Россия в 2000-х годах
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Внутренняя политика
Усиление вертикали власти. 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности президента России стал В. В. Путин, который занял эту должность после мартовских выборов 2000 г. Для нового руководства страны на первый план вышла задача укрепления российской государственности. В мае 2000 г. были созданы 7 федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них назначался полномочный представитель президента России (полпред). В функции полпредов входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе и др.[1]
В августе 2000 г. произошла реорганизация Совета Федерации — верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. (с 2012 г. в его состав стали входить руководители думских фракций и полпреды). С конца 2004 г. осуществлен переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России.[2]
В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства. Повысилась эффективность реализации государственных программ.[3]
Изменения символики России. В 2000 г . были приняты законодательные акты, изменившие символику России. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.[4]
Политические партии. Предпринимались шаги по развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшения многопартийности. Этому способствовал Закон о политических партиях России (июль 2001 г.). В целом он был направлен на ликвидацию партий с малой численностью членов и предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе перерегистрации некоторые из малых партий прекратили свое существование, но при этом создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.[5]
Национальная политика. Для страны важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В марте 2003 г. проведён референдум по вопросу о единстве с Россией и принята Конституция Чечни.[6]
Госдума IV созыва. 7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. Подавляющее большинство депутатов обновленного парламента представляли партию «Единая Россия» В него также вошли депутаты от КПРФ, ЛДПР, партии «Родина». Была небольшая группа независимых депутатов. Представители оппозиционных партий («Союз правых сил», «Яблоко») в Госдуму не прошли, не набрав нужного количества голосов. В период деятельности Дума приняла ряд значимых законов — о переходе на полностью пропорциональную систему выборов в Госдуму, о монетизации льгот, об отмене выборов глав регионов и др.[7]
Общественная палата. С целью с целью расширения сотрудничества между государственными структурами и общественными организациями в 2005 г. была создана Общественная палата России. Палата получила право проведения экспертизы законодательных проектов, обсуждаемых в Госдуме. С 2013 г. эта организация стала состоять из представителей региональных общественных палат, общероссийских общественных объединений, а также граждан, утверждаемых указом президента России. Это, как правило, люди, имеющие особые заслуги перед государством и обществом.[8]
Местное самоуправление. Для укрепления экономики регионов было проведено слияние отдельных субъектов Федерации и образование новых. Появились Пермский (2005 г.) и Забайкальский края (2008 г.). В 2009 г. был создан восьмой федеральный округ — Северо-Кавказский, а полпред А. Хлопонин совместил этот пост с должностью вице-премьера. В октябре 2003 г. принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в России». Его реализация в последующие годы стала одной из приоритетных задач государства.[9]
Госдума V созыва. Выборы в Государственную Думу V созыва состоялись в декабре 2007 г. Они проходили уже по новым правилам — депутаты избирались только по партийным спискам. В депутатский корпус вошли представители «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Безоговорочная поддержка «Единой Россией» правительства и президента делала затруднительным наличие в Думе эффективной оппозиции.[10]
Президентские выборы. 2 марта 2008 г. в связи с истечением срока полномочий президента России В. В. Путина состоялись выборы нового главы государства. Им стал Д. А. Медведев. Ранее он исполнял обязанности первого заместителя председателя правительства. Его Программа обосновывала необходимость продолжения курса реформ последних лет. Свои задачи новый президент видел во всесторонней модернизации российской экономики; в совершенствовании правовой системы, борьбе с коррупцией; в развитии демократии и гражданского общества. Председателем правительства стал В. В. Путин. В мае этого года он возглавил партию «Единая Россия». Последовавшие преобразования в административной сфере позволили более четко разграничить круг деятельности первых лиц государства и федеральных органов власти.[11]
Поправки в Конституцию России. В конце 2008 г. Президент России Д. Медведев подписал закон о поправках к Конституции России. Они касались увеличения сроков полномочий президента (до шести лет) и Государственной думы (до пяти лет). Кроме того, был принят закон о контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства. Теперь депутатам предоставлялось право рассматривать ежегодные отчеты правительства о результатах его деятельности.[12]
Борьба с коррупцией. Принимались меры по лишению возможности использовать должностными лицами своих властных полномочий и прав для личной выгоды. В целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд принимались соответствующие Законы в 2005 и 2013 гг. В конце 2008 г. вступил в силу закон «О противодействии коррупции», заложивший правовую основу в борьбе с этим злом.[13]
Реформа МВД. В 2009 г. по инициативе Президента России началась реформа Министерства внутренних дел. Ее главной целью являлось повышение эффективности правоохранительной системы России, борьбы с коррупцией и улучшение имиджа правоохранительных органов. В феврале 2011 г. был издан закон «О полиции», тем самым милиция в России официально прекратила своё существование.[14]
[править] Экономика
Переломные годы. В начале 2000-х гг. были преодолены тяжёлые последствия экономического кризиса 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Ставка делалась на дальнейшее формирование и совершенствование рыночных отношений. Шел постепенный процесс преобразования государственной собственности в коллективную и частную формы.[15]
Средний и мелкий бизнес. В негосударственном секторе российской экономики в 2003 г. действовали 76,8 % предприятий из всех имеющихся. Малых предприятий насчитывалось свыше 280 тыс. По отраслям хозяйства они распределялись крайне неравномерно. Если, например, в торговле их насчитывалось до 47 % от всего количества, то на аграрный сектор приходилось всего 2 %. Правительство обращало на это внимание и пыталось создать соответствующие условия для развития предпринимательства на селе. Вносились существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.[16]
В последующие годы отмечалась положительная динамика развития малого и среднего бизнеса в стране. Уделялось внимание защите прав мелких предпринимателей. Но ожидаемый экономический эффект не наблюдался из-за неразвитости механизмов его государственной поддержки.[17]
Большой бизнес. Крупные предприятия заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Среди них созданные еще в 1990-е годы: ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО «ЕЭС» (Единая энергетическая система). Некоторые промышленники и компании ради получения сверхприбылей допускали различные злоупотребления. Они нарушали налоговое законодательство, подкупали чиновников, внедряли своих представителей в органы власти и др. Потребовалось упорядочить отношения государственной власти и бизнеса. В октябре 2002 г. Государственная Дума внесла существенные изменения и дополнения в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003—2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Главное добывающее предприятие ЮКОСа — Юганскнефть — ушло с молотка, а позднее оно стало частью Газпрома. Усилил антимонопольное законодательство принятый в июле 2006 г. Закон «О защите конкуренции».[18]
Нефтегазовый комплекс. Добыча нефти и газа продолжала играть приоритетную роль в экономике. Рост цен на нефть на мировом рынке требовал особого внимания к его развитию, улучшения способов добычи, повышения качества нефтепродуктов. Было введено в действие крупное Ванкорское нефтяное месторождение в Красноярском крае. Активно проводилась разведка залежей «черного золота». Только в 2014 г. были открыты новые нефтяные месторождения в Астраханской области, Республике Коми, Карском море.[19]
Сельское хозяйство. С трудностями проводились рыночные реформы в аграрном секторе экономики. Медленного развивались фермерские хозяйства. Сохранялось отставание технологий производства сельхозпродукции. Не был отрегулирован рынок ее сбыта. Для преодоления этих и других трудностей была разработана государственная программа развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг. Это дало положительный эффект.[20]
Стабилизационный фонд России. В начале января 2004 г. был создан специальный государственный фонд, используемый в целях стабилизации экономики. Его появление стало возможным благодаря началу экономического роста. По сути, это финансовые активы, которыми напрямую могло распоряжаться правительство.[21]
Погашение внешнего долга. В течение 2004—2007 гг. руководство страны предприняло ряд шагов по досрочному погашению значительного внешнего долга, накопившегося в период нахождения у власти М. Горбачёва и Б. Ельцина. К 2008 г. внешний долг сократился до уровня, который считается одним из самых низких в мире.[22]
Национальные проекты. В 2005 г. Президентом России была сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, здравоохранения. Так, в рамках национального проекта «Образование» решались вопросы своевременных выплат классным руководителям, проводились конкурсы инновационных школ и вузов. К финансированию работы учебных заведений подключались регионы. В рамках национального проекта «Здравоохранение» в медицинские учреждения поставлено 22 тыс. 652 единицы диагностического оборудования. На треть обновился санитарный автопарк: введено в эксплуатацию 6 тыс. 723 новых машин. Повысилась зарплата врачей.[23]
Программы развития регионов. Осуществлялись федеральные программы экономического и социального развития Чеченской Республики, Дальнего Востока и Забайкалья. Велись работы по превращению Владивостока в центр международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно здесь в сентябре 2012 г. проходила двадцать четвёртая ежегодная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это был первый саммит, который проходил в России. Подготовка к нему шла с 2007 г.[24]
Правительственная антикризисная программа. В 2008—2009 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший США, развитые страны Европы и ряд азиатских государств. Он повлиял и на развитие экономики России. Потребовались чрезвычайные меры для укрепления финансовой системы и снятия напряженности в сфере занятости населения. Государство предоставило значительные кредиты российским банкам. Субъекты Федерации получили право самостоятельно решать вопросы введения неполной рабочей недели и сокращения рабочего дня. Но отдельные антикризисные меры не могли изменить положения.[25]
Продолжало сокращаться производство, росло число безработных в стране. В апреле 2009 г. был принят федеральный антикризисный бюджет, ставший ядром антикризисной политики правительства. Согласно бюджету на антикризисные меры выделялось 2412 млрд руб. Основные вложения направлялись на поддержку банковской системы и отдельных отраслей народного хозяйства. Около 27 % федерального бюджета отводилось на социальную поддержку населения. Увеличивались расходы на жилищное и дорожное строительство, на развитие наиболее эффективно действующих промышленных, в том числе оборонных, предприятий. Экономический кризис особенно тяжело отразился на уровне жизни малообеспеченных семей и пенсионеров. Государство несколько раз принимало меры для повышения их материального благосостояния. Антикризисная программа позволила несколько стабилизировать социальную ситуацию в стране.[26]
К середине 2009 г. экономический спад в России приостановился, а в следующем году продолжился восстановительный рост. В октябре 2010 г. В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа- всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста». Руководители государства выдвинули на первый план всестороннюю модернизацию экономики и переход на инновационный путь развития — путь новых технологий и создание благоприятных условий для их внедрения.[27]
По итогам 2000-х годов физический объём ВВП России вырос на 68,8 %, средний рост составил 5,4 % в год.[28]
[править] Внешняя политика
Концепции внешней политики. Изменения в мире и самой Россия не могли не отразится на определении приоритетов международной политики государства. Повышалась роль России в международных делах и ее ответственность за происходящее в мире. В связи с этим в разные периоды: в 2000 г., 2008 г. и 2013 г. формулировались новые концепции внешней политики страны.[29]
Борьба с международным терроризмом. После атаки террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия поддержала усилия США в борьбе с международным терроризмом. В частности, речь шла о военной операции США и их союзников против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане. При этом Россия стремилась к тому, чтобы действия, предпринимаемые против терроризма, осуществлялись на основе международно-правовых норм и Устава ООН, а не односторонних силовых акций США по выбору президента этой страны. В рамках ООН Россия присоединилась ко всем 12 крупным международным конвенциям и, в общей сложности, к 46 резолюциям Совета Безопасности ООН по проблеме борьбы с терроризмом. Она приняла активное участие в их практическом осуществлении. Российское руководство разрешило транспортировку военных грузов в Афганистан, через свою территорию. Российские боевые корабли совместно с силами НАТО, проводили операции против морского пиратства.[30]
Сотрудничество с международными организациями. Лидеры российского государства неоднократно заявляли о сохранении за ООН роли гаранта безопасности в мире. Россия всячески содействовала формированию механизмов коллективного лидерства ведущих государств, призванного обеспечить восстановление управляемости мирового развития на современном этапе. На достижение этой цели было направлено ее участие в работе «Группы восьми» (неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых стран и «Группы двадцати» (неформальный форум крупнейших экономик мира). Как равноправный партнер Россия была принята в «восьмерку» в 1997 году.[31]
Усилиями России и ряда других государств продолжала утверждаться в качестве весомого фактора мира и стабильности в Азии Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Созданная в 2001 г. (её участниками являются Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан; наблюдателями — Индия, Иран, Монголия, Пакистан; партнёрами — Шри-Ланка и Беларусь) с 2004 г. начала применять постоянно действующие механизмы координации политики. В 2009 г. подписаны Конвенция против терроризма, Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.[32]
Расширялось сотрудничество России в рамках БРИКС — международной организация, объединившей в своих рядах Россию, Бразилию, Индию, Китай и ЮАР. Практическое взаимодействие меду этими странами началось в 2006 г. (ЮАР присоединилась в 2010 г.).[33]
С 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это расширило возможности торгово-экономического взаимодействия России с зарубежными партнерами. Членство в ВТО также содействовало укреплению престижа России на мировой арене, повысило её влияние в решении ключевых экономических вопросов.[34]
Россия и страны АТР. Большое внимание уделялось отношениям со странами и объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Так, в рамках российского председательства в АТЭС в 2012 г. и саммита АТЭС во Владивостоке утверждены порядка 60 российских инициатив и проектов. Они были связанны с либерализацией торговли и инвестиций, региональной экономической интеграцией, укреплением продовольственной безопасности, поддержкой инновационного роста и др.[35]
Беспрецедентно высокого уровня достигли российско-китайские отношения, которые из года в год развивались в направлении последовательного углубления партнерства и стратегического взаимодействия. Китай стал одним из ключевых внешнеторговых партнеров России. Новые торговые контракты были подписаны с Индией. В апреле 2013 г. впервые за последние десять лет состоялся официальный визит в Российскую Федерацию премьер-министра Японии, по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства.[36]
Отношения с США и Евросоюзом. С 2000-х гг. непросто складывались отношения России со странами Запада. С одной стороны, достаточно динамично развивались контакты в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта, культуры. С другой стороны, трудно проходил диалог по созданию новой архитектуры евроатлантической безопасности. Ещё в 2002 г. Соединённые Штаты в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Затем началась подготовка к развертыванию противоракетных комплексов на территории некоторых государств Центральной и Восточной Европы. Страны НАТО активно обсуждали вопрос о приёме в члены этой организации Украины и Грузии. После грузинского нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. была прервана работа Совета Россия-НАТО (создан в мае 2002 г.). Взаимодействие возобновилось в апреле 2009 г., но с апреля 2014 г. в связи с событиями на Украине оно снова было приостановлено.[37]
Уровень напряженности между Москвой и Вашингтоном несколько снизился, когда администрация нового президента Б. Обамы в марте 2009 г. объявила о «перзагрузке» отношений с Россией. Мировой финансово-экономический кризис переключил внимание всех государств на проблемы экономики. Это позволило Москве и Вашингтону перейти к практическому сотрудничеству в зонах совпадающих интересов. В апреле 2010 г президентами США и России был подписан Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.[38]
В ноябре 2010 г. на саммите Совета Россия-НАТО с участием Президента России удалось наметить ориентиры по выстраиванию партнерства на новых принципах. Это принципы неделимости безопасности, взаимного доверия, прозрачности и предсказуемости. Однако на практике эти принципы не реализовывались. Провозгласив победу в «холодной войне» США и ЕС нацелились на расширение своего влияния без учета баланса законных интересов всех народов Европы. Было отвергнуто российское предложение (ноябрь 2009 г.) о разработке Договора о европейской безопасности. Вашингтон открыто продекларировал свое право использовать военную силу в одностороннем для отстаивания собственных интересов.[39]
Бомбардировками Югославии, вторжением в Ирак, нападением на Ливию, провалом миссии в Афганистане США и их союзники нарушили устойчивость международной системы. Лишь благодаря дипломатическим усилиям, прежде всего, России была предотвращена агрессия против Сирии в 2013 г. Организуя различные «цветные революции» США добивались смены неугодных режимов. Жертвой такой политики стала Украина. США и Евросоюз поддержали государственный переворот в этой стране в феврале 2014 г., стали безоглядно оправдывать любые действия самопровозглашенных киевских властей.[40]
Россия и постсоветские государства. Как и раньше, руководство России стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В октябре 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью этой организации являлось продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. При этом с 2000-х гг. Россия стала проводить более прагматический курс в отношении соседей. К примеру, в 2005 г. прекратилось дотирование поставок российских энергоносителей в страны СНГ.[41]
Серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали так называемые цветные революции в Грузии (2003 г.), Украине (2004 г.) и Киргизии (2005 г.), а также глубокий политический кризис на Украине (2014 г.).[42]
Занявший прозападную ориентацию президент Грузии М. Саакашвили летом 2008 г. попытался силовым путем решить конфликт с Южной Осетией. Такая же участь ждала и Абхазию. Совершалось это при фактическом попустительстве администрации Дж. Буша в Вашингтоне. Россия оказала военную помощь Южной Осетии и после ликвидации конфликта объявила о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. На их территории были размещены российские военные базы. 24 ноября 2014 г. президенты России и Абхазии подписали новый договор о союзничестве и стратегическом партнерстве двух государств, который, в частности, подразумевает формирование общего пространства обороны и безопасности. В конце 2014 г. подготовлен проект договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией.[43]
Появились осложнения и во взаимоотношениях с Украиной после «оранжевой» революции и прихода к власти В.Ющенко, известного своими антироссийскими взглядами. Так, в 2005—2009 гг. произошла серия экономических конфликтов по поводу поставок Россией природного газа на Украину, а также транзита газа европейским потребителям. После победы на украинских президентских выборах 2010 г. кандидата от Партии регионов В. Януковича напряженность в отношениях двух стран несколько снизилась. Но в результате государственного переворота в феврале 2014 г. Янукович был отстранен от должности, бежал из страны. К власти пришли силы, которые опирались на националистические экстремистские группировки.[44]
Переворот был подготовлен и осуществлен не без участия западных стран. На юго-востоке страны стала шириться волна протестов против действий ультраправых националистов, в защиту статуса русского языка, под антиправительственными, федералистскими, пророссийскими лозунгами. Постепенно эти протесты переросли в вооруженное противостояние. Лозунги федерализации Украины сменились требованиями самостоятельности регионов и привели к провозглашению Донецкой и Луганской народных республик. Украинское руководство для подавления сепаратистских выступлений стало проводить так называемую антитеррористическую операцию. Но цели она не достигла.[45]
Россия, оказывая моральную и гуманитарную поддержку жителям Донбасса, стремилась к восстановлению мира в соседней стране. Путь к политическому урегулированию намечался в Женевском заявлении России, Украины, США и ЕС (апрель 2014 г.): немедленно начать широкий общенациональный диалог с участием всех регионов и политических сил Украины для осуществления конституционной реформы.[46]
С целью прекращения огня в двух восточных областях Украины 5 сентября 2014 г. в Минске был подписан Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы (Россия, Украина, ОБСЕ) относительно ряда совместных шагов. Они были направлены на практическую реализацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина. Однако, несмотря на Протокол, вооруженные столкновения продолжались в период его действия.[47]
Крым был присоединен к России.[48]
В 2010-е гг. руководство России перешло к шагам по реальной интеграции с отдельными странами СНГ. В 2010 г. заработал Таможенный союз трех стран — Белоруссии, Казахстана и России. С 2012 г. экономики этих стран образовали Единое экономическое пространство. 29 мая 2014 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 г. На саммите Совета глав Государств СНГ в Минске в октябре 2014 г. к ЕАЭС присоединилась Армения. ЕврАзЭС прекратило свою деятельность.[49]
Экономическая интеграция сочеталась с интеграцией в сфере безопасности. В мае 2002 г. было принято решение о преобразовании Договор о коллективной безопасности стран СНГ в полноценную международную региональную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В нее вошли практически те же страны, что участвуют в процессе экономической интеграции: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. (Узбекистан то входил, то выходил из его состава). С 2010-х гг. стали предприниматься целенаправленные шаги с целью создания в рамках ОДКБ «союза безопасности» для тесной координации политики в соответствующих областях и создания общих сил для действия в различных ситуациях.[50]
[править] Здравоохранение
В первые годы руководства страной Путин начал реализацию программы модернизации здравоохранения страны.[51]
[править] Население
Одной из главных задач для Путина в течение первых двух сроков его президентства стало преодоление демографического спада в России. В 2000 году Путин определял демографич. ситуацию как крайне тревожную, а в Послании 2006 года констатировал, что «в среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек».[52]
[править] Земля
Госдумой третьего созыва был принят Земельный кодекс Российской Федерации.[53]
[править] Годы
[править] 2002 год
По итогам 2002 года Россия увеличила объём экспорта вооружений на более чем $1 млрд до $4,8 млрд. В 2002 году Россия обеспечила 36 % мировых поставок вооружений.
[править] 2003 год
По данным Минсельхоза России, по итогам 2003 года Россия увеличила импорт сельхозсырья и продуктов питания по сравнению с уровнем 2002 года на 8,7 % — до 11,2 млрд долларов.
По итогам 2003 года, Россия по объёмам производства алмазов в физическом выражении неожиданно обогнала Ботсвану, доселе признанного лидера в мировой алмазодобывающей отрасли.
По итогам 2003 года Россия вышла на пятое место в Европе по слияниям и поглощениям.
По итогам 2003 года Россия заняла второе место по экспорту и пятое по импорту среди торговых партнеров Финляндии.
[править] 2004 год
По итогам 2004 года Россия увеличила производство нефти на 8,7 %.
По итогам 2004 года Россия собрала 77,9 млн тонн зерна, что на 11 млн тонн больше показателей 2003 года.
По итогам 2004 года Россия продала вооружения и военной техники (ВВТ) на рекордную сумму — 6 млрд долл.
[править] 2005 год
По итогам 2005 года, Россия заняла 8 место в мире по количеству поданных патентных заявок.
По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ по всем областям науки.
По итогам 2005 года Россия экспортировала около 80 млн тонн угля, что на 4 млн тонн больше, чем в предыдущем году.
По итогам 2005 года Россия сохранила первое место среди стран Юго-Восточной Европы и СНГ по притоку прямых иностранных инвестиций.
[править] 2006 год
По итогам 2006 года Россия стала десятой страной в мире, ВВП которой превысил $1 трлн.
По итогам 2006 года Россия вышла на четвертое место в мире по IPO - первичному размещению компаниями своих акций на бирже, обогнав Японию и пропустив вперед Китай, США и Великобританию.
По итогам 2006 года Россия заняла 15-е место по размеру принимаемых прямых инвестиций.
[править] 2007 год
По итогам 2007 года Россия занимала 7-е место по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС) — после США, Китая, Японии, Индии, Германии и Великобритании.
По итогам 2007 года Россия заняла первое место в мире по добыче нефти.
По итогам 2007 года Россия входит в пятерку стран-лидеров по объемам золотодобычи (наряду с Китаем, ЮАР, Индонезией и Перу).
По итогам 2007 года Россия занимала 13-е место в мире по размеру совокупных рекламных затрат.
По итогам 2007 года Россия экспортировала 13,3 млн кубометров необработанного круглого леса.
По итогам 2007 года Россия впервые экспортировала вооружение более чем на 7 млрд долл.
[править] 2008 год
По итогам 2008 года Россия поставила зарубежным заказчикам вооружение и военную технику на 6,725 миллиарда долларов.
По итогам 2008 года Россия заняла пятое место в мире по объему привлеченных иностранных инвестиций, согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
По итогам 2008 года Россия по емкости авторынка поднялась на второе место в Европе и пятое в мире.
По итогам 2008 года Россия заняла пятое место в мире по продажам легковых автомобилей.
[править] 2009 год
По итогам 2009 года Россия была третьим по величине производителем картофеля в мире после Китая и Индии.
[править] Ссылки
- История России в новейшее время 1985—2009 гг.
- 16 лет редакции № 6. Как изменилась администрация президента России и ее задачи. 7 мая 2016
- Россия: мониторинг, анализ, прогноз
- История новой России. Очерки, интервью: в 3 т. / под общ. ред. П. С. Филиппова. Т. 1 — СПб.: Норма, 2011
- История новой России. Очерки, интервью: в 3 т. / под общ. ред. П. С. Филиппова. Т. 2 — СПб.: Норма, 2011
- История новой России. Очерки, интервью: в 3 т. / под общ. ред. П. С. Филиппова. Т. 3 — СПб.: Норма, 2011
[править] Примечания
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ World Economic Outlook Database, April 2020
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)
- ↑ Путин
- ↑ Путин
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013