Редактирование Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Фискальная политика и успех программ === Эти ложные предположения решающим образом повлияли на успех в реализации программ. Во-первых, для достижения высоких темпов роста не требовалось делать упор на преобразования, поскольку накопленный долг ненамного превышал рост реального ВВП и в силу этого не казался серьезной проблемой. Согласно источникам МВФ, для успешной реализации программ требовалась «определенная комбинация увеличения выпуска продукции и уменьшения его абсорбции31». Однако, с учетом высоких прогнозных показателей роста, нет иного способа привлечь внимание к проблеме уменьшения абсорбции (под которой понимается использование продукции для целей потребления и инвестиций частным и государственным секторами экономики. — Прим. перев.). Это особенно заметно, если сравнить прогнозируемые цифры задолженности (см. таблицу 4). Кроме того, это позволяет вскрыть еще более глубокую проблему. В экономиках бывших социалистических стран с их гипертрофированным государственным сектором экономический рост был невозможен без корректировки фискальной политики. Долю государственного сектора необходимо было сократить, чтобы обеспечить свободное пространство для развития частного сектора, который представляет собой главный источник экономического роста. Поэтому в странах с переходной экономикой необходимым условием достижения долгосрочного экономического роста была правильная фискальная политика. Таблица 4 Прогнозируемые и фактические показатели долга в 1999 г. * Методология расчета ВНП в Грузии пересматривалась после 1996 г. ** За исключением не гарантируемого долга. Источник: IMF and WB (2001). Во вторых, если оказались завышенными прогнозы относительно доходной части бюджета (зависящей от роста), то будет завышен и масштаб изменений согласованных расходов, необходимых для достижения любого данного размера дефицита. До тех пор пока политики пренебрегали реалистическими прогнозами относительно доходов, шансы на проведение успешной и эффективной фискальной политики оставались низкими. Однако доходы систематически оказывались ниже ожидаемого уровня32, что вело к увеличению бюджетного дефицита. Молдова Грузия * Кыргызстан ** Прогнозируемый в 1996 г. Фактический Прогнозируемый в 1996 г. Фактический Прогнозируемый в 1997 г. Фактический Внешний долг, в % от ВНП 25 80 24 63 67 112 Долг, в млн дол. США 978 1041 1861 1720 1292 1382 ВНП, в млн дол. США 3912 1304 7754 2728 1928 1232 31 IMF (1987). 32 Программы также часто предусматривали пересмотр налоговых льгот. 541 Кроме того, в программах МВФ критерии выполнения, характеризующие фискальную политику, первоначально рассчитывались в наличном выражении. Соответственно, во многих странах бывшего СССР долг казался наиболее значительным, став постоянным источником финансирования бюджетного дефицита (рассчитанного по методу нарастания). Казалось также очевидным, что в ответ на более низкие, чем ожидалось, доходы бюджета правительство предпримет всестороннее сокращение расходов и заморозит пенсии, а также заработную плату государственных служащих. Такое сокращение расходов часто носило кратковременный характер, поскольку период замораживания заработной платы предсказуемым образом следовал за быстрым ее ростом33. Такой способ сокращения государственных расходов не был выходом из данной ситуации, поскольку очевидно, что период замораживания заработной платы незамедлительно сменялся периодом ее роста. Неспособность правительства собрать запланированный объем доходов и сверхплановые расходы вынуждали заниматься сомнительными безналичными операциями, которые одновременно снизили эффективность правительственных мер и внесли беспорядок в экономическую жизнь. Тем не менее МВФ весьма снисходительно отнесся ко всем этим нарушениям (по крайней мере, до начала кризиса), поскольку эти меры помогли контролировать дефицит бюджета, рассчитанный на наличной основе. Поэтому Buiter (1998) утверждает, что индикаторы наличного дефицита, широко используемые МВФ в его программах, были «близорукими» и «более чем бесполезными» для оценки и планирования макроэкономической политики. И наконец, причиной незапланированных высоких бюджетных расходов отчасти послужило либеральное отношение Фонда к просчетам фискальной политики, поскольку внешнее давление МВФ на правительства оказалось недостаточно сильным, чтобы противостоять стремлению проводить экспансионистскую фискальную политику. 33 Это то, что произошло в России в 1995 г. и в начале 1996 г., накануне президентских выборов. Россия Сальдо бюджета, рассчитанное на наличной основе: в соответствии с программами МВФ и в действительности (в % от ВВП) При отсутствии необходимой корректировки фискальной политики, в течение периода трансформации фискальные позиции всех пяти стран были неудовлетворительными. Ниже в таблице 5 представлены результаты исследований МВФ по финансовой стабилизации, основанные на относительно благоприятных ожиданиях. Даже с учетом низкой процентной ставки и относительно высокого уровня роста, который действительно был характерен для постсоветских экономик в 1997 г., разница между реальными и желаемыми показателями успеха фискальной политики составляет для каждой страны, по крайней мере, три процентных пункта. Это не означает, что МВФ в течение всего периода вообще не выражал озабоченности относительно финансового состояния этих стран. В действительности корректировка фискальной политики была объявлена целью практически всех программ, и о ее необходимости сообщали авторы всех отчетов по соглашениям МВФ и участники консультаций по Статье IV*. Кроме того, с реформированием финансового сектора было связано увеличение доли показателей соблюдения условий МВФ в области фискальной политики в общем числе показателей. Подобная тенденция была характерна для переходных экономик во второй половине 1990-х гг.34 Источник: IMF (2001b). Рис. 8. Распределение структурных индикаторов, характеризующих фискальную политику Но как мы уже убедились, такие двойные стандарты были очень слабо отражены в критериях выполнения программ, которые оказались относительно мягкими и свидетельствовали о слабой обусловленности. Корректировка фискальной политики, на которой МВФ настаивал как на решающем элементе программ стабилизации, просто не имела места. Тем не менее МВФ продолжал поддержку стран с очень сильным дисбалансом бюджета, часто высказы Страны с переходной экономикой Другие-SAF/ESAF Другие-SBA/EEF * Речь идет о двусторонних консультациях со странами-членами в рамках статьи IV Статей соглашений об МВФ, представляющих собой главную форму надзора за экономической политикой, в рамках которых миссии МВФ ежегодно посещают страны-члены и проводят переговоры с представителями органов экономической политики. По результатам переговоров миссия вырабатывает собственное мнение, не зависящее от мнения страны-члена. — Прим. ред. 34 Более низкая доля количества показателей системных преобразований, имеющих отношение к финансовому сектору переходных экономик по сравнению с другими реципиентами МВФ, является следствием большого числа показателей процесса трансформации в целом, особенно приватизации. 544 вая в их адрес похвалу за успехи в продвижении к рыночной экономике, стабилизации и долгосрочному экономическому росту. Даже когда недостатки фискальной политики заводили существующие программы в тупик, практически немедленно предлагались новые программы. Поэтому мы считаем, что результаты фискальной политики были столь скромными отчасти в силу ошибочных представлений МВФ относительно перспектив экономического роста, а также из-за нежелания настаивать на непопулярных и сложных мерах по корректировке фискальной политики. Однако, несмотря на то что долгосрочной финансовой стабильностью так или иначе пренебрегали, необходимо было энергично приниматься за борьбу с негативными последствиями бюджетного дефицита в краткосрочном периоде для поддержания краткосрочной устойчивости.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы