Реформы в России в 2002 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Экономика

[править] Финансы

[править] Налоги

1 января 2002 года вступили в силу главы 25-27 Налогового кодекса РФ.[1]

С 1 января 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 г. она могла доходить до 35 %).[2][3]

В 2002 году была проведена реформа платежей за пользование природными ресурсами — замена нескольких видов платежей (включая отчисления в целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и акциз на нефть) единым налогом на добычу полезных ископаемых.[4] Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.[5][6]

[править] Банковская система

В 2002 году Госдума совершила значительную перестройку управления в ЦБ РФ, значительно урезав его свободу в распоряжении деньгами. Расходы ЦБ, а также правильность подсчета его прибыли, половину которой он должен перечислять в бюджет, теперь будет контролировать Национальный банковский совет. Туда войдут представители парламента, президента и правительства, а от ЦБ — лишь его председатель.[7]

[править] Казначейская система

С 2002 года большинство федеральных органов государственной власти перешли на казначейское исполнение бюджета.[8]

[править] Электроэнергетика

В 2002 году активно обсуждалась реформа электроэнергетики.[9]

В январе 2002 года на совете директоров РАО ЕЭС было принято решение об учреждении ФСК как стопроцентной дочерней компании РАО.[10]

22 февраля 2002 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».[11]

28 февраля 2002 г. Правительство Российской Федерации на своем заседании одобрило законопроекты о реформировании электроэнергетики, представленные ответственными за их подготовку федеральными органами исполнительной власти.[12]

В марте 2002 года был учреждён системный оператор.[13]

6 марта 2002 г. Советом директоров РАО «ЕЭС России» одобрен базовый вариант реформирования дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России», зафиксировавший важнейшие принципы реформирования региональных энергокомпаний.[14]

2 апреля 2002 г. Постановлением Правительства утверждены «Основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».[15]

5 апреля 2002 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 471-р внесены изменения в распоряжение Правительства № 1040-р «О плане первоочередных мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации».[16]

10 апреля 2002 г. Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайс подписал приказ № 200 «О задачах по реализации проектов реформирования АО-энерго в 2002 г.», закрепляющий базовый вариант реформирования дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России».[17]

26 апреля 2002 г. Решением Совета директоров РАО «ЕЭС России» по вопросу: «О едином подходе к оценке РАО „ЕЭС России“, дочерних и зависимых обществ в процессе реформирования» был образован Комитет по оценке при Совете директоров РАО «ЕЭС России».[18]

27 апреля 2002 г. Глава кабинета министров подписал постановление Правительства о внесении в Государственную Думу пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики.[19]

13 мая 2002 года правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики.[20]

14 мая 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил проекты реорганизации ОАО «Тулэнерго», «Орелэнерго», «Калугаэнерго» и «Брянскэнерго» с их последующей межрегиональной интеграцией.[21]

Летом 2002 года центристы отказались принимать в первом чтении пакет правительственных законов. Депутаты посчитали, что правительственные инициативы по созданию рынка в электроэнергетике слишком либеральны (согласно концепции реформ, в госмонополии должны остаться только электрические сети). Население оказывается перед угрозой либо остаться без света и тепла, либо стать жертвой непредсказуемых скачков тарифов. Депутаты старались сохранить максимально возможную степень госрегулирования при переходе отрасли к рыночным условиям. Правительство сначала сопротивлялось, ведь жестко регулируемый рынок может свести на нет все реформы. Но затем решили, что отсутствие законов эти реформы вообще остановит. Поиск компромиссов позволил осенью 2002 года принять пакет в первом чтении.[22]

14 и 21 июня 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил проекты реорганизации ОАО «Оренбургэнерго», «Ивэнерго», «Белгородэнерго», «Липецкэнерго», «Ростовэнерго», «Омскэнерго», «Колэнерго», «Курскэнерго», «Псковэнерго», «Янатарьэнерго», «Удмуртэнерго».[23]

17 июня 2002 г. В Московской регистрационной палате зарегистрировано ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», о чем выдано свидетельство № 001.025.494. Также зарегистрированы Устав и печать ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[24]

25 июня 2002 г. Создано ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») — один из основных элементов инфраструктуры оптового рынка.[25]

27 июня 2002 г. ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» поставлено на учет в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.[26]

4 июля 2002 г. В банке «Еврофинанс» открыт расчетный счет ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС». Направлено уведомление в МАП РФ об учреждении ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[27]

11 июля 2002 г. На заседании Наблюдательного Совета АТС утверждены базовые принципы финансовых расчетов в свободном секторе оптового рынка электроэнергии.[28]

20 июля 2002 г. Заключен договор между системным оператором — ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и РАО «ЕЭС России» о возмездном оказании услуг по осуществлению оперативно-диспетчерского управления ЕЭС.[29]

25 июля 2002 г. Состоялось внеочередное собрание членов НП «АТС» и Общее собрание членов НП «АТС». Избраны члены Наблюдательного Совета АТС. На заседании Наблюдательного Совета НП «АТС» были единогласно одобрены предложенные Правлением компании основные положения Модели организации оптового рынка электроэнергии переходного периода. Разработаны: модель переходного рынка электроэнергии; концепция прямых договоров; концепция заключения расчетов на рынке и финансовых контрактов; концепция коммерческого учета АСКУЭ.[30]

Июль — август 2002 г. Прошло 8 заседаний подгруппы Государственной Думы РФ и 5 заседаний подгруппы Совета Федерации РФ трехсторонней рабочей группы Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по выработке согласованных вариантов законопроектов о реформировании электроэнергетики РФ. К 29 июля были собраны все предложения и замечания членов группы от СФ и ГД — всего 363 поправки. Эти поправки были обработаны и структурированы по 17 принципиальным позициям.[31]

Август 2002 г. Завершающая стадия формирования ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС». Формируется кадровый состав.[32]

6 августа 2002 г. Проведен первый Совет директоров ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[33]

15 августа 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил порядок образования и технологию укрупнения оптовых и территориальных генерирующих компаний, распределительных сетевых компаний, а также межрегиональных сетевых компаний.[34]

30 августа 2002 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил Основные принципы формирования разделительных балансов при реорганизации АО-энерго.[35]

31 августа 2002 г. Председателем Правления ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» назначен В. К. Паули. Утвержден Акт комиссии по проверке готовности филиалов ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» — ОДУ к оперативно-технологическому управлению энергосистемами ОЭС.[36]

Сентябрь 2002 г. Началась организация филиалов магистральных электрических сетей ОАО «ФСК ЕЭС»:[37]

  • Зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг ОАО «ФСК ЕЭС» и отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества.
  • Председателем Правления ОАО «ФСК ЕЭС» А. Н. Раппопортом утверждены организационные структуры филиалов магистральных электрических сетей ОАО «ФСК ЕЭС» (МЭС).
  • Филиалами МЭС ОАО «ФСК ЕЭС» подготовлены и представлены необходимые документы в налоговые органы для постановки на налоговый учет. * Подготовлен и вынесен на Правление РАО «ЕЭС России» (для последующего вынесения на Совет директоров РАО «ЕЭС России») вопрос о заключении договора купли-продажи материально-производственных запасов, используемых для эксплуатации электрических сетей, между РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС».

Сентябрь 2002 г. Завершились заседания трехсторонней рабочей группы Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по выработке согласованных вариантов законопроектов о реформировании электроэнергетики и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.[38]

С 0-00 часов 1 сентября 2002 г. функции оперативно-технологического управления Объединенными энергетическими системами начали осуществлять объединенные диспетчерские управления (ОДУ) — филиалы ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС».[39]

2 сентября 2002 г. На заседании Наблюдательного совета АТС одобрен порядок проведения имитационных торгов, с целью отработки функционирования будущего свободного сектора торговли оптового рынка.[40]

4 сентября 2002 г. Решение трёхсторонней рабочей группы направлено Председателю Правительства РФ.[41]

9 сентября 2002 г. НП «АТС» приступило к проведению имитационных торгов.[42]

12 сентября 2002 г. Правительство РФ одобрило представленные Министерством экономического развития и торговли изменения в тексты ранее внесенных в Государственную Думу законопроектов.[43]

20 сентября 2002 г. На заседании Правления ФЭК России утверждены:[44]

  • Методические указания по расчету размера платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» субъектам оптового рынка;
  • Перечень и условия оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» субъектам оптового рынка;

Решение о включении ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» в перечень субъектов ФОРЭМ России.

7 октября 2002 г. С 82 из 87 субъектов ФОРЭМ заключены договоры на оказание услуг по обеспечению функционирования и развитию ЕЭС России.[45]

9 октября 2002 г. Государственной Думой РФ приняты в первом чтении законопроекты о реформировании электроэнергетики (т. н. пакет законопроектов о реформировании).[46][47]

9 — 10 октября 2002 г. В Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи внесены поправки в пакет законопроектов по реформе электроэнергетики.[48]

11 октября 2002 г. Правительственной комиссией под руководством заместителя Председателя Правительства РФ В. Б. Христенко был одобрен для реализации совместный проект реформирования энергосистем Тульской, Орловской Калужской и Брянской областей.[49]

30 октября 2002 г. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации своим постановлением № 75-э/6 утвердила плату за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» субъектам оптового рынка.[50]

14 — 29 ноября 2002 г. Состоялись заседания Рабочей группы Государственной Думы РФ по рассмотрению поправок в пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики.[51]

30 ноября 2002 г. Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи одобрил результаты деятельности Рабочей группы.[52]

6 декабря 2002 г. Материалы Комитета Государственной Думы направлены в Совет Государственной Думы.[53]

11 декабря 2002 г. Комитетом Государственной Думы рассмотрены и одобрены предложения к законопроектам Правового управления Государственной Думы РФ.[54]

18 декабря 2002 года на энергетической конференции в Кремле Александр Волошин заявляет, что качество реформы электроэнергетики важнее её темпа.[55]

При подготовке ко второму чтению Белый дом тоже почти не сопротивлялся ужесточению госрегулирования. В итоге появился запрет на веерные отключения. Государству сохранили право устанавливать верхний предел тарифов для населения и предприятий. Введен запрет на приватизацию объектов атомной и гидроэнергетики.[56]

[править] ЖКХ

В 2002 году активно обсуждалась реформа ЖКХ.[57] В 2002 году после нескольких месяцев пререканий с правительством поправки к закону «Об основах жилищной политики», целью которых было упорядочение льгот по ЖКХ для населения, все же приняли в первом чтении. Депутаты заставили правительство сохранить льготы сельским врачам и учителям, почетным донорам.[58]

В Послании Президента РФ в апреле 2002 года реформа ЖКХ названа одним из самых острых социальных вопросов.[59]

Правительство приняло Постановление от 1 июля 2002 г. № 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства».[60]

[править] Железнодорожный транспорт

В 2002 году двух чтениях Госдума приняла пакет законопроектов по реформе МПС.[61]

В декабре 2002 г. Государственная Дума приняла в окончательном чтении правительственный пакет законопроектов, предусматривающий запуск процесса приватизации на федеральном железнодорожном транспорте.[62]

[править] Газовая система

В 2002 году дискуссия по газовой реформе начала возрождаться. Министр экономического развития и торговли Герман Греф предложил выделение из «Газпрома» транспортной инфраструктуры в отдельную компанию, постепенную демонополизацию экспорта и меры по усилению конкуренции в газодобыче.[63]

Накануне правительственного заседания в конце декабря 2002 года Алексей Миллер написал Владимиру Путину письмо о возможных негативных последствиях развития рынка газа в России, если будет принят план Германа Грефа.[64]

26 декабря 2002 года на заседании правительства должно было пройти рассмотрение концепции развития газового рынка. Накануне поздно вечером вопрос был снят с повестки по просьбе Владимира Путина. Путин дал Михаилу Касьянову поручение разобраться с ситуацией таким образом, чтобы Греф и Миллер не конфликтовали. На практике это означало рекомендацию не форсировать события.[65]

[править] ВПК

В апреле 2002 года указом президента было создано АО «Концерн ПВО Алмаз-Антей», в который вошли более сорока предприятий ВПК, занимающихся разработкой и производством вооружений и военной техники ПВО. Председателем Совета директоров концерна стал заместитель руководителя администрации президента РФ Виктор Иванов, гендиректором — Юрий Свирин, а его замом по заказам и поставкам — Игорь Климов. Эти назначения свидетельствовали о том, что АП намерена курировать деятельность концерна и плотно следить за реструктуризацией системы производства российских средств ПВО.[66]

В конце августа 2002 года Владимир Путин провел в Чите совещание по реформе оборонного комплекса, на котором особое внимание было уделено проблемам ПВО.[67]

[править] Таможенная реформа

С 1 января 2002 года введен новый таможенный тариф, который должен способствовать дальнейшей легализации импорта. В соответствии с новым таможенным тарифом ставка ввозной таможенной пошлины будет изменена на 140 товарных позиций. При этом на 90 % из них ставка будет снижена. В новом таможенном тарифе аккумулированы все изменения ставок ввозных таможенных пошлин, принятые в 2000 и 2001 годах или одобренные решениями Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В соответствии с новым таможенным тарифом, в частности, будут снижены с 20 % до 15 % ставки ввозных таможенных пошлин на аудио- и видеоаппаратуру и на комплектующие для радио- и телеаппаратуры. С 15 % до 10 % будет снижена ставка на части кинескопов. Вдвое — с 20 % до 10 % будет снижена ставка на суда и прочие плавсредства. С 25 % до 20 % снижается ставка на швейные машины. С 15 % до 10 % снижается ставка на витаминные препараты, с 10 % до 5 % — на фрукты и плоды. Вместе с тем, на некоторые товары ставки будут повышены — с 5 % до 10 % повышается таможенная ставка на рис и с 5 % до 15 % — ввозная таможенная ставка на холодильники и компрессоры. Эти меры направлены на защиту отечественных производителей.[68]

[править] Реформа корпоративного управления

В рамках реформы с 1 января 2002 г. вступил в силу новый закон об акционерных обществах, который защищает права мелких акционеров и препятствует выводу активов, устанавливает порядок выбора управляющего состава компании, согласия акционеров на проведении крупных операций с активами, ограничивает сферу влияния совета директоров, определяет стандарты предоставления финансовой отчетности и порядок выплаты дивидендов.[69]

4 апреля 2002 года в России был принят Кодекс корпоративного поведения.[70]

[править] Пенсионная реформа

В 2002 году была начата реформа пенсионного страхования. Она была вызвана необходимостью модернизации существующей распределительной системы в условиях ухудшающихся демографических условий.[71]

В 2002 году Госдума почти завершила законодательное обеспечение пенсионной реформы.[72]

1 января 2002 года вступил в силу закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[73]

24 июля 2002 года был принят ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».[74]

С 2002 года Россия вступила в новую национальную пенсионную систему.[75]

Законопроект «О профессиональных пенсионных системах», принятый Госдумой в первом чтении осенью 2002 г., предусматривал создание профессиональных пенсионных систем на накопительных принципах в рамках коллективных договоров.[76]

[править] Реформа трудовых отношений

1 февраля 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс России.[77] Трудовой кодекс привёл трудовое законодательство в соответствие с требованиями рыночной экономики и обеспечил более эффективное использование и повышение мобильности трудовых ресурсов.[78]

[править] Земельная реформа

В 2002 году проводилась земельная реформа.[79]

Новый Земельный кодекс, принятый в 2001 году, вступил в действие с января 2002 года и стал реально регулировать вопросы прав собственности, оборота и использования в качестве гарантийного обеспечения коммерческих земель, земель поселений, приусадебных участков и семейных ферм.[80]

В июле 2002 года в весеннюю сессию Госдумы был принят один из самых эпохальных законопроектов в области земельной реформы — «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разрешивший законно продавать и покупать сельхозугодья.[81][82]

[править] Приватизация

Выполнение программы приватизации в 2002 г. привело к поэтапному разгосударствлению ряда отраслей экономики.[83]

