Редактирование Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Слабая обусловленность === Несмотря на обсуждение финансовых проблем, программы поддержки МВФ не добились сколько-нибудь значительного оздоровления финансового сектора. Эта неудача связана с важной проблемой ответственности за осуществление реформы. Наиболее существенные проблемы могут быть решены, если только государственные власти при широкой политической поддержке берут на себя полную ответственность за реформы и необходимые поправки в политике. К сожалению, в странах с низкой степенью ответственности за реформы новая политика принималась (и неохотно проводилась) исключительно в угоду МВФ и скорее с целью получения финансирования, чем решения проблем страны. Но даже в этой ситуации программы могли стимулировать проведение более эффективной политики через повышение доверия к реформам и оказание помощи правительствам-реформаторам в преодолении противодействия реализации программ. Однако это возможно только тогда, когда программы МВФ предусматривают неукоснительное выполнение правительствами стран своих обязательств. Этой цели невозможно достичь при «мягкой» обусловленности, даже если в большинстве программ имеется соответствующий (хотя и стандартный) набор критериев выполнения. Обычно основными количественными индикаторами являются: — верхний предел итогового изменения объемов чистого кредитования правительства (органом монетарной политики или через банковскую систему)39; — верхний предел дефицита государственного бюджета (а впоследствии и накопленных долговых обязательств); — верхний предел совокупного изменения чистых внутренних активов (принадлежащих органам монетарной политики и/или банковской системе); — более низкий предел совокупного изменения чистых международных резервов (принадлежащих органам монетарной политики и/или банковской системе). Исследования МВФ свидетельствуют, что существует сильная зависимость между выполнением вышеназванных критериев и экономическим ростом40 (хотя причинно-следственной связи не выявлено; пожалуй, было бы правильнее предположить, что общим не подлежащим количественному измерению фактором как выполнения критериев, так и достижения экономического роста является самостоятельность правительства в проведении реформ). Это подтверждает опыт стран Центральной Европы, которые дальше всех продвинулись в осуществлении реформ, и имели намного более высокие баллы в этом рейтинге. Однако во время проведения среднесрочных программ во всех рассматриваемых странах (за исключением Кыргызстана) наблюдалось резкое расхождение с целевыми критериями, что отчасти объясняло неудачи программ второго поколения. Тем не менее, несоответствие критериям редко вело к приостановке программ. Таблица 6 Соответствие количественным показателям обусловленности МВФ, в соответствии с которым «каждая программа поддержки Фонда разрабатывается страной-членом в тесном сотрудничестве с персоналом Фонда» (IMF, 1998a). 39 Выбор органов монетарной политики или банковской системы зависит от особенностей ситуации в каждой конкретной стране и жесткости условий реализации программ. 40 Mercer-Blackman and Unigovskaya (2000). Страна Программа Соответствие (полное = 100) Россия SBA (1995) 100 Россия EFF (1996) 77 Украина SBA (1995) (зашла в тупик) 76 Украина SBA (1996) 99 Украина SBA (1997) (зашла в тупик) 62 550 Примечание: индекс рассчитан как среднее арифметическое соответствий каждому критерию за указанный период. Соответствие данному условию на данное время рассчитывалось при помощи следующих значений: выполнено=100, отклонено=50, выполнено после внесения поправок=50, отклонено после внесения поправок=30, не выполнено=0. Источник: IMF (MEP, LI, A4C, RED). Еще одним аспектом обусловленности является выполнение структурных целевых показателей. Нетрудно заметить, что число структурных целевых показателей значительно варьируется в программах SBA и их намного больше в среднесрочных программах (как EFF, так и ESAF). Это говорит о совершенно другой логике построения программ второго поколения. Также заметно колеблется доля индикаторов, характеризующих ключевые позиции финансового сектора, но удивительно то, что в программах EFF этому сектору больше не уделяется внимания (за исключением программы EFF для России, где почти половина индикаторов имела отношение к реформе финансового сектора)41. Таблица 7 Соответствие системным индикаторам обусловленности Примечание: индекс соответствия (последняя колонка) рассчитывался как среднее арифметическое всех системных индикаторов на рассматриваемый период. Соответствие данному индикатору на данный момент оценивалось при помощи следующих значений: выполнен=100, выполнен в определенной степени с незначительной задержкой=50, недостаточно информации о результатах=50, не выполнен=0. Источник: Mercer-Blackman и Unigovskaya (2000). Индекс соответствия выше в случае среднесрочных программ. В целом странами с наивысшей степенью соответствия структурным показателям оказались Молдова, Грузия и, как не удивительно, Украина, в то время как Кыргызстан и Россия улучшили свою рекордно низкую степень соответствия только в рамках среднесрочных программ. Международные сравнения также свидетельствуют о том, что в странах с переходной экономикой системные индикаторы использовались не столь уж редко. Однако необходимо пояснить роль этих индикаторов в оценке итоговых результатов реформы. Даже если отбросить сложные измерения степени соответствия, очень часто выполнение структурных показателей предполагало реформирование лишь на бумаге, то есть в виде ряда законов, которые никогда не были реализованы на практике. С другой стороны, детальная обусловленность, касающаяся отдельных элементов реформы, не позволила увидеть картину в целом и определить конечную цель реформирования. Поэтому системные индикаторы отражали улучшение институциональной среды чисто теоретически. Характерно то, что ведущие страны-реформаторы Центральной и Восточной Европы демонстрируют низкие оценки и практически полное отсутствие связи между соответствием критериям МВФ и экономическим ростом42. Примечание: вторая и третья колонки отражают непереходные экономики. Источник: IMF (2001b). Рис. 13. Соответствие системным индикаторам обусловленности МВФ Официальная оценка Фондом программ первого и второго поколения в РУМГК указывает на довольно высокую степень обусловленности. По нашему мнению, такая оценка должна быть подвергнута сомнению. Самым ярким примером несоответствия условиям Фонда является Россия, наиболее щедро финансируемая МВФ по сравнению с другими странами бывшего СССР. Ниже мы подробно анализируем этот случай. Однако весьма похожие ситуации можно было легко обнаружить в каждой из четырех прочих исследуемых стран.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы