Редактирование Россия в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Экономика == {{main|Экономика России в 2000-х годах}} Переломные годы. В начале 2000-х гг. были преодолены тяжёлые последствия экономического кризиса 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Ставка делалась на дальнейшее формирование и совершенствование рыночных отношений. Шел постепенный процесс преобразования государственной собственности в коллективную и частную формы.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Средний и мелкий бизнес. В негосударственном секторе российской экономики в 2003 г. действовали 76,8 % предприятий из всех имеющихся. Малых предприятий насчитывалось свыше 280 тыс. По отраслям хозяйства они распределялись крайне неравномерно. Если, например, в торговле их насчитывалось до 47 % от всего количества, то на аграрный сектор приходилось всего 2 %. Правительство обращало на это внимание и пыталось создать соответствующие условия для развития предпринимательства на селе. Вносились существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> В последующие годы отмечалась положительная динамика развития малого и среднего бизнеса в стране. Уделялось внимание защите прав мелких предпринимателей. Но ожидаемый экономический эффект не наблюдался из-за неразвитости механизмов его государственной поддержки.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Большой бизнес. Крупные предприятия заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Среди них созданные еще в 1990-е годы: ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО «ЕЭС» (Единая энергетическая система). Некоторые промышленники и компании ради получения сверхприбылей допускали различные злоупотребления. Они нарушали налоговое законодательство, подкупали чиновников, внедряли своих представителей в органы власти и др. Потребовалось упорядочить отношения государственной власти и бизнеса. В октябре 2002 г. Государственная Дума внесла существенные изменения и дополнения в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003—2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Главное добывающее предприятие ЮКОСа — Юганскнефть — ушло с молотка, а позднее оно стало частью Газпрома. Усилил антимонопольное законодательство принятый в июле 2006 г. Закон «О защите конкуренции».<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Нефтегазовый комплекс. Добыча нефти и газа продолжала играть приоритетную роль в экономике. Рост цен на нефть на мировом рынке требовал особого внимания к его развитию, улучшения способов добычи, повышения качества нефтепродуктов. Было введено в действие крупное Ванкорское нефтяное месторождение в Красноярском крае. Активно проводилась разведка залежей «черного золота». Только в 2014 г. были открыты новые нефтяные месторождения в Астраханской области, Республике Коми, Карском море.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Сельское хозяйство. С трудностями проводились рыночные реформы в аграрном секторе экономики. Медленного развивались фермерские хозяйства. Сохранялось отставание технологий производства сельхозпродукции. Не был отрегулирован рынок ее сбыта. Для преодоления этих и других трудностей была разработана государственная программа развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг. Это дало положительный эффект.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Стабилизационный фонд России. В начале января 2004 г. был создан специальный государственный фонд, используемый в целях стабилизации экономики. Его появление стало возможным благодаря началу экономического роста. По сути, это финансовые активы, которыми напрямую могло распоряжаться правительство.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Погашение внешнего долга. В течение 2004—2007 гг. руководство страны предприняло ряд шагов по досрочному погашению значительного внешнего долга, накопившегося в период нахождения у власти М. Горбачёва и Б. Ельцина. К 2008 г. внешний долг сократился до уровня, который считается одним из самых низких в мире.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Национальные проекты. В 2005 г. Президентом России была сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, здравоохранения. Так, в рамках национального проекта «Образование» решались вопросы своевременных выплат классным руководителям, проводились конкурсы инновационных школ и вузов. К финансированию работы учебных заведений подключались регионы. В рамках национального проекта «Здравоохранение» в медицинские учреждения поставлено 22 тыс. 652 единицы диагностического оборудования. На треть обновился санитарный автопарк: введено в эксплуатацию 6 тыс. 723 новых машин. Повысилась зарплата врачей.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Программы развития регионов. Осуществлялись федеральные программы экономического и социального развития Чеченской Республики, Дальнего Востока и Забайкалья. Велись работы по превращению Владивостока в центр международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно здесь в сентябре 2012 г. проходила двадцать четвёртая ежегодная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это был первый саммит, который проходил в России. Подготовка к нему шла с 2007 г.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Правительственная антикризисная программа. В 2008—2009 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший США, развитые страны Европы и ряд азиатских государств. Он повлиял и на развитие экономики России. Потребовались чрезвычайные меры для укрепления финансовой системы и снятия напряженности в сфере занятости населения. Государство предоставило значительные кредиты российским банкам. Субъекты Федерации получили право самостоятельно решать вопросы введения неполной рабочей недели и сокращения рабочего дня. Но отдельные антикризисные меры не могли изменить положения.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> Продолжало сокращаться производство, росло число безработных в стране. В апреле 2009 г. был принят федеральный антикризисный бюджет, ставший ядром антикризисной политики правительства. Согласно бюджету на антикризисные меры выделялось 2412 млрд руб. Основные вложения направлялись на поддержку банковской системы и отдельных отраслей народного хозяйства. Около 27 % федерального бюджета отводилось на социальную поддержку населения. Увеличивались расходы на жилищное и дорожное строительство, на развитие наиболее эффективно действующих промышленных, в том числе оборонных, предприятий. Экономический кризис особенно тяжело отразился на уровне жизни малообеспеченных семей и пенсионеров. Государство несколько раз принимало меры для повышения их материального благосостояния. Антикризисная программа позволила несколько стабилизировать социальную ситуацию в стране.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> К середине 2009 г. экономический спад в России приостановился, а в следующем году продолжился восстановительный рост. В октябре 2010 г. В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа- всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста». Руководители государства выдвинули на первый план всестороннюю модернизацию экономики и переход на инновационный путь развития — путь новых технологий и создание благоприятных условий для их внедрения.<ref>[http://www.noo-journal.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/2014-2-3/article-0030/ Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000—2014 гг.)]</ref> По итогам 2000-х годов физический объём ВВП России вырос на 68,8 %, средний рост составил 5,4 % в год.<ref>[https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2020/01/weodata/weorept.aspx?sy=1980&ey=2021&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=%2C&br=1&pr1.x=75&pr1.y=11&c=111&s=NGDP_RPCH%2CPPPGDP%2CNGDPRPPPPCPCH&grp=0&a= World Economic Outlook Database, April 2020]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы