Сибирь

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] Народы

Сре­ди на­ро­дов Си­би­ри пре­об­ла­да­ют пред­ста­ви­те­ли се­ве­ро­ази­ат­ской, арк­ти­че­ской (на се­ве­ро-вос­то­ке) и ураль­ской (на за­па­де) рас. К древ­не­му суб­стра­ту вос­хо­дят не­мно­го­чис­лен­ные ны­не (т. н. па­лео­ази­ат­ские) язы­ки чу­кот­ско-кам­чат­ской, эс­ки­мос­ско-але­ут­ской се­мей, изо­ли­ро­ван­ные нивх­ский и юка­гир­ский. Со 2-го тыс. до н. э. на­ча­лось рас­се­ле­ние с юга но­си­те­лей ени­сей­ских, ал­тай­ских (тюрк­ских, мон­голь­ских, тун­гу­со-мань­чжур­ских), в Зап. Си­би­ри – ураль­ских (угор­ских и са­мо­дий­ских) язы­ков. Древ­ней­шие ти­пы хо­зяй­ст­ва – охо­та, ры­бо­лов­ст­во (осо­бен­но в При­мо­рье и по бе­ре­гам круп­ных рек) и со­би­ра­тель­ст­во; на край­нем се­ве­ро-вос­то­ке (у эс­ки­мо­сов, бе­ре­го­вых чук­чей и ко­ря­ков) с 1-го тыс. до н. э. сфор­ми­ро­вал­ся осо­бый хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ный тип, ос­но­ван­ный на мор­ском зве­робой­ном про­мыс­ле. В 1–2-м тыс. н. э. в Си­би­ри рас­про­стра­ня­ет­ся оле­не­вод­ст­во – от вспо­мо­га­тель­но­го до спе­циа­ли­зи­ро­ван­но­го круп­но­та­бун­но­го (у на­ро­дов тун­д­ры – нен­цев, чук­чей, ко­ря­ков), с рас­се­ле­ни­ем яку­тов – раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та и ло­ша­дей. В Юж. Си­би­ри и Юж. При­мо­рье с брон­зо­во­го ве­ка раз­ви­ва­лись осед­лое жи­вот­но­вод­ст­во (в т. ч. в При­мо­рье – сви­но­вод­ст­во) и па­шен­ное зем­ле­де­лие. Пре­об­ла­да­ли рыб­но-мяс­ная пи­ща, ко­жа­но-ме­хо­вая оде­ж­да (у ры­бо­ло­вов – так­же из рыбь­ей ко­жи; глу­хо­го по­кроя в тун­д­ре и рас­паш­но­го – в тай­ге), кар­кас­ные зем­лян­ки, по­лу­зем­лян­ки, лёг­кие ша­ла­ши, у ско­то­во­дов – пе­ре­нос­ные жи­ли­ща, по­кры­тые шку­ра­ми и бе­ре­стой (чу­мы, яран­ги) ли­бо вой­ло­ком (юр­ты). До при­хо­да рус­ских (16–17 вв.) лишь на юге от­ме­ча­лось влия­ние раз­ви­тых ци­ви­ли­за­ций – ис­лам­ской (у си­бир­ских та­тар), даль­не­во­сточ­ной (у на­ро­дов При­аму­рья и При­мо­рья), с 17–18 вв. – се­вер­но-буд­дий­ской (у бу­рят и ту­вин­цев). В ос­но­ве ре­ли­гии ле­жа­ли ани­ми­сти­че­ские и ша­ма­ни­ст­ские фор­мы.[1]

Личные инструменты