Редактирование: Северный морской путь
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Северный морской путь''' ('''Севморпуть''', '''СМП''') — [[морской путь]] через [[Северный Ледовитый океан|Северный Ледовитый]] и [[Тихий]] океаны, соединяющий [[Россия|российский]] [[Дальний Восток]] с европейской Россией. СМП является главной российской морской коммуникацией в Арктике.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> Севморпуть почти в два раза короче других морских путей из европейской части России на российский Дальний Восток. Так, от [[Санкт-Петербург]]а до [[Владивосток]]а по Севморпути 14,28 тыс. км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через [[Суэцкий канал]] 23,2 тыс. км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29,4 тыс. км.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> С 2018 года «[[Росатом]]» носит статус единого инфраструктурного оператора СМП.<ref>[https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65d2fb929a79471270daabe9]</ref> Общий объём перевезенных грузов по Севморпути в 2023 году побил рекорд, составив 36,25 млн тонн.<ref>[https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65d2fb929a79471270daabe9]</ref> == История == {{main|История Северного морского пути}} === До 1917 года === История СМП начинается с первых плаваний поморов в XI—XIII веках, но идея практического использования СМП (до начала XX века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом [[Д. Герасимов]]ым в 1525 году. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья [[Сибирь|Сибири]] на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь якутского казака Семёна Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс [[М. В. Ломоносов]], который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с Востока на Запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством [[В. Беринг]]а, высокоширотная во главе с [[В. Чичагов]]ым, Северо-восточная [[И. Биллингс]]а — [[Г. Сарычев]]а, Усть-Янская и Колымская под руководством [[П. Анжу]] и [[Ф. Врангель|Ф. Врангеля]], новоземельские [[Ф. Литке]], [[П. Пахтусов]]а и [[А. Циволько]]. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—79 шведская экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Беги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне «Заря» Э. В. Толля, по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на З. с зимовкой в 1914—15; иностранные — американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном с З. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> === Советское время === После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 — Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935. В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> Всего в 1930-е годы на освоение Севморпути в разовом порядке были затрачены миллиарды рублей (с учётом создания ледокольного флота).<ref>[http://www.econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2006_03/Kuleshov.htm Экономика России и Сибири: «стартовые площадки» и «точки роста»] // В. В. Кулешов, академик РАН, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН</ref> В 1930-е и 1940-е годы были построены арктические порты [[Игарка]], [[Диксон]], [[Певек]], [[Провидения]] и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «[[Садко]]» (1935), дрейф «Георгия Седова» (1937—40), первая научная станция «Северный полюс» (1937—38) во главе с [[И. Д. Папанин]]ым, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции — на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950—51 во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс» («СП»). С 1954 в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала «СП-22»; с конца 1975 действовала «СП-23».<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941—45, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970—71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> С 1954 Главсевморпути находился в составе министерства морского флота. В период 1954—64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение министерства гражданской авиации, министерства геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота; её основные задачи: осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды.<ref>[http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ Северный морской путь] // БСЭ</ref> === С 1991 года === В 2010 году по Севморпути балкерная компания «Nordic Bulk Carriers» из Норвегии в Китай доставила 41 тыс. тонн железной руды. Это был первый арктический рейс «Nordic Bulk Carriers».<ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120615/03149.html Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок]</ref> По итогам в 2010 года по Севморпути прошли 4 транзитных судна (грузооборот составил 111 тыс. т).<ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120615/03149.html Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок]</ref> В 2011 году Северный морской путь был открыт для навигации 141 день. Это дольше сезона 2010 года на целый месяц, и это новый рекорд для летнего судоходства в Северном Ледовитом океане. В том году 34 судна воспользовались Северным морским путём из Европы в Азию, объём перевезённых грузов составил 820 тыс. тонн. По данным российского Министерства транспорта, это в основном природный газ, железная руда и рыбопродукты.<ref>[http://www.inosmi.ru/arctica/20111223/181099297.html Канада намного отстает от России в гонке за арктические морские пути и территории («Toronto Star», Канада)][http://www.peeep.us/f77d6f37]</ref><ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120615/03149.html Датчане выбирают Севморпуть для балкерных перевозок]</ref> В 2011 году Северный морской путь был впервые за многие годы использован для поставок лосося с Камчатки в порты Санкт-Петербурга.<ref>[http://www.ria.ru/arctic_news/20110926/443829362.html Доставка дальневосточной рыбы по Севморпути сделает ее конкурентной]</ref> В июне 2012 года отмечалось, что в ближайшее время в Госдуме во втором чтении рассмотрят законопроект о Северном морском пути, который определит статус и полномочия администрации СМП. Законопроект о Севморпути призван создать правовое поле для единой системы управления судоходством в российской Арктике. Вводится новое понятие акватории Северного морского пути, оговаривается, что его границы будет устанавливать правительство, а организация плавания судов и контроль за ним лежит на администрации Севморпути. Её решено воссоздать в форме федерального государственного учреждения. Администрация должна будет обеспечивать безопасные условия плавания судов в арктических морях. У неё достаточно широкие полномочия, включая ледокольное сопровождение, радиосвязь с судами, руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории, организацию поиска и спасения людей и судов. Прописывается и порядок взимания сборов за судоходство.<ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120613/03108.html Столица Поморья станет главным портом Севморпути?]</ref> == 2015 год == Общий объём перевозок по СМП за 2015 год составил 5 млн 392 тыс. тонн, что на 45,4 процента превышает показатель 2014 года.<ref>[http://periskop.livejournal.com/1528111.html Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016]</ref> Перевозка генеральных грузов выросла в 1,6 раза и достигла 3 млн 982,6 тыс. тонн, угля — в полтора раза до 355,9 тыс. тонн. Объем перевозок нефти и нефтепродуктов увеличился на тринадцать с половиной процентов — 859,5 тыс. тонн. На 1,3 и 8,2 процента снизились перевозки руды и газоконденсата, которые составили 79,8 и 144,4 тыс. тонн соответственно.<ref>[http://periskop.livejournal.com/1528111.html Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016]</ref> По итогам за 2015 год администрация Севморпути выдала 715 разрешений на плавания в акваториях СМП, в том числе 125 разрешений судам под иностранным флагом.<ref>[http://periskop.livejournal.com/1528111.html Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016]</ref> Транзитные перевозки по Севморпути в 2015 году сократились, всего перевезли 39,6 тыс. тонн транзитных грузов, что в 6,9 раз ниже уровня 2014 года, в том числе сухогрузов — 39,6 тыс. тонн, транзита наливных грузов в 2015 году не было. В направлении Запад — Восток перевезли 19 тыс. тонн, в обратном направлении — 20,6 тыс. тонн. По итогам 2015 года провели 18 транзитных рейса, в том числе 8 рейсов суда под иностранным флагом.<ref>[http://periskop.livejournal.com/1528111.html Севморпуть: итоги-2015. 26 февраля 2016]</ref> == Транзит через Севморпуть == {{main|Транзит по Северному морскому пути}} Путь через СМП значительно сокращает плавание из Восточной Азии в Западную Европу по сравнению путём через Суэцкий канал.<ref>[http://www.inosmi.ru/arctica/20111223/181099297.html Канада намного отстает от России в гонке за арктические морские пути и территории («Toronto Star», Канада)][http://www.peeep.us/f77d6f37]</ref> Протяжённость маршрута [[Роттердам]] — [[Йокогама]] при следовании через [[Индийский океан]] составляет 11,2 тыс. морских миль. При следовании по Севморпути расстояние сокращается на 3,9 тыс. морских миль (на 34 %), а времени в пути с 33 суток до 20. К тому же идущие через Арктику суда не рискуют подвергнуться нападению пиратов из южных морей.<ref>[http://blogstroyka.rosatom.ru/2011/10/atomflot-idet-na-sever/ Атомфлот идет на Север]</ref> == Показатели == Грузоперевозки по СМП (млн тонн): * 2011 год: 3,3<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3443394]</ref> * 2012 год: 3,9<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3443394]</ref> * 2013 год: 3,9<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3443394]</ref> * 2014 год: 4,0<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3443394]</ref> * 2015 год: 5,4<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3443394]</ref> * 2016 год: 7,5<ref>[https://www.kommersant.ru/doc/3443394]</ref> * 2017 год: 10,7<ref>[http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/comments/odin-tranzitnyy-konteynerovoz-v-arktike-ne-voin/]</ref> * 2018 год: 20,2<ref>[https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/1240]</ref> По итогам 2021 года зафиксирован рекордный объём перевозки грузов по Северному морскому пути — 34,9 млн тонн.<ref>[https://tass.ru/ekonomika/16469553]</ref> == Прогнозы == К 2020 году объём перевозок планируется довести до 17-18 млн тонн по восточному плечу Севморпути и от 16 млн тонн — по западному плечу.<ref>[http://www.arcticuniverse.com/ru/news/20120613/03108.html Столица Поморья станет главным портом Севморпути?]</ref> Росморречфлот прогнозирует, что к 2020 году объём перевозок грузов по СМП составит 44 млн тонн, а к 2030 году — возрастёт до 70 млн тонн.<ref>[http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/comments/odin-tranzitnyy-konteynerovoz-v-arktike-ne-voin/]</ref> == Ссылки == === Видео === * [http://www.youtube.com/watch?v=1597hpZ-dLo Путин: Россия будет идти по пути расширения присутствия в Арктике. Видео] === ЖЖ === * [http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/65898.html Атомные ледоколы провели по Севморпути газовоз «Ob river» (фотоотчёт)] * [http://pavel-shipilin.livejournal.com/155895.html Новый путь из Европы в Азию и обратно] * [https://genby.livejournal.com/965569.html Новая грузовая артерия планеты] === Рунет === * [http://www.nsra.ru Администрация Севморпути] * [http://sdelanounas.ru/blogs/?search=%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C Раздел о Северном морском пути на сайте Sdelanounas] * [http://rus.ruvr.ru/tag_2047679/ Раздел о Северном морском пути на сайте Голоса России] * [http://sdelanounas.ru/blogs/24293/ Объем грузоперевозок по Северному морскому пути возрастает быстрыми темпами] * [http://sdelanounas.ru/blogs/17068/ Петропавловск-Камчатский встанет в один ряд с Гонконгом и Сингапуром] * [http://sdelanounas.ru/blogs/23822/ Рекорд грузопотока на Севморпути] * [http://rus.ruvr.ru/2012_12_17/Vtoraja-zhizn-Sevmorputi/ Вторая жизнь Севморпути] * [http://www.nsra.ru/ru/razresheniya/ Разрешения на плавание судна в акватории Северного морского пути] * [http://sdelanounas.ru/blogs/41356/ Грузооборот СевМорПути уже превысил 2012 год на 19 %] * [http://sdelanounas.ru/blogs/40608/ Китайское судно достигло Европы по Северному морскому пути] * [https://1prime.ru/business/20190516/829981485.html Круглогодичные перевозки по Севморпути начнутся в 2035 г.] * [https://icebreakers.tass.ru/ Севморпуть] === Прочее === * [http://inotv.rt.com/2012-07-24/Rossijskij-arkticheskij-port-sostavit-konkurenciyu Российский арктический порт составит конкуренцию Суэцкому каналу] == Примечания == {{примечания}} [[Категория:Северный морской путь| ]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Main
Шаблон:Примечания
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы