Редактирование Ракетно-космическая промышленность Украины (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== С 1991 года === В апреле 1992 года решением главкома Вооруженных Сил СНГ и Министерства промышленности России ЮМЗ был освобожден от обязанностей изготовителя МБР четвертого поколения. В том же году их сборка на предприятии была прекращена. Тем же решением КБ «Южное» и ЮМЗ освобождены от обязанностей головного разработчика и изготовителя универсальной модернизированной ракеты РТ-2ПМ2 с передачей их производства в Россию.<ref>[http://vpk.name/news/111771_ukrainskoe_raketostroenie_ot_chelomeya_do_kolomoiskogo.html Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014]</ref> С 1992 года ЮМЗ прекратил выпуск баллистических ракет в интересах Вооруженных Сил РФ. Основным продуктом ЮМЗ в 1990—2000-е годы стали ракеты космического назначения, разработанные еще во времена СССР. Наибольший доход предприятию принесла РН «Зенит-3SL» в рамках проекта Sea Launch. Совместное предприятие по предоставлению пусковых услуг создано в 1995 году с участием российской корпорации «Энергия», ГКБ «Южное», ЮМЗ, компании Boeing и норвежской компании Kvaerner (сейчас в составе группы компаний Aker ASA Group). В составе СП 40 процентов акций получил Boeing (общее руководство, маркетинг, строительство и эксплуатация базового порта в городе Лонг-Бич), 25 процентов — РКК «Энергия» (головное предприятие по ракетному сегменту проекта, производит третью ступень РН «Зенит-3SL» — разгонный блок ДМ-SL), 20 процентов — Kvaerner (стартовая платформа Odyssey на базе плавучей буровой платформы и сборочно-командное судно Sea Launch Commander). ГБК «Южное» и Южмаш получили по 5 и 10 процентов акций соответственно. Они отвечали за разработку и производство первых двух ступеней РН «Зенит-3SL». С 1999 года по настоящее время СП Sea Launch выполнило 36 коммерческих пусков РН «Зенит-3SL». Они проводятся с экватора из района острова Рождества (Тихий океан), что позволяет запускать на наиболее востребованную сегодня коммерческими заказчиками геостационарную орбиту более тяжелые КА по сравнению с запусками с космодромов, расположенных не на экваторе. По неофициальным данным, контракт на пуск носителя стоит 80-100 миллионов долларов, из которых украинская сторона получает в среднем 20-25 миллионов долларов.<ref>[http://vpk.name/news/111771_ukrainskoe_raketostroenie_ot_chelomeya_do_kolomoiskogo.html Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014]</ref> За время работы СП Sea Launch стало одним из лидеров мирового рынка пусковых услуг (его доля составляла в разные годы 15-40 процентов). Основными конкурентами выступили СП International Launch Services (занимается маркетингом российских РН «Протон-М») и европейская компания Arianespace (РН семейства Ariane 5). Кроме того, участники программы Sea Launch учредили проект Land Launch по запуску доработанной РН «Зенит-3SL» (с разгонным блоком ДМ-SL) и «Зенит-3SL» (без разгонного блока) с космодрома Байконур. Проигрывая по грузоподъемности морскому варианту, «Наземный старт» экономнее благодаря более простой инфраструктуре Байконура. При использовании стартовой площадки в Казахстане отпадает необходимость сравнительно длительного перехода стартовой платформы из базового порта в район запуска. Первый запуск по новой программе состоялся 28 апреля 2008 года.<ref>[http://vpk.name/news/111771_ukrainskoe_raketostroenie_ot_chelomeya_do_kolomoiskogo.html Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014]</ref> История компании не избежала событий скандального характера, связанных с неожиданным банкротством «Си Лонча». В 2008 году компания неожиданно прекратила пуски, а в суд города Лос-Анджелеса поступило обращение о признании компании банкротом. Инициатор банкротства — «Боинг», который нес основную маркетинговую нагрузку по проекту. После череды судебных исков контроль над компанией получила РКК «Энергия», заплатив «Боингу» более 155 миллионов долларов, которые были предъявлены в качестве убытков компании. В настоящее время «Морской старт» контролирует РКК.<ref>[http://vpk.name/news/111771_ukrainskoe_raketostroenie_ot_chelomeya_do_kolomoiskogo.html Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014]</ref> В конце 2012 года менеджмент швейцарской корпорации «Си Лонч АГ», «дочки» РКК «Энергия», объявил, что прямые убытки по итогам 2011 составили более 100 миллионов долларов, не лучше результат и в 2012 году, а для продолжения дальнейшей работы срочно необходимы как минимум 200 миллионов долларов. В 2013-м пуски «Морского старта» были приостановлены после аварии ракеты с КА «Интелсат» 1 февраля, связанной с аварийным отключением двигателей сразу после старта. Возобновление программы произошло 27 мая текущего года с запуском КА Eutelsat3B.<ref>[http://vpk.name/news/111771_ukrainskoe_raketostroenie_ot_chelomeya_do_kolomoiskogo.html Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014]</ref> На мировом рынке до недавнего времени пользовались спросом запуски лёгких космических аппаратов в рамках проекта «Днепр». В качестве носителя в проекте используется МБР Р-36М, а в перспективе — Р-36М2 «Воевода». Ракеты для запуска берутся из наличия РВСН России по мере снятия их с боевого дежурства. Для осуществления запусков по проекту «Днепр» в сентябре 1997 года зарегистрировано ЗАО «Международная космическая компания „Космотрас“ („Космические транспортные системы“). Акции предприятия распределили пополам между российскими и украинскими предприятиями. С апреля 1999 года осуществлено 19 пусков, один (26 июля 2006-го) завершился аварией. Все пуски Р-36М проводились в рамках российской программы „Зарядье“, преследующей цель продления ресурса МБР этого типа, тем самым существенно снижалась их себестоимость. Основным конкурентом программы „Днепр“ являются российские РН „Рокот“ и „Космос-3М“ (производятся ГКНПЦ имени Хруничева). Однако их себестоимость заведомо выше: для „Рокота“ (на базе снимаемых с боевого дежурства первых двух ступеней МБР УР-100НУ) требуется изготовление разгонного блока „Бриз-КМ“ и головного обтекателя, а РН „Космос-3М“ вообще производится целиком.<ref>[http://vpk.name/news/111771_ukrainskoe_raketostroenie_ot_chelomeya_do_kolomoiskogo.html Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014]</ref> Вопросом „выравнивания“ конкурентных условий, вероятно, озаботился экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. В 2008—2009 годах пуски „Днепра“ прекратились, так как МО РФ, по сведениям украинских специалистов, подняло цену на Р-36 с символической до рыночной. Стоимость ракеты для программы оказалась в пределах доходов от каждого пуска. В этой связи старты „Днепра“ стали нечастым явлением. По специальной просьбе президента Виктора Януковича к президенту Владимиру Путину Украина получила ракету для запуска спутника дистанционного зондирования Земли „Сич-2М“ в 2011 году. Со сменой главы МО РФ РН „Днепр“ стартовал чаще, однако в связи с нынешними неопределенными отношениями Киева и Москвы вероятность продолжения стартов РН существенно снижается.<ref>[http://vpk.name/news/111771_ukrainskoe_raketostroenie_ot_chelomeya_do_kolomoiskogo.html Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы