Редактирование Русские в Центральной Азии и Закавказье (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Закавказье == В отличие от культур Центральной Азии, с которыми столкнулась Россия в XIX веке, закавказские народы представляли собой древние высокоразвитые культуры, преимущественно христианские (армяне, грузины), причем более древние, чем русская. Тем не менее, эти народы переживали в XVIII—XIX вв. далеко не лучшие времена. А нахождение их под иранским и османским господством позволило России, перенявшей от Запада европоцентристское чувство превосходства над Востоком, относиться к Закавказью как к «Азии», которая нуждалась в «окультуривании». История взаимоотношений России с Закавказьем в дореволюционный период была довольно многообразной, напряженной, неоднозначной, переживала различные этапы, в которых более мягкое отношение сменялось жестким и наоборот. Именно поэтому отношение коренного населения к факту присоединения к России, которое действительно было добровольным, оставалось двойственным: народы Закавказья всегда могли указать на то, что они не получили от России все то, на что рассчитывали. Так, примером восторжествовавшей при Николае I линии на полную интеграцию Закавказья в русскую культуру может служить отрывок из постановления Государственного Совета от 1833 года, согласно которому Закавказье следовало «…связать с Россией гражданскими и политическими узами, заставить жителей тамошних говорить, мыслить и чувствовать по-русски». Конечно, такой подход был не по душе грузинам и армянам, которые ждали от России не только военной защиты, но и, как справедливо замечает немецкий исследователь А.Каппелер, полной политической, религиозной3 и культурной автономии. Однако было бы в равной степени наивным, на мой взгляд, полагать, что государственные интересы России полностью совпадали с интересами закавказских народов, или оценивать действия российских властей с точки зрения современной либеральной концепции прав человека. Россия четко руководствовалась своими внешнеполитическими и экономическими интересами, вела себя подобно большинству колониальных держав того времени. Даже в периоды, когда Россия не стремилась полностью культурно интегрировать Закавказье, оно все же рассматривалась, по словам Воронцова, «самым красивым, самым ярким парчовым узором на пяльцах российской вышивки». Русские в Закавказье стали появляться сразу после присоединения региона к России в конце XVIII — начале XIX века. В 1897 г. число русских составляло 4,5 %5, прежде всего это были военные, занятые в управленческом аппарате, а также большое число инженеров и рабочих, приехавших главным образом в Азербайджан во время нефтяного бакинского бума в конце XIX века. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и переселения привлеченных благоприятными природными условиями крестьян из южных губерний России, а также бежавших от преследований властей сектантов-молокан, духоборцев (духоборов), пятидесятников. В советский период миграция в Закавказье из России и других республик бывшего СССР была традиционно экономической, связанной с индустриальным строительством. Отъезд из Закавказья начался еще в советское время, когда стала меняться и ситуация в целом по стране. В 1970-е гг. сальдо миграций уже было положительным для России, во многом — за счет возвращения русских и представителей других нетитульных народов именно из республик Закавказья. Отток русскоязычного населения из Закавказья был связан с разными причинами (в том числе с конкуренцией на рынках труда), однако уже к концу 1980-х гг. можно выделить две основные: во-первых, обострение межнациональных отношений, которое, хотя и не затрагивало напрямую русское население (карабахский, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты), но, тем не менее, создавало общую напряженность в регионе; во-вторых, ухудшение, вследствие общей нестабильности, экономического положения населения. С этого же времени и по этим же причинам неуклонно снижается доля русских и других приезжих в населении республик Закавказья. Согласно переписи 1989 г., доля русского населения составляла в Азербайджане — 5,6 %, Армении — 1,6 %, Грузии — около 8 %. Какую картину мы имеем сегодня? Население современного Азербайджана составляет 7,5 млн человек. Доля русских — около 2 % (по разным оценкам, 120—160 тыс. этнических русских, при этом 32 тыс. из них оформили российское гражданство). В Азербайджане также проживают лезгины, аварцы, курды, татары, грузины. Хотя многие их них владеют русским языком, назвать из русскоязычной диаспорой нельзя, так как они по большей части не ориентированы на Россию. Поэтому применительно к Азербайджану небольшая русскоязычная диаспора является этнически однородной — русской. Надо отметить, что из всех республик Закавказья в Азербайджане русская община в наименьшей степени подвергалась притеснению и в наибольшей степени сохранила сегодня свои позиции. В республике действуют следующие организации русской диаспоры3: Республиканская общественная организация «Русская община Азербайджанской республики» (более 70 тыс. членов), организация имеет 28 отделений, среди которых филиал в Москве, 10 филиалов в районах г. Баку, а также во всех крупных