[править] Силовые структуры

[править] Вооружённые силы

В 2002 году в структуре оборонного бюджета России была увеличена доля расходов на НИОКР, ремонт и перевооружение армии. В 2002 году на эти цели было запланировано на 27 млрд больше, чем в 2001 году. Деньги пошли прежде всего на поставку в войска современной военной техники и новых образцов вооружений для сил общего назначения — ударных вертолётов, средств связи, информации и разведки.[84]

В 2002 году в послании Федеральному собранию В. В. Путин заявил, что «одним из безусловных приоритетов является продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву». Далее в послании было сказано о соответствующих экспериментах на базе отдельных воинских соединений, по результатам которого будет определяться, как скоро весь армейский механизм сможет перейти на сокращенные сроки службы по призыву.[85]

С 1 января 2002 года Министерство обороны перешло на единую систему заказов вооружений и военной техники.[86]

В феврале 2002 года Генеральный штаб завершил работу над проектом программы перевода армии и военно-морских сил на контрактную основу и в июле 2002 года представил его президенту Путину.[87]

28 июня 2002 года Госдума приняла закон «Об альтернативной гражданской службе», согласно которому гражданин России имел право на замену военной службы на службу, не связанную с использованием оружия (в инженерных подразделениях, тыловых частях, а также в лечебных и военно-лечебных учреждениях, домах инвалидов и т. п.), если военная служба противоречила его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относился к коренным малочисленным народам. Срок альтернативной гражданской службы определялся в 3,5 года (для выпускников вузов он был меньше в 2 раза).[88]

В сентябре 2002 года начал осуществляться эксперимент по переводу 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии на контрактную основу.[89] В рамках эксперимента было предусмотрено увеличение денежного довольствия военнослужащих, строительство улучшенных казарм и предоставление квартир для военнослужащих.[90]

[править] МВД

С 1 января 2002 г. в семи областях России (по одной в каждом федеральном округе) начался эксперимент, в ходе которого стали применяться новые критерии оценки оперативной обстановки.[91]

26 февраля 2002 года Президент РФ своим указом возложил на МВД функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. При МВД создана Федеральная миграционная служба.[92][93]

22 ноября 2002 года всем лицам, временно пребывающим на территорию России, начата выдача миграционных карт.[94]

[править] Реформа госслужбы

Подробности президентских предложений по реформированию госслужбы были опубликованы 15 января 2002 г.[95]

10 июня 2002 года в интервью газете «Невское Время» Путин отметил сосредоточение большого числа госслужащих федерального уровня в Санкт-Петербурге и необходимость проведения «не формальных, а действительных реформ», чтобы система в полной мере отвечала новым задачам, с которыми она сейчас сталкивается. Он также еще раз упомянул об одном из аспектов, связанных с реформой госслужбы: нехватке в органах квалифицированных специалистов.[96]

30 июня 2002 г. Путин подписал указ об увеличении заработной платы госслужащим.[97]

В июле 2002 года Михаил Касьянов провел ряд нелицеприятных сравнений российских правительственных структур с их зарубежными аналогами в плане качества выполняемой работы и открытости. «Дебюрократизация», по словам Касьянова, стала насущной необходимостью, так же как и переход от финансирования «органов» к финансированию «выполняемых ими функций», что станет шагом к повышению эффективности работы и изменению самого менталитета госслужбы.[98]

13 августа 2002 г. Путин подписал еще один указ об этическом кодексе («подобающем поведении») госслужащих.[99]

21 августа 2002 г. журнал «Итоги» опубликовал пространное интервью с Медведевым, в котором тот выделил основные направления реформы госслужбы:[100]

  • более чёткое разделение обязанностей госслужащих как посредством пересмотра «табели о рангах» с указанием круга обязанностей и квалификации, так и при разработке нового законодательства, устанавливающего различные уровни и типы государственных организаций и отношений между ними;
  • утверждение стержневых ценностей госслужбы: федерализм, законность, открытость, эффективное реагирование на запросы граждан;
  • борьба с коррупцией и избежание конфликта интересов.

19 ноября 2002 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1336 «О федеральной программе „Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)“».[101]

[править] Административная реформа

В 2002 году президент РФ В. В. Путин назначил председателя правительства М. Касьянова ответственным за проведение административной реформы.[102]

18 апреля 2002 года В. В. Путин в качестве важнейших задач, стоящих перед страной, отметил необходимость дальнейшего проведения административной реформы и, прежде всего модернизацию системы исполнительной власти.[103] Путин назвал государственный аппарат «громоздким, неповоротливым и неэффективным», сославшись, в частности, на то, что три четверти всех обращений граждан к президенту во время его телевизионного интервью представляли собой жалобы граждан на различные проявления «административного произвола». Далее в своей речи Путин признал, что «нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач». Он также упомянул о плохой профессиональной подготовке чиновников, для которых «знание современной науки управления — это все еще очень большая редкость». Целью грядущей административной реформы президент назвал создание «эффективного, компактного и работающего» госаппарата. Говоря об исполнительной власти, Путин заявил, что ее организационные структуры напоминают «штабы отраслей централизованного народного хозяйства», а «министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе — финансово и административно — предприятия и организации». Все это, по словам президента, чрезвычайно затрудняет ведение в России «цивилизованного бизнеса». Четыре ключевых задачи в этой области, по мнению Путина, таковы: (1) изменение стратегической ориентации правительства; (2) создание условий для экономического роста; (3) предоставление качественных публичных услуг населению; (4) эффективное управление государственным имуществом. «Госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики, — сказал президент, — для чего нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений». Путин выразил недовольство слишком медленным ходом реформ: «Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства „цепляются“ и будут „цепляться“ за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу». При проведении реорганизации «не может быть никакой компанейщины… которая обычно заканчивается плавным „переливом“ чиновников из одной структуры в другую». При всем том «ревизия функций государства — задача непростая и долговременная». Коррупция вновь была названа в числе серьезных проблем, но главной причиной ее президент считает не отсутствие репрессивных мер, а наличие административных барьеров, непрозрачность в работе госаппарата и недостаток средств.[104]

В 2002 году Владимир Путин одобрил доклад Касьянова по реформе правительства, который реально был написан Шуваловым.[105]

[править] Реформа выборного законодательства

В 2002 г. были внесены изменения в федеральное законодательство, касающееся выборов в законодательные органы субъектов РФ.[106]

11 декабря 2002 году Совет Федерации одобрил новую редакцию закона «О выборах депутатов Государственной Думы», которым, начиная с 2007 г. устанавливался 7-процентный барьер для прохождения партий в Государственную Думу.[107]

[править] Судебная реформа

Принятые в начале 2002 года Госдумой Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс предложили судьям новую, соответствующую реалиям современной жизни страны законодательную базу в весьма ответственных отраслях права.[108]

Принят федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».[109]

1 июля 2002 г. вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. Новый УПК уравнял права защиты и обвинения. Произошло значительное сужение полномочий прокуратуры в судебном процессе. Одиннадцать действий дознавателей и следователей, в том числе задержание и содержание под стражей, обыск, прослушивание телефонных переговоров и другие, стали теперь возможны только по решению суда, а не с санкции прокурора, как было раньше. Функции прокуратуры были сведены к поддержанию обвинения и общему надзору (а не руководству) за дознанием и следствием. Введен институт сделки с правосудием по нетяжким преступлениям и институт недопустимых доказательств. Все показания обвиняемых, данные без адвоката, признавались недопустимыми доказательствами. А это означало, что следователям предстояло отказаться от такого метода сбора доказательств, как выбивание показаний из подозреваемых. Важнейшим нововведением в уголовном процессе явился отказ от института возврата дела на доследование. Теперь в случае отсутствия доказательств вины суд должен был сразу выносить оправдательный приговор.[110][111]

Вступивший в силу 1 сентября 2002 г. новый Арбитражно-процессуальный кодекс заметно улучшил правовую защищенность предпринимателей: прекратилась возможность использовать судебную систему в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, когда по одному и тому же хозяйственному спору можно было получить два взаимоисключающих решения Арбитражного суда и суда общей юрисдикции. Теперь экономические споры были отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов и частные акционеры больше не могли блокировать деятельность компаний через суды общей юрисдикции.[112][113] Также в новом АПК были ограничены процессуальные права прокуратуры.[114]

14 ноября 2002 года Путин подписал Гражданский процессуальный кодекс РФ.[115][116]

В 2002 году был введён суд присяжных заседателей почти во всех субъектах Российской Федерации.[117]

[править] Реформа образования

В 2002 году эксперимент по применению единого госэкзамена был продолжен в 15 регионах РФ.[118]

В январе 2002 года вышло постановление правительства «О проведении в 2002—2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств».[119]

Весной 2002 года Министерство образования РФ и Высшая школа экономики начали локальный эксперимент по использованию государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в пяти вузах страны: трёх в Чувашии и двух в республике Марий Эл.[120]

В ноябре 2002 года законопроект «О государственном стандарте общего образования», разработанный учёными Российской академии образования Э. Д. Днепровым и В. Д. Шадриковым, прошёл второе чтение в Государственной Думе.[121]

[править] Реформа технического регулирования

В 2002 году в России была начата реформа технического регулирования, призванная кардинально сократить количество обязательных требований, предъявляемых государством к продукции и технологическим процессам; сосредоточить обязательные требования на задачах обеспечения безопасности человека и окружающей среды; полностью отказаться от государственного регулирования качества выпускаемой продукции, предусмотрев системы добровольного соблюдения стандартов качества; кодифицировать все необходимые обязательные требования в рамках небольшого числа технических регламентов и придать им силу федерального закона; сделать процесс разработки и принятия технических регламентов публичным; обеспечить допуск общества к процессу разработки и обсуждения технических регламентов.[122]

Первым шагом по решению указанных задач и запуску реформы системы технического регулирования стало принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (закон № 184-ФЗ), вступившего в силу с 1 июля 2003 года, который создал правовую основу для проведения реформы технического регулирования.[123]

Задачи реформы, решаемые в рамках принятого федерального закона № 184-ФЗ:[124]

  1. Сокращение количества обязательных требований, кодификация обязательных технических требований. Федеральным законом предусмотрено, что обязательному исполнению подлежат лишь те государственные требования, которые установлены техническими регламентами. Обязательные требования должны быть установлены в технических регламентах исчерпывающим образом и иметь прямое действие. Однако до момента принятия технических регламентов ведомственные нормативные акты сохраняют свою силу. Максимальный срок действия данных актов ограничен серединой 2010 года, когда согласно федеральному закону должны быть приняты все необходимые технические регламенты.
  2. Концентрация государства на вопросах обеспечения безопасности человека и окружающей среды. С 1 июля 2003 года обязательному исполнению подлежат лишь те государственные технические требования, которые преследуют своей целью обеспечение безопасности человека и окружающей среды. Таким образом, не подлежат обязательному исполнению технические требования, обеспечивающие качество продукции, учет и другие задачи, не имеющие отношения к безопасности человека и окружающей среды.
  3. Создание системы добровольного соблюдения стандартов качества. Разделы закона, посвященные стандартизации и сертификации, предусматривают систему добровольного соблюдения стандартов качества. Такие стандарты могут быть приняты в виде национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральным законом предусмотрена процедура создания добровольных систем сертификации, описан порядок их действия.
  4. Публичность процесса разработки и принятия технических регламентов. Все проекты технических регламентов подлежат предварительному публичному обсуждению. Замечания и предложения, полученные в рамках публичного обсуждения, подлежат учету и могут быть отдельно рассмотрены законодателем при принятии решения об утверждении технического регламента. Кроме того, технические регламенты принимаются Федеральным Собранием, что само по себе делает этот процесс более открытым по сравнению с существовавшей ранее практикой узковедомственных решений.
  5. Привлечение общества к процессу разработки технических регламентов. Федеральным законом предусмотрено, что разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

Федеральным законом № 184-ФЗ предусмотрен переходный период продолжительностью семь лет с момента вступления в силу федерального закона. В течение данного срока, то есть до 1 июля 2010 года, должен быть полностью завершен переход к установлению обязательных требований только техническими регламентами, таким образом будет выстроена вся система технического регулирования на новой нормативной базе. Столь длительный срок объективно обусловлен прежде всего необходимостью создания новой для российского законодательства системы федеральных законов — технических регламентов.[125]

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ все акты, содержащие требования к производству, товарам и услугам, будут утверждаться в форме технических регламентов, содержащих все обязательные требования по безопасности продукции и процессов производства, либо стандартов (национальных, корпоративных) для добровольного применения, которые должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции.[126]

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ общие технические регламенты будут приняты по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. Остальные технические регламенты будут являться специальными.[127]

[править] Прочее

В 2002 году Госдума приняла новый закон «О несостоятельности (банкротстве)», который призван свести на нет возможности недобросовестного передела собственности с помощью процедуры банкротства. Старый закон давал слишком большую свободу кредиторам. Так, именно они назначали арбитражного управляющего, который фактически не нес ответственности за ущерб, причиненный предприятию в процессе банкротства. Очень легко было обанкротить организацию, скупив ее долги (они обычно есть у любого предприятия). Теперь банкротство будет, как и во всем мире, механизмом перехода предприятий от неэффективных собственников к эффективным, а арбитражные управляющие станут нести полную ответственность за судьбу руководимых ими организаций.[128]

10 февраля 2002 года вступил в силу новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающий сокращение числа лицензируемых видов деятельности до 104.[129]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  2. [1][2]
  3. [3][4]
  4. Белоусов Д. Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы // Январь 2004
  5. [5][6]
  6. [7][8]
  7. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  8. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  9. http://kommersant.ru/doc/357750/print
  10. http://www.kommersant.ru/doc/319415/print
  11. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  12. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  13. http://www.kommersant.ru/doc/319415/print
  14. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  15. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  16. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  17. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  18. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  19. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  20. [9]
  21. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  22. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  23. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  24. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  25. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  26. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  27. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  28. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  29. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  30. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  31. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  32. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  33. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  34. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  35. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  36. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  37. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  38. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  39. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  40. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  41. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  42. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  43. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  44. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  45. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  46. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  47. http://www.kommersant.ru/Doc-rss/362187
  48. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  49. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  50. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  51. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  52. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  53. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  54. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  55. http://www.kommersant.ru/Doc-rss/362187
  56. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  57. http://kommersant.ru/doc/357750/print
  58. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  59. [10]
  60. [11][12]
  61. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  62. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  63. [13][14]
  64. [15][16]
  65. [17][18]
  66. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  67. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  68. http://protown.ru/information/hide/3263.html
  69. [19][20]
  70. [21][22]
  71. [23][24]
  72. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  73. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  74. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  75. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  76. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  77. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  78. Обзор экономических показателей, 11 февраля 2002
  79. http://kommersant.ru/doc/357750/print
  80. Ход системных реформ в СНГ
  81. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  82. Ход системных реформ в СНГ
  83. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  84. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  85. [25][26]
  86. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  87. [27][28]
  88. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  89. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  90. [29][30]
  91. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  92. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  93. [31][32]
  94. [33][34]
  95. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  96. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  97. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  98. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  99. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  100. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  101. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  102. http://www.kommersant.ru/doc/418127/print
  103. [35]
  104. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059
  105. http://www.rbcdaily.ru/2003/07/18/world/43073
  106. [36][37]
  107. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  108. Судебная реформа в Российской Федерации
  109. Содержание судебной реформы в РФ[38]
  110. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  111. [39][40]
  112. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  113. [41][42]
  114. [43][44]
  115. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  116. http://docs.kodeks.ru/document/901832805
  117. Содержание судебной реформы в РФ[45]
  118. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  119. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  120. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  121. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  122. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  123. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  124. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  125. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  126. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  127. http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/report/2006/22/index.html
  128. http://www.kommersant.ru/doc/356936/print
  129. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
Реформы в России в 2000-х годах
Типы  Экономические реформыНалоговая реформаРеформа образованияПравовая реформаСудебная реформаРеформа системы государственного управленияРеформа государственной службыФедеративная реформаВоенная реформа
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь


Реформы в России в XXI веке
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты