти в пять раз. В целом к 2030 году предполагается увеличить долю российского гражданского судостроения на мировом рынке с нынешних 2 % до 10 % в стоимостном выражении, а в количественном — с 0,5 % до 2 %. Объём выпуска гражданских судов в денежном выражении должен вырасти в пять раз.[13]
[править] Перспективы
На 2018—2019 годы запланирована сдача более 190 судов и кораблей тоннажем более 50 тонн — общей стоимостью более 400 млрд рублей (из них около 100 военных).[14]
[править] Ссылки
[править] ОСК
[править] Карты
[править] Российские официальные источники
- Раздел о судостроении на сайте Минпромторга
- Развитие судостроения России
- РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ НА 2013—2030 ГОДЫ
- Совещание о перспективах развития отечественного гражданского судостроения. 30 августа 2013 года
[править] Коммерсантъ
[править] Эксперт
- Разделы о судостроении на сайте Эксперта [6][7]
- Снялись с якоря[8]
[править] Sdelanounas
- Раздел о судостроении на сайте Sdelanounas
- Раздел о ледоколах на сайте Sdelanounas
- Обновление ледокольного флота России. 25 апреля 2015
- «Русское море» спускает на воду новое судно
- ОАО «Выборгский судостроительный завод» (фоторепортаж)
- Судостроительные заводы России
[править] Рунет
- Радел о судостроении на сайте БалтИнфо
- Пульс
- [9]
- [10]
- Завод «Красное Сормово» спустил на воду четвертый из семи танкеров для «Волга-Флот-Танкер»
- Снялись с якоря[11]
- Лучшие инвестидеи российского судостроения
- Гладышева И. В. Проблемы конкурентоспособности судостроения России
- Соколов А. Российское судостроение: предпосылки, задачи и основные направления развития
- [15]
- Ранок продукции судостроения. 2018 год
- Сколько судов построили наши корабелы в 2019 году
- Судостроение
[править] Прочее
[править] Примечания
- ↑ Судостроение // БСЭ, 1969—1978
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ См. Судостроение России в 2016 году
- ↑ География промышленности
- ↑ География промышленности
- ↑ Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год
- ↑ [1]
- ↑ Перечень системообразующих организаций
- ↑ Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год
- ↑ [2]
- ↑ Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ [3]
- ↑ [4]