Промышленность Японии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Промышленность Японии — отрасль экономики Японии.

Содержание

[править] История

Во второй половине XIX века в Японии быстрыми темпами развивалась текстильная и одновременно росла тяжёлая промышленность, чему в немалой степени способствовало государство. В отличие от Америки, где средой деловых отношений стала свободная конкуренция, в Японии основной ценностью считалась не экономическая свобода, а патернализм, покровительство со стороны государства. В конце XIX века государство активно организовывало на казенные средства предприятия и продавало их затем в частные руки. Так, в собственность компании «Мицубиси» был продан самый крупный в Японии судостроительный завод в Нагасаки, позже она же получила и золотые рудники на острове Садо (находящемся недалеко от Хонсю, близ города Ниигата), серебряные рудники Икуно (к северо-западу от Кобе), угольные шахты Хоккайдо. Торговый дом «Мицуи» получил текстильные фабрики и угольные шахты Миикэ (на западе острова Кюсю, в префектуре Кумамото) и пр. Обрабатывающая промышленность, ускоренное развитие которой на современной технической основе началось в Японии сразу после Второй мировой войны, без преувеличения, явилась «локомотивом» экономического развития этой страны. Именно благодаря ей были впервые в мире получены поистине феноменальные результаты — среднегодовые темпы роста японской промышленности в период 1955—1973 гг. превышали 10 %. Постепенно структура японской промышленности дополнялась все более сложными и современными отраслями, прежде всего машиностроительными, ориентированными на экспорт.[1]

В конце 1960-х годов по объёму промышленного производства страна вышла на второе место в мире после США, а теперь уже является не только одним из мировых промышленных лидеров, но и самой индустриализованной страной в мире: показатель условно чистой промышленной продукции на душу населения в США составляет менее 1/4 от уровня Японии. Таким образом, несмотря на то, что страна перешла уже на постиндустриальную стадию развития (на отрасли третичного сектора здесь приходится более 60 % ВВП и более 60 % занятых), обрабатывающая промышленность сохраняет свое значение, хотя ее доля и неуклонно снижается и составляет немногим более 20 % ВВП. Это больше, чем в США, но уже близко к показателям Германии, Великобритании или Франции, где также наблюдается неуклонное снижение удельного веса промышленности в экономике и стремительный рост доли сектора услуг. Софтизацию3 экономики иногда ошибочно противопоставляют промышленному развитию, в действительности же дело обстоит иначе: софтизация обеспечивает качественный рост промышленности, а не заменяет ее.[2]

В условиях глобализации мировой экономики в промышленных отраслях, ориентированных на потребление, стала расти доля зарубежного производства: многие японские фирмы стали выносить свои заводы в другие страны. В середине 1980-х годов доля зарубежного производства составляла около 3 %, а к концу XX в. превысила 10 % — и заговорили было о выхолащивании японской промышленности. Вместе с тем не только наиболее современные интеллектоёмкие отрасли с высокой долей добавленной стоимости активно развиваются в самой Японии (и более того, в самом ее центре — Токио), но и сохраняют свое значение предприятия таких «классических» отраслей, как автомобилестроение, металлургия, химическая промышленность. Произошедшее в 90-е годы снижение основных показателей развития промышленности — результат структурных изменений в экономике, совпавших по времени с общей неблагоприятной ситуацией в экономике. Так, за 1990—2000 гг. число предприятий сократилось на 22 % — с 436 до 341 тыс., число занятых на 18 % — с 11,2 до 9,2 млн человек, a объем продаж — с 340,8 до 300 трлн иен.[3]

В послевоенный период ускоренно развивались такие базовые материалоемкие отрасли промышленности, как черная металлургия, химия и нефтехимия. Заводам этих отраслей требуется крупногабаритное оборудование, и они размещались на равнинных, доступных с моря участках в юго-восточной части Тихоокеанского побережья Хонсю и в северо-западной части Кюсю — там, куда из стран Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании поступало импортное сырье. Там же, в портах концентрировались и предприятия легкой, прежде всего текстильной, промышленности, ориентированные на экспорт.[4]

По мере развития центральное место в обрабатывающей промышленности заняли машиностроительные отрасли, доля добавленной стоимости в продукции которых постоянно повышалась, — от производства простого оборудования и автомобилей к точному машиностроению, сложному станкостроению, электронике и т. д. Соответственно менялись и факторы размещения. На первое место выходил уже фактор экономии на транспортных издержках, предприятия тяготели к основным потребителям — крупным промышленным центрам, и размещались все на том же Тихоокеанском побережье. Ориентирующиеся на дешевую рабочую силу электротехнические предприятия иногда, правда, располагались во внутренних районах Хонсю — в таких городах, как Сува, Мацумото, Кофу, Такасаки, Нагано, Корияма, Ёнэдзава, Ямагата и др., но общей картины размещения промышленности по территории страны они не изменили.[5]

Постепенно увеличивалась и экспортная ориентация японской промышленности, что также способствовало размещению предприятий в крупных портовых городах. В Тихоокеанском промышленном поясе на рубеже 60—70-х годов было сконцентрировано более 60 % населения, более 65 % ВВП и национального дохода и почти 70 % промышленного производства. Подобная сверхконцентрация населения и производства имела серьезные негативные последствия: ухудшилась экологическая обстановка, ухудшились и условия для функционирования и развития самой промышленности (нехватка пресной воды и дефицит земли для промышленных площадок).[6]

С середины 1970-х годов в стране развернулась структурная перестройка промышленности — на первый план вышли высокотехнологичные, наукоемкие отрасли и производства4, размещение которых, в отличие от лидировавших до этого энерго- и материалоемких отраслей, не требует непременного приближения к портам ввоза сырья и энергоносителей. Теоретически это могло бы позволить их развитие во внутренних, периферийных по отношению к Тихоокеанскому поясу районах, тем более что удельные издержки их транспортировки невелики в силу высокой стоимости и сравнительно небольшого объема продукции. Однако локализация и этих предприятий стала тяготеть к Тихоокеанскому промышленному поясу, поскольку именно здесь сосредоточены основные информационные ресурсы, ведущие научно-исследовательские центры, наиболее квалифицированная рабочая сила.[7]

Относительное сокращение доли вклада живого труда в экономический рост при быстром увеличении доли капитала и инноваций также снижало преимущества периферии (удаленной от основных «денежных мешков» и лежащей в стороне от магистральных путей распространения нововведений). К тому же, когда у промышленных корпораций появились широкие возможности выносить предприятия за рубеж, в страны с низкой стоимостью рабочей силы, привлекательность периферийных районов Японии для нового промышленного строительства стала еще меньше (преимуществ мало, а платить рабочим нужно по общеяпонским ставкам). Поэтому предприятия высокотехнологичных отраслей наследовали ту же модель размещения, что и их материалоемкие предшественники — в Тихоокеанском промышленном поясе. Лишь рассредоточение некоторых (далеко не самых инновационных) предприятий электронной промышленности по всей Японии — от Кюсю до южной части Хоккайдо косметически сглаживало общую тенденцию.[8]

Примерно то же можно сказать и о факторах размещения высокотехнологичных услуг — информационных, образовательных, связанных с развитием ресурсов человека и т. д.: наиболее привлекательными для них, конечно же, являются крупные города. Превращение в 1980-e годы Токио в один из мировых финансовых центров, разумеется, не способствовало ослаблению привлекательности центра, напротив, именно сюда устремились штаб-квартиры ведущих корпораций мира, что, в свою очередь, создает дополнительный спрос на различные виды услуг и объективно способствует дальнейшей концентрации здесь промышленности.[9]

[править] Региональная структура

В Японии сложилось чётко выраженное хозяйственное ядро из трёх крупных индустриальных урбанизированных зон, в которых сосредоточена основная часть экономического и научного потенциала, высококвалифицированных кадров, а также представлена наиболее развитая производственная и социальная инфраструктура страны. Эти зоны (с северо-востока на юго-запад) суть: Кэйхин (с центром в Токио, на долю этого района приходится 22 % промышленного производства страны), Тюкё (Нагоя, 16 %), Хансин (Осака, 12 %). Суммарная их доля составляет 50 %.[10]

Все остальные районы Японии обычно рассматривают как периферию, хотя поблизости от центра сформировалось еще пять заметных индустриальных районов: Китаканто (Северный Канто — префектуры Тотиги, Ибараки, Гумма, соседствующие с Токийской агломерацией с севера и дающие 9 % промышленного производства Японии), Сэтоути (прибрежная полоса Внутреннего Японского моря в префектурах Окаяма, Хиросима, Ямагути, Кагава, Эхиме, 8 %), Токай (на Тихоокеанском побережье, между Канто и Хансин, префектура Сидзуока, 6 %), Хокурику (обращенный к побережью Японского моря, от города Ниигата до залива Вакаса, 4 %), а также Китакюсю (Северный Кюсю — Фукуока, 3 %). Последний еще в 1950—1970-е годы относился к высокоразвитым районам, но вследствие переориентации энергобаланса страны с каменного угля, запасы которого там имелись, на нефть и расширения географии импортных поставок сырья и топлива сдал свои позиции. В целом на восемь индустриальных районов (три ведущих и пять второстепенных) приходится 80 % промышленного производства Японии. Таким образом, несмотря на провозглашение правительством курса на более равномерное распределение экономических ресурсов по территории страны и все предпринимаемые попытки по деконцентрации промышленности, экономика остается территориально сверхсосредоточенной. Принято считать, что всерьез экономически освоено не более 1/3 площади Японии.[11]

[править] Добыча полезных ископаемых

В Японии нет значительных запасов полезных ископаемых, и добывающая промышленность не имеет сколько-нибудь важного значения. Даже небольшая добыча немногих видов полезных ископаемых, которая велась в период высоких темпов экономического роста и которую предполагалось сохранить для снижения зависимости страны от импорта, постепенно сводится на нет. Последняя из действовавших угольных шахт, находившаяся недалеко от Кусиро на Хоккайдо, в начале января 2002 г. закрылась, не выдержав международной конкуренции из-за высокой себестоимости добычи.[12]

За счет собственной добычи нефти (менее 1 млн т в год) удовлетворяется не более 0,3 % потребностей японской экономики. Немногим более Япония обеспечивает себя и природным газом — около 4 %, добывая примерно 2,3 млрд м3. Нефтегазоносность в пределах Японских островов связана с рядом сравнительно небольших по площади впадин. Основным районом добычи нефти и природного газа является префектура Ниигата (западный фасад Хонсю), на которую приходится более 80 % общей добычи как нефти, так и газа в стране, в том числе и с месторождений континентального шельфа.[13]

[править] Примечания

  1. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  2. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  3. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  4. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  5. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  6. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  7. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  8. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  9. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  10. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  11. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  12. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
  13. Тихоцкая И. С. Общая характеристика японской промышленности
Промышленность
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроениеАтомное энергетическое машиностроениеСельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеОборонно-промышленный комплексЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьРадиоэлектроникаИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроение
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургияГорная металлургия
Прочие отрасли  Химическая промышленностьПищевая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьДобыча полезных ископаемыхЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленность
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты