Реформа ЖКХ России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Реформа ЖКХ России — реформа жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющаяся в России. Среди направлений реформы: снижение дотационности ЖКХ и его демонополизация.

Для снижения дотационности сферы коммунальных услуг осуществляется поэтапный переход к тарифам, которые полностью обеспечивают возмещение затрат на содержание и ремонт домов, при одновременном расширении механизмов адресной социальной поддержки населения.[1]

Демонополизация, и как следствие, развитие конкуренции, подразумевает формирование новых рыночных отношений, «правил игры» в этой отрасли, связанных с формированием института товариществ собственников жилья. С этой целью проводятся следующие мероприятия:[2]

  • упрощение процедур создания и регистрации товариществ собственников жилья;
  • предоставление права свободного выбора способов управления многоквартирными домами;
  • обеспечение повышения правовой грамотности населения в сфере управления частной собственностью.

В рамках реформирования ЖКХ, разделения рынка жилищных и коммунальных услуг развиваются новые формы взаимодействия государства и бизнеса на базе уже существующих законодательно типовых договоров концессий.[3]

С целью развития конкуренции, привлечения в отрасль частных инвестиций и повышения операционной эффективности организаций коммунального комплекса в 2010 году планировалось осуществить переход к установлению тарифов с использованием метода доходности инвестированного капитала.[4]

Содержание

[править] Цели реформы

28 февраля 2003 года министр экономического развития и торговли России Герман Греф назвал существующую систему ЖКХ супермонопольной и заявил, что стратегически принципиальная задача — переход к эффективным рыночным механизмам в сфере ЖКХ — распределению заказов на конкурсной основе, передаче потребителям функций заказчика и контролера услуг ЖКХ, а также скорейшему вводу приборов индивидуального учета коммунальных расходов граждан. Планируется переход от компенсаций населению на услуги ЖКХ к системе жилищных субсидий. Греф уделил особое внимание необходимости налаживанию персонифицированного учёта потребляемой энергии, тепла, горячей и холодной воды, предложив поставить специальные счетчики «на входе» в дома. Потребитель не должен оплачивать все расходы и потери коммунальных служб, а лишь предоставленные ему лично услуги, что должно стать, подчеркнул он, результатом реформы ЖКХ. При этом необходимо провести ревизию качества оказываемых услуг и структуры ЖКХ в регионах. Надо выделить в отдельные программы текущее содержание жилого фонда и капитальный ремонт, заявил Греф.[5]

[править] История

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» была одобрена концепция реформы ЖКХ.[6]

В мае 2003 года Путин подписал закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Закон предусматривает постепенную замену дотаций, передаваемых организациям ЖКХ на содержание жилья и оказание коммунальных услуг, адресными субсидиями гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законом будет рассчитываться исходя из цен на оплату жилья для населения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Органы госвласти субъектов РФ будут устанавливать порядок и условия предоставления субсидий на территории соответствующего субъекта РФ.[7]

В декабре 2003 года Путин заявил, что недофинансирование отрасли ЖКХ в России составляет около 100 млрд рублей, что обусловлено «раздачей льгот и невниманием к этой сфере». Путин подчеркнул, что в сфере жилищно-коммунальных услуг необходимо создать «рыночные условия», вместо того, чтобы «направлять из бюджета огромные средства предприятиям-монополистам». «Деньги нужно давать непосредственно гражданам, в отдельных городах идут по такому пути. Но Правительство РФ не может решиться на крупномасштабные шаги, чтобы действовать в этой сфере последовательно, так как опасается резкого увеличения тарифов, что отразится на материальном благосостоянии населения», — отметил Путин. «Но это должно быть сделано», — подчеркнул он.[8]

26 мая 2004 года в послании Федеральному собранию Путин обозначил проблему реформирования жилищно-коммунальной сферы как одну из самых актуальных общенациональных задач.[9]

26 апреля 2007 года в президентском послании Федеральному собранию Путин высказал идею создания Фонда содействия реформированию ЖКХ.[10]

В июне 2007 года был внесён законопроект о Фонде содействия реформе ЖКХ. 250 млрд рублей, по инициативе Путина выделяемых государством на переселение людей из аварийного жилья и капремонт той его части, что можно отремонтировать, будут распределяться через этот фонд. Функционировать Фонд содействия реформе ЖКХ будет как государственная корпорация со статусом некоммерческой организации. В законопроекте предусмотрено, что управлять средствами фонда будет наблюдательный совет, в который должны войти представители всех федеральных округов, а председателя будет назначать сам президент. 100 млрд рублей были предназначены на переселение жильцов аварийных домов и ещё 150 млрд — на помощь собственникам в проведении капитального ремонта.[11]

В июле 2007 года Путин подписал Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому в России началась работа некоммерческой организации, осуществлявшей функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение жильцов из аварийных домов. Фонд должен был создать безопасные и благоприятные условия проживания россиян, повысить качество реформирования ЖКХ, сформировать эффективные механизмы управления жилфондом и внедрить ресурсосберегающие технологии. Имущество Фонда формировалось за счет единовременного взноса из бюджета РФ в размере 240 млрд руб., а также за счет доходов, получаемых корпорацией от инвестирования временно свободных денежных средств и других законных поступлений. Предполагалось, что средства Фонда, полученные в виде имущественного взноса РФ, будут использоваться на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (40 %) и на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (60 %).[12]

В августе 2009 года Путин предложил регионам продолжить реформу ЖКХ. В частности, не только в части структурных изменений, но и ускорив решение назревших проблем капитального ремонта, расселения аварийного фонда, внедрения ресурсосберегающих технологий. «Как показывает опыт федерального фонда ЖКХ, инвестиции в эту сферу имеют не только социальный, но и антикризисный эффект», — заявил Путин.[13]

В августе 2009 года Путин заявил, что реформа ЖКХ в полном объёме должна завершиться до 2020 года. Целью реформы станет отмена монополии на предоставление коммунальных услуг гражданам РФ. Программа подразумевает создание коммерческих жилищно-коммунальных предприятий, которые были бы заинтересованы в своей работе и прибыли, соответственно. Премьер высказался о том, что современное халатное отношение служб ЖКХ — просто недопустимо. А исправить это может только здоровая конкуренция, именно в условиях конкуренции между жилищно-коммунальными предприятиями будет достигнуто экономичное и качественное использование водо- и теплоснабжения жилых домов и других объектов. Премьер также отметил, что постоянное повышение тарифов на коммунальные услуги ни к чему не приведут, вся проблема в изношенности жилищно-коммунальной инфраструктуры, которую необходимо полностью реставрировать и модернизировать. «Существующие проблемы известны хорошо: это высокие издержки, огромные непозволительные потери ресурсов, большая изношенность инфраструктуры», — говорил Путин. Согласно его словам, в России впустую «отапливаются» целые улицы, «утекают десятки миллиардов рублей», «тарифы растут из года в год, а положение дел существенно не меняется». То есть граждане России, по сути, платят за себя и за халатность коммунальщиков, которые не вовремя отремонтировали трубу или не заметили перерасход электроэнергии из-за своей же собственной халатности. Именно поэтому премьер-министром предлагается найти стимулы, которые подталкивали бы организации коммунального комплекса к снижению «недобросовестных» издержек, а так же к повышению качества предоставляемых услуг населению. А сделать это можно только в условиях нормальной рыночной конкуренции.[14]

В феврале 2010 года Министерство регионального развития от лица Правительства РФ подписало соглашение с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении займа на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах России. Размер займа составил 200 миллионов долларов. Расчетный срок возврата инвестиций 5-7 лет за счет существенной экономии на расходах на ликвидацию аварий, штрафах за экологический урон, расходов на проведение текущего ремонта находящихся в аварийном состоянии сетей, подлежащих полной замене. Руководителем совместного проекта МБРР и Правительства РФ "Реформа ЖКХ в России" является Григоров А.Д.

[править] Документы

Подписан Указ Президента РФ от 27 мая 1997 года № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».[15]

Подписано Постановление межведомственного совета по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 29 мая 1997 года № 1 «О мерах по ускорению реформы жилищно-коммунального хозяйства РФ».[16]

Подписан Приказ Госстроя РФ от 11 декабря 1997 года № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов но реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ».[17]

Подписано Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 года № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998—1999 годы».[18]

Подписано Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 года № 205 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».[19]

Подписано Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».[20]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  2. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  3. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  4. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  5. Парламентские слушания на тему «Социальные последствия реформирования жилищно-коммунального хозяйства»
  6. [1][2]
  7. Путин подписал закон о реформе ЖКХ
  8. http://www.rosbalt.ru/main/2003/12/18/135353.html
  9. [3][4]
  10. http://www.rg.ru/2007/06/19/putin.html
  11. http://www.rg.ru/2007/06/07/fond-zkh.html
  12. [5][6]
  13. [7]
  14. [8]
  15. [9][10]
  16. [11][12]
  17. [13][14]
  18. [15][16]
  19. [17][18]
  20. [19][20]
Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина


Дмитрий Анатольевич Медведев
Периоды  1965—1989 годы1990—1999 годы2000—2008 годыПрезидентство
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011
Политика  Социально-экономическая политика
Реформы  НалоговаяПенсионнаяЖКХОбразования (Среднего образования) • Системы госуправления (Административная) • ВоеннаяМВДФедеративная
Послания Федеральному собранию  2008200920102011
Публикации 
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия во время президентства Медведева (Экономика, Внешняя политика, Изменение социально-экономических показателей)
Личные инструменты