Редактирование: Реформа местного самоуправления в России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Реформа местного самоуправления в России''' была проведена в 2000-х годах. Закон о реформе местного самоуправления был принят депутатами Госдумы в 2003 году. Реформа предполагает разделение структуры муниципальной власти на два уровня — городское или сельское поселение и муниципальный район или городской округ. Муниципальный район объединяет несколько поселений, а городской округ — это, как правило, крупный город (например, столица субъекта РФ). В компетенцию МО первого уровня входят, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генпланов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда. За муниципальными районами закреплены такие полномочия, как строительство и содержание автодорог между населенными пунктами, организация транспортного сообщения, поддержание общественного порядка, здравоохранение, образование, экологический контроль. Основными источниками формирования бюджетов поселений, согласно федеральному законодательству, должны стать земельный налог, средства от продажи и аренды земли, налог на имущество физических лиц и 10 % собираемого на территории МО первого уровня налога на доходы физических лиц. В бюджеты МО второго уровня должны поступать, в частности, 90 % собираемого на территории района единого налога на вмененный доход, 20 % налога на доходы физлиц, 40 % штрафов за нарушение экологических норм, а также все пошлины за осуществление государственных полномочий.<ref>http://www.kommersant.ru/doc/888268/print</ref> С 2006 года в России осуществляется муниципальная реформа, связанная с реализацией положений федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон, направленный на масштабную реорганизацию местного самоуправления, представляет собой радикальный отход от принципов действовавшего прежде законодательства. Он передает контроль над местным самоуправлением в основном на уровень федерального законодательства и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения. Окончательное вступление закона «Об общих принципах местного самоуправления» было отложено до 2009 года.<ref>http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf</ref> == Направления реформы == Основные направления реформы:<ref>[http://www.urbaneconomics.ru/download.php?dl_id=1127 Общественный мониторинг реформы местного самоуправления в России (октябрь 2003 — август 2004)]</ref> * Создание концептуально нового правового поля для местного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в частности: ** принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ); ** принятие Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 95-ФЗ); ** внесение поправок в Налоговый кодекс РФ; ** внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ; ** изменение большого массива отраслевых федеральных законов, касающихся сферы деятельности органов местного самоуправления; ** изменение регионального законодательства по местному самоуправлению: регулированию подлежат около 70 вопросов данной области; ** изменение всей нормативной базы существующих муниципальных образований и разработка нормативных актов, начиная с уставов, для вновь созданных муниципальных образований. * Изменение территориальной организации местного самоуправления путем повсеместного введения двухуровневой системы «муниципальный район — поселение», ведущего к увеличению числа муниципальных образований, переделу их границ и изменению правового статуса существующих муниципальных образований. * Изменение структуры органов местного самоуправления: состава, полномочий, способов формирования * Изменения в способах взаимодействия поселений внутри одного муниципального образования, межмуниципальном сотрудничестве, взаимодействии с органами государственной власти. * Разграничение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образования, перепрофилирование и приватизация собственности для приведения в строгое соответствие пообъектного состава публичной собственности установленным законом полномочиям для каждого уровня власти. * Создание новой концессионной модели муниципального хозяйства. == Ход реформы == При анализе отношений органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления прежде всего необходимо учесть, что сегодняшнее состояние местного самоуправления в России далеко от желаемого и усугубляется множеством проблем, основные из которых:<ref>http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf</ref> * низкая эффективность управления со стороны местных органов власти; * слабый уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих; * недостаток финансовых средств на качественное исполнение полномочий; * отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для функционирования муниципальных органов власти. Решить вышеуказанные проблемы задумывалось посредством масштабной муниципальной реформы, смысл которой должен был заключаться в том, чтобы «повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и приблизить к населению муниципальный уровень публичной власти».<ref>http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf</ref> [[31 марта]] [[2006 год]]а председатель Законодательного собрания [[Иркутская область|Иркутской области]] [[Виктор Круглов]] заявил: ''«У местного самоуправления в российской истории глубокие корни, но и последнее десятилетие отмечено на этот счёт важными событиями. В [[1995 год]]у был принят Закон „[[Об общих принципах организации местного самоуправления]]“, а вскоре Россия ратифицировала [[Европейская хартия местного самоуправления|Европейскую хартию местного самоуправления]]. Однако при реализации закона сразу же появились пробелы в правовой базе. Во-первых, большинство муниципалитетов не получили достаточного налогового потенциала. Во-вторых, бюджеты вышестоящего уровня продолжали финансировать низовое звено с существенным дефицитом. В-третьих, так и осталось непонятным, какой уровень власти за что отвечает. И, наконец, сохранение противоречий вело к конфликтам между местным самоуправлением и региональными властями, а также и к разочарованию граждан в эффективности местного самоуправления. Вот почему в [[2003 год]]у вступил в силу новый Закон „[[Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ]]“. Его положения увязывают разграничение полномочий, финансов и ответственности между органами власти всех уровней. Закон учёл претензии со стороны местного самоуправления. Предусмотрено чёткое распределение доходов и расходов между уровнями власти, а также прозрачная система перераспределения бюджетных средств по всей вертикали. Если закон 1995 года формально уравнивал все муниципалитеты — от города-миллионника до сельского райцентра, то закон 2003 года ориентирован на выстраивание более логичной системы власти с максимальным приближением ее к народу»''. == Цели реформы == 31 марта 2006 года В.Круглов заявил: ''«Курс на укрепление государственности, проводимый [[Президент России|Президентом России]] [[Владимир Путин|Владимиром Владимировичем Путиным]], предполагает активизацию общественных сил, создание гражданского общества и обновление властных структур. Именно эти цели преследуют проведение реформы местного самоуправления, избрание в регионах губернаторов представительными органами власти, усиление субъектов Федерации, прежде всего, через их укрупнение. (…) В конечном итоге реформа должна привести к созданию авторитетных и работоспособных органов местного самоуправления, для которых решающим станет слово самих жителей. В результате власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу, а условия жизни в каждом городе и поселке измениться к лучшему»''. == Результаты реформы == 31 марта 2006 года В.Круглов заявил: ''«Муниципальная реформа привела к созданию двухуровневой системы местного самоуправления и позволила восстановить вертикаль представительных органов власти в низовом звене — в селах, поселках, малых городах — там, где и живет основная масса людей»''. Результатом реформы стала абсолютно унифицированная модель местного самоуправления, вводимая на всей территории страны, определяющая с большой точностью формы, порядок образования и функционирования местных органов власти вне зависимости от субъекта Федерации.<ref>http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf</ref> == Ссылки == * [http://www.rg.ru/plus/samoupr-str6 Статьи о реформе местного самоуправления в «Российской газете»] * [http://www.minfin.ru/ru/reforms/local_government/ Раздел о финансовом аспекте реформы местного самоуправления на сайте Минфина РФ] * [http://irk.gov.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=207] == Примечания == <references /> {{Реформы в России}} {{Владимир Владимирович Путин}} [[Категория:Реформа местного самоуправления в России| ]] [[Категория:Реформы в период президентства Владимира Путина]] [[Категория:Реформы в России по алфавиту]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Владимир Владимирович Путин
Шаблон:Реформы в России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы