Редактирование Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Близорукость в действии === Экспансионистская фискальная политика вела к превышению совокупного спроса над совокупным предложением. В условиях весьма ограниченных запасов внутренних сбережений и низкой монетизации, препятствующей накоплению внутреннего долга, давление со стороны спроса могло быть устранено либо посредством увеличения уровня цен, либо путем роста дефицита счета текущих операций. Первый сценарий был наиболее вероятным в случае, когда финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счет кредитов центрального банка, поскольку соответствующее увеличение предложения денег неизбежно ведет к инфляции. Второй вариант был более вероятным в том случае, когда финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счет внешнего заимствования. Согласно этому сценарию приток капитала ведет к удорожанию реального обменного курса и росту импорта. Поэтому МВФ должен был принять решение, на чем сосредоточить внимание — на борьбе с инфляцией или на предотвращении накопления внешнего долга. Понятно, что в принятии подобных решений Фонд руководствовался Государственные услуги 22 % Налоговая система 39 % Управление долгом Расходы 8 % 31 % Примечание: второй и третий столбцы в каждой группе отражают непереходные экономики (речь идет о программах для стран-получателей льготного и обычного финансирования МВФ соответственно, за исключением программ для стран, подверженных влиянию азиатского кризиса 1997 г.). Источник: IMF (2001a). Рис. 9. Доля структурных индикаторов, характеризующих реформу финансовой сферы, в общем количестве показателей за 1987—1999 гг. 545 в первую очередь необходимостью закрепления достижений программ первого поколения, а именно, краткосрочной стабилизации с низкой инфляцией и устойчивым обменным курсом. Сосредоточив внимание на краткосрочной инфляции и пренебрегая при этом проблемой долга, можно провести четкое разграничение результатов инфляции и прогнозируемого дефицита счета текущих операций в малых и больших по размеру странах. В малых странах монетарная политика была жесткой по ряду причин: центральные банки оказались более надежными, влияние МВФ — более сильным, а внешние займы — меньшими в абсолютном выражении (гораздо легче выделить кредит в несколько миллионов, чем в несколько миллиардов долларов). Соответственно, процесс снижения инфляции в рамках программ второго поколения в целом закончился успешно. Но, к сожалению, монетарная дисциплина не вела к улучшению сбалансированности бюджета, а немонетизированный бюджетный дефицит вызывал быстрое накопление внешнего долга. Обратной стороной медали был значительный дефицит счета текущих операций (постоянно составляющий в Молдове, Грузии и Кыргызстане более чем 10 % от ВВП). Интересный пример представляет собой Молдова. В этой стране в первом квартале 1998 г. МВФ посчитал необходимым удорожание обменного курса в целях поддержания низкого темпа инфляции35, поскольку финансовый сектор продолжал прибегать к иностранным займам. Этот совет был дан безотносительно к тому, что в предшествующие годы дефицит счета текущих операций превысил 13 % от ВВП и покрывался преимущественно за счет краткосрочного заимствования36. Это производит несколько неожиданное впечатление с учетом первоначальной роли МВФ как «сторожевого пса» платежного баланса. В России и Украине счет текущих операций не представлял угрозы для макроэкономической стабильности, и предусмотренные программами задачи, в принципе, были выполнены. Отчасти это стало возможным благодаря относительно мягкой монетарной политике, при которой внутренние дисбалансы выражались главным образом в инфляции. Эти страны имели более сильные позиции на переговорах с МВФ и более слабые центральные банки. Тем не менее, что касается счета текущих операций России, то здесь произошло одно совершенно фантастическое событие. Буквально накануне кризиса, 20 июля 1998 г., МВФ дал прогноз, что дефицит счета текущих операций достигнет 9,6 миллиарда долларов США в 1998 г. и 10,4 миллиарда долларов США в 1999 г. (более чем 20 % ВВП). Это еще раз доказывает то, насколько сильным было нежелание МВФ признать несостоятельность текущей политики. 35 IMF (1998c). Однако в том же документе утверждается, что ужесточение фискальной политики является важнейшим инструментом преодоления макроэкономических диспропорций, и отмечается возрастание риска финансового и валютного кризиса. 36 Удорожание реального обменного курса еще больше усугубило проблему высокой эластичности импорта в ответ на изменение обменного курса. 546 Примечание: ряду «прог. xx» соответствуют прогнозы, сделанные в xx году. Для Грузии исключены государственные трансферты. Для Кыргызстана исключены субсидии. Источник: IMF (MEP, LI, A4C, RED). Рис. 10. Сальдо счета текущих операций: прогнозы программ МВФ и реальность (в % от ВВП) Наша критика не означает защиту экспансионистской денежно-кредитной политики. Просто мы пытаемся доказать, что МВФ, посылая неправильные сигналы правительствам и инвесторам, способствовал сохранению кризиса на слишком длительный срок. К сожалению, такие советы в области политики приветствовались внутренними властями, поскольку «если у министра есть выбор, он почти всегда предпочтет избежать кризиса сейчас даже при угрозе еще большего кризиса в будущем, нежели станет терпеть нынешний кризис в случае, когда возможные оппоненты готовы заявить, что его можно преодолеть»37. Ежегодный темп инфляции, измеренной через ИПЦ, на конец периода: в программах и в реальности (в процентах) Высокий уровень задолженности связан с высокими издержками, поскольку оказывает давление на реальную процентную ставку и увеличивает размер такого компонента бюджетного дефицита, как обслуживание долга. В пяти рассматриваемых странах расходы на обслуживание долга стали одной из наиболее важных статей расходной части государственного бюджета. На наш взгляд, долгосрочные издержки краткосрочного снижения инфляции при мягкой фискальной политике особенно велики в случае малых стран с высоким уровнем задолженности. Грузия и Кыргызстан пошли по пути долгосрочРоссия Внешний государственный долг (в % от ВВП) Когда участники финансового рынка окончательно отказались от покупки новых казначейских векселей, у правительств было три варианта выбора: сокращение бюджетного дефицита, увеличение доходов от сеньоража* и отсрочка выплаты долга. Во всех пяти странах мы наблюдаем комбинацию этих мер. Корректировка фискальной политики происходила в условиях еще большей задолженности, более высокой процентной ставки, ограниченного спроса на казначейские векселя, вынужденной реструктуризации долга (например, Россия и Украина) и незначительной самостоятельности центрального банка.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы