Редактирование Северный морской путь (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == {{main|История Северного морского пути}} === До 1917 года === История СМП начинается с первых плаваний поморов в XI—XIII веках, но идея практического использования СМП (до начала XX века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом [[Д. Герасимов]]ым в 1525 году. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья [[Сибирь|Сибири]] на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь якутского казака Семёна Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс [[М. В. Ломоносов]], который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с Востока на Запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством [[В. Беринг]]а, высокоширотная во главе с [[В. Чичагов]]ым, Северо-восточная [[И. Биллингс]]а — [[Г. Сарычев]]а, Усть-Янская и Колымская под руководством [[П. Анжу]] и [[Ф. Врангель|Ф. Врангеля]], новоземельские [[Ф. Литке]], [[П. Пахтусов]]а и [[А. Циволько]]. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—79 шведская экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Беги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне «Заря» Э. В. Толля, по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на З. с зимовкой в 1914—15; иностранные — американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном с З. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> === Советское время === После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 — Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935. В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> Всего в 1930-е годы на освоение Севморпути в разовом порядке были затрачены миллиарды рублей (с учётом создания ледокольного флота).<ref>[http://www.econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2006_03/Kuleshov.htm Экономика России и Сибири: «стартовые площадки» и «точки роста»] // В. В. Кулешов, академик РАН, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН</ref> В 1930-е и 1940-е годы были построены арктические порты [[Игарка]], [[Диксон]], [[Певек]], [[Провидения]] и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «[[Садко]]» (1935), дрейф «Георгия Седова» (1937—40), первая научная станция «Северный полюс» (1937—38) во главе с [[И. Д. Папанин]]ым, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции — на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950—51 во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс» («СП»). С 1954 в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала «СП-22»; с конца 1975 действовала «СП-23».<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941—45, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970—71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> С 1954 Главсевморпути находился в составе министерства морского флота. В период 1954—64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение министерства гражданской авиации, министерства геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота; её основные задачи: осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> === С 1991 года === В 2010 году по Севморпути балкерная компания «Nordic Bulk Carriers» из Норвегии в Китай доставила 41 тыс. тонн железной руды. Это был первый арктический рейс «Nordic Bulk Carriers».<ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120615/03149.html Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок]</ref> По итогам в 2010 года по Севморпути прошли 4 транзитных судна (грузооборот составил 111 тыс. т).<ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120615/03149.html Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок]</ref> В 2011 году Северный морской путь был открыт для навигации 141 день. Это дольше сезона 2010 года на целый месяц, и это новый рекорд для летнего судоходства в Северном Ледовитом океане. В том году 34 судна воспользовались Северным морским путём из Европы в Азию, объём перевезённых грузов составил 820 тыс. тонн. По данным российского Министерства транспорта, это в основном природный газ, железная руда и рыбопродукты.<ref>[http://www.inosmi.ru/arctica/20111223/181099297.html Канада намного отстает от России в гонке за арктические морские пути и территории («Toronto Star», Канада)][http://www.peeep.us/f77d6f37]</ref><ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120615/03149.html Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок]</ref> В 2011 году Северный морской путь был впервые за многие годы использован для поставок лосося с Камчатки в порты Санкт-Петербурга.<ref>[http://www.ria.ru/arctic_news/20110926/443829362.html Доставка дальневосточной рыбы по Севморпути сделает ее конкурентной]</ref> В июне 2012 года отмечалось, что в ближайшее время в Госдуме во втором чтении рассмотрят законопроект о Северном морском пути, который определит статус и полномочия администрации СМП. Законопроект о Севморпути призван создать правовое поле для единой системы управления судоходством в российской Арктике. Вводится новое понятие акватории Северного морского пути, оговаривается, что его границы будет устанавливать правительство, а организация плавания судов и контроль за ним лежит на администрации Севморпути. Её решено воссоздать в форме федерального государственного учреждения. Администрация должна будет обеспечивать безопасные условия плавания судов в арктических морях. У неё достаточно широкие полномочия, включая ледокольное сопровождение, радиосвязь с судами, руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории, организацию поиска и спасения людей и судов. Прописывается и порядок взимания сборов за судоходство.<ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120613/03108.html Столица Поморья станет главным портом Севморпути?]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы