Сельское хозяйство Белоруссии
Материал из Documentation.
Сельское хозяйство Белоруссии — крупная отрасль экономики Белоруссии.
На сельское хозяйство приходится около 8 % объемов производства и почти 10 % занятости.[1]
По состоянию на начало 2014 года в Белоруссии функционирует 1305 сельскохозяйственных организаций, 2016 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1100 тыс. личных подсобных хозяйств, занято 438,4 тыс. человек (9,5 % от общей численности занятых в народном хозяйстве).[2]
Сельское хозяйство ориентировано главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в продуктах питания. Отдельные виды продовольственных товаров экспортируются.[3]
Объём сельхозпроизводства в I полугодии 2015 года вырос на 2,7 % — до 42,1 трлн бел. рублей.[4]
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Растениеводство
Сельское хозяйство Белоруссии специализировано на выращивании традиционных для умеренных широт культур. В растениеводстве преобладают зерновые: преимущественно ячмень, рожь, пшеница, картофель, кормовые культуры. В связи со структурными преобразованиями и ориентацией на возобновляемые источники энергии в республике расширяются объёмы возделывания зернобобовых и масличных культур. В Белоруссии сосредоточено около 16 % мировых посевов льна, или более 20 % его посевов в Европе.[5]
Сельскохозяйственные земли занимают 43 % земельного фонда (8898 тыс. га), из них пашня — 30 % общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельскохозяйственных земель, в том числе 0,6 га пашни.[6]
В 2013 году общая посевная площадь сельхозкультур составила 5,74 млн га, из которых зерновые и зернобобовые культуры — 2,63 млн (46 %), картофель — 309 тыс. (5 %), овощи — 66 тыс. (1 %), лён — 57 тыс. (1 %), сахарная свёкла — 102 тыс. (2 %), кормовые культуры — 2,13 млн (37 %). Тенденциями последних лет[7] является увеличение доли посевов пшеницы, кукурузы и рапса, а также сокращение доли посевов кормовых культур, ржи и картофеля.[8]
[править] Животноводство
В животноводстве в основном выращивается крупный рогатый скот для производства молока и мяса, а также свиньи и птица.[9]
[править] Государственное регулирование
Сельское хозяйство Белоруссии характеризуется высокой степенью государственного регулирования, включая регулирование цен и активное участие государства на протяжении всей цепочки создания стоимости, где доминирующую роль играют крупные государственные сельскохозяйственные предприятия.[10]
Государство устанавливает целевые производственные показатели, обеспечивает поставку средств производства для сельского хозяйства по субсидируемым ценам, контролирует заработную плату и закупает большую часть продукции сельского хозяйства по регулируемым закупочным ценам.[11]
[править] Государственная поддержка
Удельный вес сельского хозяйства в ВВП Белоруссии составляет 8 %, при этом он получает до 5 % ВВП в виде государственной поддержки. На долю сельского хозяйства приходится значительный объём бюджетной поддержки, включая налоговые льготы и бюджетные расходы, что составляет 67 % сельскохозяйственного ВВП.[12]
Основная часть государственной поддержки для сельского хозяйства предоставляется в виде субсидий, выделяемых главным образом неэффективно работающим предприятиям на приобретение средств производства, таких как удобрения и пестициды, а также в виде увеличивающихся субсидий на компенсацию потерь банков. Лишь малая доля поддержки направляется на оказание государственных услуг для сельского хозяйства.[13]
Согласно принятой в ВТО классификации поддержки сельскохозяйственного сектора, на долю мер из «жёлтой корзины» (меры государственной поддержки, оказывающие искажающее воздействие на рынок и в торговлю) приходится наибольший объем расходов, в то время как удельный вес рыночно-нейтральных мер из «зеленой корзины» остается на низком уровне.[14]
Сельское хозяйство получает наибольший объём бюджетной поддержки по сравнению со всеми остальными отраслями экономики, поглощая до 40 % бюджетных ресурсов, предназначенных для национальной экономики.[15]
В 2009 году объём государственной поддержки сельского хозяйства Белоруссии составил 5,2 % ВВП или 26,7 % валовой продукции сельского хозяйства, или 66,7 % сельскохозяйственного ВВП.[16]
[править] Налоги
В 2000 году правительство Белоруссии ввело единый налог для сельхозпроизводителей, который уплачивается по единой ставке 2 % от валового оборота и заменяет все налоги на производителей сельскохозяйственной продукции кроме НДС и взносов в ФСЗН и инновационный фонд. Помимо этого, производители сельскохозяйственной продукции пользуются определёнными льготами, уплачивая НДС по ставке 10 % (по сравнению со стандартной ставкой 20 %) и взносы в ФСЗН — по ставке 30 % (по сравнению со стандартной ставкой 34 %).[17]
Несмотря на то, что схема уплаты единого налога не является обязательной, подавляющее большинство производителей в Белоруссии (97 % по состоянию на 2009 год) выбрали эту схему, а остальные уплачивают стандартные налоги (налог на прибыль; налог на доходы, налог на недвижимость и ряд местных налогов).[18]
[править] Рентабельность
В 2011 году отмечалось, что около половины сельскохозяйственных предприятий Белоруссии являются нерентабельными. Государственная поддержка и льготные кредиты позволили избежать необходимой реструктуризации нерентабельных предприятий и привели к неэффективной работе сельскохозяйственных предприятий, их низкой производительности и тенденции к дальнейшему снижению этого показателя.[19]
[править] Компании
В структуре сельского хозяйства Беларуси преобладают крупные государственные сельскохозяйственные предприятия. Около 88 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий обрабатываются более чем 1 600 государственными сельскохозяйственными предприятиями, средний размер которых составляет 4 700 гектаров, и на долю которых приходится около 70 процентов валовой продукции сельского хозяйства.[20]
На долю частных (крестьянских) фермерских хозяйств в Беларуси приходится лишь 1,2 % сельскохозяйственных угодий. Всего существует приблизительно 2 000 таких фермерских хозяйств, средний размер которых составляет около 50 гектаров. Остальная часть сельскохозяйственных угодий (11,2 %) принадлежит более чем одному миллиону личных подсобных хозяйств, средний размер которых немногим менее одного гектара.[21]
Крупные товарные хозяйства специализируются на производстве капиталоемкой продукции, такой как зерновые культуры, сахарная свекла и продукция животноводства, в то время как личные подсобные хозяйства специализируются на производстве трудоемких культур, таких как картофель, овощи и фрукты.[22]
[править] Закупочные цены
Государство устанавливает закупочные цены на продукцию, сдаваемую государству через государственные заготовительные организации, которые закупают основную часть всей сельскохозяйственной продукции в Белоруссии. В отношении всех закупок за рамками государственной заготовительной сети устанавливаются рассчитанные по утвержденной государством формуле «рекомендуемые» цены, которые должны быть согласованы между продавцами и покупателями, а затем должны быть представлены и согласованы с местными комитетами по сельскому хозяйству.[23]
[править] География
[править] Брестская область
Сельское хозяйство Брестской области специализируется на производстве мяса и молока, выращивании картофеля, зерна, сахарной свеклы и овощей.[24]
[править] Гомельская область
Основные сельскохозяйственные отрасли региона: мясомолочное животноводство, овощеводство и картофелеводство, а также льноводство (в восточной части области).[25]
[править] Могилёвская область
Более 50 процентов территории Могилёвской области занимают сельскохозяйственные угодья.[26]
[править] Оценки
По оценке Всемирного банка, сделанной в 2011 году, сельское хозяйство Белоруссии функционирует неэффективно. Сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, зачастую гарантированной государством, что обуславливает дополнительную необходимость в получении государственной поддержки.[27]
[править] Показатели
Бюджетная поддержка сельского хозяйства в Белоруссии (% ВВП):[28][29]
- 2005 год: 5,0 %
- 2006 год: 5,5 %
- 2007 год: 5,5 %
- 2008 год: 4,7 %
- 2009 год: 5,2 %
[править] Ссылки
- Сельское хозяйство Республики Беларусь // Минск, 2019
- Сельское хозяйство Беларуси
- Мясная промышленность Республики Беларусь
- Всемирный банк советует Беларуси урезать госрасходы по четырем направлениям
[править] Примечания
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Сельское хозяйство Беларуси
- ↑ Сельское хозяйство Беларуси
- ↑ [1]
- ↑ Сельское хозяйство Беларуси
- ↑ Сельское хозяйство Беларуси
- ↑ С 2005 по 2013 годы
- ↑ Сельское хозяйство Беларуси
- ↑ Сельское хозяйство Беларуси
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
- ↑ Бюджетная поддержка включает расходы бюджета и налоговые льготы
- ↑ Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011