городах; Республиканская организация «Центр культуры славян Азербайджана» насчитывает около 21 тыс. человек; Республиканская организация «Землячество казаков в Азербайджане», в которую входит 1500 человек, центр организации находится в Баку, филиалы — в Гяндже и Сумгаите; Республиканское общество солидарности народов Азербайджана «Содружество» (более 6, по некоторым данным — 10, тысяч членов). К сожалению, весьма сложно точно сказать, что реально стоит за этими цифрами, насколько влиятельны данные организации в политическом, экономическом и культурном плане. Хотя можно предположить, что их влияние невелико. Это справедливо для всех диаспоральных организаций Закавказья. В Азербайджане также действуют различные общества диаспор народов России (татар, аварцев, лезгин и др.), которые могут быть отнесены к русскоязычной диаспоре, в силу их ориентированности на Россию. На русском языке издается около 20 журналов и 30 газет. В полном объеме вещают ОРТ, РТР и НТВ (на 2000 год). Вместе с тем, согласно конституции государственным языком является азербайджанский. Русский язык не имеет никакого официального статуса. Большинство русских, проживающих в Азербайджане, в той или иной мере относит себя к Русской Православной Церкви. Прихожанами Православной Церкви в Азербайджане кроме того являются украинцы, белорусы, греки, грузины, молдаване, а также отдельные представители коренной национальности. В начале 1990-х гг. в результате начавшейся массовой миграции из страны выехали многие православные христиане, в том числе и священнослужители, большинство приходов пришло в упадок. Однако с течением времени процесс разрушения православных приходов был остановлен, а 28 декабря 1998 г. решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была восстановлена. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики. Сейчас в Азербайджане существует 6 православных приходов (три в Баку и по одному в Гяндже, Хачмасе и Сумгаите), на которых проводит служение 14 священнослужителей и 5 диаконов (по состоянию на май 2001 г.). Епархия старается поддерживать конструктивные отношения с гражданскими властями, представители Церкви принимают участие в ряде государственных мероприятий, что, безусловно, способствует положительному решению ряда проблем церковной жизни гражданскими властями. В советское время Армения являлась самой мононациональной из республик СССР: 91 % населения составляли армяне. Соответственно, русская община в Армении традиционно была небольшой. В постсоветское время наибольший отток русскоязычного населения из Армении наблюдался в 1992—1993 гг., после принятия закона о государственном языке, когда на армянский язык было переведено делопроизводство, в результате чего многие специалисты лишились работы. Тогда же были закрыты русские группы по многим специальностям в высших и средних специальных учебных заведениях, что свело возможность получения образования на русском языке практически к нулю. Подобная политика армянского правительства серьезно сказалась на возможности формирования консолидированной диаспоры: социально активная часть населения покинула страну, в которой у нее исчезли шансы сохранения своей культуры и своего языка. Тем не менее, на территории современной Армении действует ряд диаспоральных организаций, среди которых можно выделить следующие: Республиканская общественная благотворительная организация «Россия», насчитывающая примерно 15 тыс. членов (русские — 85 %) и имеющая филиалы в 23 городах и селах компактного проживания русских на территории Армении; свыше 5 тыс. человек (50 % — русские) насчитывает республиканская организация Общество русской культуры «ОДА», в которую входят русскоязычные армяне, в том числе значительное число беженцев из Азербайджана, а также курды и ассирийцы; Международный центр русской культуры «Гармония», насчитывающий 300 членов, объединяет в основном русскоязычную интеллигенцию; Русский общественный союз молодежи Армении объединяет молодежь в возрасте от 15 до 35 лет, желающую активно содействовать консолидации молодежи Армении и России, возрождению и сохранению русских традиций и населения, решению проблем русской и русскоязычной молодежи (данных о численности нет). В республике также действуют фонд помощи и содействия российским соотечественникам, Объединение «Славянский дом». Что касается русскоязычных СМИ, то по ним практически нет данных. Численность этнических русских в современной Грузии составляет, по разным оценкам, от 170 до 200 тыс. человек (около 4,5 % населения). В стране действуют Русское культурно-просветительское общество (более 16 тыс. членов), Гуманитарно-благотворительная общественная организация русского и русскоязычного населения Республики Грузия «Надежда» (более 10 тыс. членов, филиал на территории Воронежской области), Союз «Славянский дом», Русская община Абхазии «Славянский Дом», Общественно-благотворительная ассоциация русских Аджарии «Дружба» (14 тыс. человек) и некоторые другие. В республике выходят следующие русскоязычные издания: газета «Казак Грузии», газета Минобороны РФ «Закавказские военные ведомости». На русском языке издается также целый ряд общенациональных газет.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы