Редактирование Реформа государственной службы в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == В августе 2001 года в рамках президентской администрации были сформированы две специальные рабочие группы, одна из которых (Комиссия по реформе правительства) возглавлялась председателем правительства России [[Михаил Касьянов|М. М. Касьяновым]], а другая — заместителем руководителя администрации президента РФ [[Дмитрий Медведев|Д. А. Медведевым]]. Изначальной задачей первой и второй групп была выработка соответственно законодательных и организационных предложений по реформированию системы госслужбы, а также плана по практическому осуществлению этих мер. Вкратце основные задачи выглядели следующим образом:<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> * усовершенствовать систему подотчетности органов госслужбы посредством более четкого разделения их обязанностей с учетом соблюдения административных норм и гражданских прав: * изучить вопрос о повышении уровня заработной платы госслужащих; * утвердить механизмы подбора кадров; * принять меры к тому, чтобы повысить карьерную привлекательность госслужбы. Подробности президентских предложений по реформированию госслужбы были опубликованы [[15 января]] 2002 года. Однако разработчики предложений во многих аспектах пошли гораздо дальше того, что было намечено изначально в перечне основных задач рабочих групп. Теперь целью реформы названо создание «целостной» государственной службы, доступной для общественности и приспособленной к новым экономическим условиям.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> Предложения сведены в 6 параграфов, касающихся соответственно: распределения функций и структур госслужбы, организационного и финансового управления, статуса госслужащих, информационных технологий, вопросов пользования государственным имуществом и снабжения, профессиональная подготовка служащих.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> Основные черты новой госслужбы сводятся к следующему: быстрая и персонально зафиксированная реакция на запрос, деятельность строго в рамках закона, продуманная система оплаты труда (включая социальные гарантии), автономность местных органов госслужбы от федеральных, равные условия для служебного роста сотрудников федеральных и местных органов госслужбы.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> И наконец приоритетом реформы в очередной раз объявлено создание эффективных механизмов по предотвращению, разоблачению и искоренению коррупции в госаппарате.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> После опубликования этих детальных предложений общественное давление в пользу реформы продолжало нарастать, что нашло отражение в президентском послании Федеральному Собранию 18 апреля 2002 г., когда Путин назвал государственный аппарат «громоздким, неповоротливым и неэффективным», сославшись, в частности, на то, что три четверти всех обращений граждан к президенту во время его телевизионного интервью представляли собой жалобы граждан на различные проявления «административного произвола». Далее в своей речи Путин признал, что «нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач». Он также упомянул о плохой профессиональной подготовке чиновников, для которых «знание современной науки управления — это все еще очень большая редкость». Целью грядущей административной реформы президент назвал создание «эффективного, компактного и работающего» госаппарата. Говоря об исполнительной власти, Путин заявил, что ее организационные структуры напоминают «штабы отраслей централизованного народного хозяйства», а «министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе — финансово и административно — предприятия и организации». Все это, по словам президента, чрезвычайно затрудняет ведение в России «цивилизованного бизнеса».<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> Четыре ключевых задачи в этой области, по мнению Путина, таковы:<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> * изменение стратегической ориентации правительства; * создание условий для экономического роста; * предоставление качественных публичных услуг населению; * эффективное управление государственным имуществом. «Госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики, — сказал президент, — для чего нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений». Путин выразил недовольство слишком медленным ходом реформ: «Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства „цепляются“ и будут „цепляться“ за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу». При проведении реорганизации «не может быть никакой кампанейщины… которая обычно заканчивается плавным „переливом“ чиновников из одной структуры в другую». При всем том «ревизия функций государства — задача непростая и долговременная». Коррупция вновь была названа в числе серьезных проблем, но главной причиной ее президент считает не отсутствие репрессивных мер, а наличие административных барьеров, непрозрачность в работе госаппарата и недостаток средств.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> К некоторым из этих тем Путин вернулся в интервью газете «Невское Время» 10 июня 2002 г., отметив сосредоточение большого числа госслужащих федерального уровня в Санкт-Петербурге и необходимость проведения «не формальных, а действительных реформ», чтобы система в полной мере отвечала новым задачам, с которыми она сейчас сталкивается. Он также еще раз упомянул об одном из аспектов, связанных с реформой госслужбы: нехватке в органах квалифицированных специалистов. 30 июня 2002 г. президент подписал указ об увеличении заработной платы госслужащим.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> В июле очередная порция критики в адрес госаппарата прозвучала из уст премьер-министра Касьянова, который провел ряд нелицеприятных сравнений российских правительственных структур с их зарубежными аналогами в плане качества выполняемой работы и открытости. «Дебюрократизация», по словам премьера, стала насущной необходимостью, так же как и переход от финансирования «органов» к финансированию «выполняемых ими функций», что станет шагом к повышению эффективности работы и изменению самого менталитета госслужбы.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> 13 августа 2002 г. Путин подписал еще один указ об этическом кодексе («подобающем поведении») госслужащих, причем на сей раз речь уже не шла о необходимости сокращения численности аппарата. Напротив, было заявлено, что российский госаппарат относительно невелик, если сравнивать его с масштабами бюрократизации некоторых зарубежных стран, а долгосрочной целью стало увеличение зарплаты госслужащим «до европейского уровня».<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> И наконец 21 августа 2002 г. журнал «Итоги» опубликовал пространное интервью с Медведевым, в котором тот еще раз выделил основные направления реформы госслужбы:<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> * более четкое разделение обязанностей госслужащих как посредством пересмотра «табели о рангах» с указанием круга обязанностей и квалификации, так и при разработке нового законодательства, устанавливающего различные уровни и типы государственных организаций и отношений между ними; * утверждение стержневых ценностей госслужбы: федерализм, законность, открытость, эффективное реагирование на запросы граждан; * борьба с коррупцией и избежание конфликта интересов. Таким образом, первая половина 2002 г. прошла в набирающей обороты дискуссии по поводу реформы при частом смещении акцентов. К концу этого периода мы наблюдаем в речах первых лиц появление все более консервативных интонаций: повторение темы служебной этики, споры по «фундаментальным» и структурным вопросам, выдвижение на первый план темы зарплаты госслужащих и переход от трудного разговора о сокращении штатов к теме «нового государственного управления».<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> Данные идеи обрели конкретную форму в законодательном проекте, предложенном на рассмотрение Думы осенью 2002 г. Этот проект расценивается как первая, фундаментальная мера на пути реформы госслужбы, основа для будущих законодательных актов. В то же время его вполне можно назвать несколько менее детализированным повторением некоторых тем закона 1995 г. и одновременно существенным шагом назад по сравнению с весенними ожиданиями радикальных перемен.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> Согласно новому проекту, государственная служба это «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами… конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации».<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> Государственные служащие федерального уровня и субъектов Российской Федерации различаются прежде всего по источнику их денежного содержания — соответственно из федерального либо из местных бюджетов.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> Первые шаги администрации Путина в области реформы госслужбы стали свидетельством более глубокого понимания места этой реформы в общем процессе государственных и рыночных реформ — во всяком случае такое понимание присутствует в речах президента и близких к нему лиц. Одновременно появилась и озабоченность нарастающим кризисом в обеспечении госаппарата профессионально подготовленными специалистами и опытными руководителями, что стало следствием как дефицита квалифицированной рабочей силы на столичном рынке труда, так и плачевного наследия в сфере оплаты труда госслужащих. Внутри государственной машины зрело недовольство сложившейся ситуацией, в результате чего появились признаки формирования менеджеризма уже более солидного и зрелого типа.<ref>http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148059</ref> 10 марта 2009 года Медведев подписал указ N 261 «О федеральной программе „Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)“». Указом была утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)». Программа обеспечивает продолжение реформы и призвана создать единую систему государственной службы как важнейшего механизма эффективного государственного управления. Мероприятия программы будут направлены на сокращение затрат в сфере государственной службы, внедрение лучшего отечественного и зарубежного опыта ее организации. Программа учитывает различия в темпах развития законодательства о видах государственной службы. С принятием новых федеральных законов о военной службе и правоохранительной службе будет создана комплексная нормативно-правовая база государственной службы в целом. Предполагается разработать и внедрить современные кадровые, информационные и образовательные технологии. К основным задачам программы отнесены меры противодействия коррупции на государственной службе, при этом особое внимание уделено ее профилактике. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в программе предусмотрена разработка антикоррупционных стандартов для государственной и муниципальной службы в рамках единой системы запретов и ограничений.<ref>[http://www.rg.ru/2009/03/11/medvedev.html Президент Дмитрий Медведев подписал указ об утверждении федеральной программы реформирования и развития системы госслужбы]</ref><ref>[http://www.rg.ru/2009/03/11/ukaz-dok.html Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы