Реформа ВПК в России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Реформа ВПК в России (2000-е годы) — реформа оборонно-промышленного комплекса России, осуществлённая в 2000-е годы.

Содержание

[править] История

9 июня 2001 года в Омске прошло совещание Сибирского федерального округа (СФО) по проблемам развития ВПК, в котором, помимо Владимира Рушайло, представителей Минобороны РФ и оборонных предприятий, участвовали и представители группы «Сибирский алюминий». Открывая заседание, полпред в СФО Леонид Драчевский сказал, что в ходе военной реформы планируется создать 36 основных системообразующих военно-промышленных комплексов. Л.Драчевский заявил, что наиболее важной проблемой развития ВПК он считает невостребованность его продукции. В качестве примера успешного выхода из положения Л.Драчевский привёл оборонные предприятия Омска, которые, по его словам, вполне успешно взаимодействуют с холдингом «Норильский никель».

27 июля 2001 года правительство России на закрытом заседании одобрил программу реформирования и развития ВПК на 2001—2006 годы. По словам зампреда правительства РФ Ильи Клебанова, суть реформы состоит в том, чтобы сконцентрировать «оборонку» в мощных корпоративных структурах. Общее количество предприятий ВПК при этом будет сокращено вдвое (сейчас их насчитывается 1700). Как сказал И.Клебанов, реализация программы начнётся «практически с завтрашнего дня».

4 сентября 2001 года И.Клебанов на совещании в Новосибирске заявил, что оборонные предприятия, которые в ходе реформы ВПК перейдут на выпуск гражданской продукции, будут приватизированы. И.Клебанов пообещал, что госпакеты акций этих заводов будут переданы в региональное управление. На базе оставшихся оборонных предприятий будут созданы вертикально-интегрированные холдинги. «Однако налоги, несмотря на московское подчинение, предприятия по-прежнему будут платить „своему“ субъекту федерации», сказал И.Клебанов.

30 ноября 2001 года Путин утвердил «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».[1]

В 2001 году были приняты федеральные целевые программы «Реформирование и развитие ОПК (2002—2006 гг.)» и «Национальная технологическая база (2002—2006 гг.)». По первой программе основными задачами реформы ОПК определены: обеспечение условий (в том числе правовых) для устойчивого развития в нем разработок и производства конкурентоспособной продукции; оптимизация структуры ОПК путем создания ограниченного количества интегрированных структур (таких как корпорация «Тактическое ракетное вооружение», концерн ПВО «Алмаз-Антей», авиационная холдинговая компания «Сухой» и др.); привлечение внебюджетных инвестиций для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; увеличение социальных гарантий работникам ОПК и ряд других.[2]

[править] Создание концерна ПВО Алмаз-Антей

23 апреля 2002 года президент России Владимир Путин подписал указ «Об открытом акционерном обществе „Концерн ПВО Алмаз-Антей“». Документ предусматривал формирование на базе существующей промышленной компании «Концерн „Антей“» мощнейшей интегрированной структуры, в которую войдет более 40 предприятий, специализирующихся на разработке и производстве систем противовоздушной и противоракетной обороны для всех видов вооруженных сил. Объем выполненных и выполняемых этими предприятиями экспортных заказов за последние семь лет оценивается более чем в $2,5 млрд.

До сих пор на рынке отечественных систем ПВО было пять основных игроков. 100-процентно государственное ОАО «Концерн „Антей“» объединяло разработчиков и производителей комплексов ПВО ближнего действия («Тор-М1») и систем дальнего действия для сухопутных войск (С-300В и перспективный «Антей-2500»). За последние семь лет «Антей» выполнил экспортных заказов примерно на $800 млн. Частное ФПГ «Оборонительные системы» объединяло производителей систем дальнего действия для войск ПВО (С-300П). Объем выполненных экспортных заказов ФПГ оценивается примерно в $1 млрд. НПО «Алмаз» (государству принадлежит в нем 61,75 % акций) разрабатывал системы дальнего действия для войск ПВО. По контрактам «Оборонительных систем» НПО получило $2 млн, а в прошлом году «Алмаз» сам стал исполнителем $400-миллионного контракта на поставку в КНР систем С-300ПМУ-2. Кроме того, Тульское КБ приборостроения разрабатывают ракетно-пушечные комплексы «Тунгуска» и «Панцирь» и корабельные комплексы ПВО ближнего действия «Каштан» (объем продаж — около $1 млрд), а Коломенское КБ машиностроения специализируется на переносных ЗРК «Игла» (объем продаж — около $200 млн). Однако последние два предприятия стояли особняком, они работают не только по противовоздушной тематике и даже подотчетны не Российскому агентству по системам управления (РАСУ), а Российскому агентству по обычным вооружениям.

Когда примерно два года назад Российское агентство по системам управления провозгласило курс на интеграцию предприятий отрасли и создание единых технологических комплексов на базе крупных холдингов и концернов, между «Антеем», «Оборонительными системами» и «Алмазом» разгорелась ожесточенная борьба: каждый стремился к тому, чтобы объединение осуществлялось именно на его базе. Поначалу наиболее выигрышные позиции были у «Оборонительных систем». Илья Клебанов в бытность вице-премьером, курирующим оборонный комплекс, предлагал создать над объединяемыми предприятиями управляющую компанию со статусом федерального государственного унитарного предприятия, а сами заводы и КБ сделать дочерними структурами управляющей компании. Эту схему объединения поддерживали также глава РАСУ Владимир Симонов и назначенный в апреле 2001 года заместителем министра обороны по вооружению генерал-полковник Алексей Московский. А поскольку ни для кого не были секретом добрые отношения между этими чиновниками и менеджментом «Оборонительных систем», конкуренты ФПГ не сомневались, что в результате объединения ключевые посты в концерне ПВО займут именно представители этой ФПГ.

В ответ руководители «Антея» и «Алмаза» решили объединить свои усилия в борьбе с «Оборонительными системами». В феврале 2001 года они подписали соглашение, в котором продекларировали намерение объединиться друг с другом в концерн «Алмаз-Антей», но не в рамках концерна ПВО. При этом гендиректор «Алмаза» Игорь Ашурбейли и генеральный конструктор «Антея» Вениамин Ефремов утверждали, что заручились поддержкой главы администрации президента Александра Волошина.

После серии взаиморазоблачающих публикаций в прессе и обращений обеих сторон к президенту и премьеру Владимир Путин поручил разобраться в сложившейся ситуации одному из наиболее близких ему людей — заместителю главы кремлевской администрации Виктору Иванову, который заменил представителей РАСУ на постах председателя совета директоров и «Антея», и «Алмаза». Руководителями «Антея» и «Алмаза» удалось убедить господина Иванова в том, что объединять предприятия отрасли нужно не под новыми управляющими компаниями, а на базе уже существующих структур.

Кроме того, в конце января Михаил Касьянов направил докладную записку на имя президента Путина, в которой предложил при реализации программы реформирования оборонно-промышленного комплекса создавать интегрированные структуры преимущественно на базе существующих объединений, а не путем создания новых управляющих компаний. Президент с этим предложением согласился. Когда же президент понизил Илью Клебанова до уровня простого министра, а премьер своим распоряжением уволил главу РАСУ Владимира Симонова, исход борьбы за концерн ПВО стал окончательно ясен.

Подписанный вчера указ предусматривает объединение более чем 40 предприятий именно на базе промышленной компании «Концерн 'Антей'», которая переименована в концерн ПВО «Алмаз-Антей». В уставный капитал этого концерна будут передаваться 74,5 % акций попавших под объединение госпредприятий (остальные будут закреплены в собственности государства) и госпакеты акций уже акционированных заводов и конструкторских бюро. Единственное исключение сделано для подмосковного НИИ им. Тихомирова — «Алмаз-Антей» получит 51 % его акций, а другие 49 % будут переданы петербургской корпорации «Аэрокосмическое оборудование». Новому концерну помимо прочего передаются все основные заводы, входившие в «Оборонительные системы» (под их остался лишь 70-процентный пакет Московского радиотехнического завода и 35-процентный пакет КБ «Кунцево»), а также несколько предприятий, ранее подконтрольных Российскому авиакосмическому агентству (МКБ «Факел», Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», петербургский Обуховский завод и екатеринбургское КБ «Новатор») и Российскому агентству по судостроению (НПО «Альтаир» и подмосковный РАТЕП). В целом же «Алмаз-Антей» значительно расширит номенклатуру своей продукции по сравнению с концерном «Антей». В его сфере теперь будет находиться разработка и производство комплексов ПВО средней дальности «Бук», корабельных систем дальнего действия С-300Ф, разведывательно-информационных средств, а также осуществление наладки, эксплуатации и сервисного обслуживания всей производимой техники.

Наиболее любопытная ситуация сложилась вокруг НПО «Алмаз». Дело в том, что главный союзник «Антея» включен в концерн ПВО, по сути, на тех же правах, что и другие предприятия. Как объяснил вчера Ъ источник в руководстве «Антея», теперь в силу должны вступить джентльменские договоренности, по которым представители «Антея» и «Алмаза» на паритетных началах сформируют рабочие группы по созданию единого концерна. На паритетных началах будет формироваться и менеджерский состав новой структуры.

Впрочем, пост гендиректора концерна ПВО может не достаться ни «Антею», ни «Алмазу». Представитель «Антея» вчера заявил Ъ, что, «скорее всего, образование такого монстра не обойдется без делегирования в его состав 'комиссара', который будет присматривать за всем происходящим». По мнению источника Ъ, хотя назначение главы концерна осуществляется премьером по согласованию с администрацией президента, решение по конкретным кандидатурам будет приниматься лично Владимиром Путиным. И пока невозможно даже предположить, на кого падет выбор президента. Хотя по данным Ъ, фамилии гендиректора «Антея» Юрия Свирина и гендиректора «Алмаза» Игоря Ашурбейли сейчас все же входят в список потенциальных кандидатов на пост гендиректора концерна ПВО, который в общей сложности насчитывает около десяти имен.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Обзор по материалам СМИ № 3 (19-25 января 2002 года)
  2. Ерасова Е. А. Научно-технические и экспортные возможности российского оборонно-промышленного комплекса // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. 1 (№ 5)
Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты