Редактирование Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008) (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Стратегия развития [[нефтегазовый комплекс России|нефтегазового комплекса]] === Стратегия развития нефтегазового комплекса (НГК) направлена на решение следующих основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны: * Неудовлетворительное развитие сырьевой базы нефтегазового комплекса — прирост разведанных запасов нефти не восполняет текущий уровень добычи. Нефтяные компании и ОАО «Газпром» проводят геологоразведочные работы в новых регионах и на шельфах морей в явно недостаточном объеме. Ухудшается структура разведанных запасов нефти — к 2010 году доля высокопродуктивных запасов в общем их объеме может снизиться с 45 % до 30 %, что напрямую угрожает энергетической безопасности страны. * Дефицит мощностей по экспорту нефти (прежде всего трубопроводных), который увеличивает транспортные издержки российских компаний (почти вдвое по сравнению с экспортом по нефтепроводам), что ведет к неустойчивости российского экспорта в случае резкого снижения нефтяных цен . * Сверхконцентрация и чрезмерная зависимость российского экспорта от европейского рынка (на долю которого приходится порядка 96 % экспорта нефти и 100 % экспорта газа), что ведет к потере до 5-8 млрд долл. в год на ценовых скидках. Кроме того, относительно медленный рост европейского рынка и усиление экологических ограничений по экспорту (через Балтийское море и «проливы»), а также ставка энергетической политики ЕС на диверсификацию источников поставок нефти и газа могут привести к стагнации российского экспорта в этом направлении. * Отсутствие рыночной инфраструктуры и конкуренции на внутреннем энергетическом и нефтегазовом рынке, непрозрачность принципов формирования цен. * Сокращение объемов эксплуатационного и разведочного бурения, увеличение фонда неработающих скважин, значительные потери при добыче, транспортировке, переработке и использовании. * Низкая доля в объеме производства экологически чистых нефтепродуктов, которые соответствовали бы качеству потребляемой в США, Западной Европе и Японии продукции. Стратегическими направлениями решения существующих проблем в рассматриваемой перспективе являются: * реализация перспективных трубопроводных проектов; * стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры; * формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия); * стимулирование конкуренции путем совершенствования ценового (тарифного), налогового и таможенного регулирования; * создание и развитие механизмов государственного контроля дерегулируемых энергетических рынков; * модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов, развитие производства сжиженного газа и увеличение его экспорта, как и продуктов нефтехимии. ==== [[Нефтяной комплекс России|Нефтяной комплекс]] ==== Базовый вариант. Объём добычи (до 500 млн т) будет обеспечиваться за счёт продолжения эксплуатации уже разрабатываемых месторождений и ввода отдельных новых из уже открытых месторождений — в частности, в Томской области и в Ханты-Мансийском автономном округе. Для развития экспортной инфраструктуры планируется завершение проекта по расширению трубопроводных мощностей БТС с 50 млн т до 60 млн т в 2005—2006 годах, что, по предварительным расчетам, потребует инвестиций в объеме до 2 млрд долл. США. Второй целевой вариант. Прогнозируется значительный рост добычи нефти (до 530 млн т) за счет увеличения ассигнований на геологоразведку и разработку месторождений, в том числе Тимано-Печорского бассейна и ресурсов Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия). В дополнение к мероприятиям по развитию нефтепроводного транспорта по базовому варианту, предусматривается: 1) начало реализации трубопроводного проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан», пропускной способностью до 80 млн тонн нефти в год, со строительством на начальном этапе (2006—2008 годы) участка нефтепровода Тайшет — Сковородино и нефтеперегрузочного комплекса в бухте Перевозная, с привлечением на данном этапе ресурсов западносибирской нефти. Поставки нефти в страны АТР могут достигнуть к 2012 году 50 млн тонн. Завершающий этап строительства нефтепровода (Сковородино — бухта Перевозная) предполагается осуществлять за пределами прогнозируемого периода, с учетом необходимого времени для доразведки и обустройства месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и строительства транспортной инфраструктуры подводящих трубопроводов; 2) начало строительства нефтепровода из Западной Сибири на побережье Баренцева моря (в район Мурманска или порт Индига), с объемами транспортировки 50-80 млн тонн нефти в год. Это позволит сформировать новый экспортный канал на европейский рынок и рынок США, снизить риски экспортных поставок нефти, осуществляемых в настоящее время через турецкие проливы, а также осуществить замещение экспорта нефти железнодорожным и другими видами транспорта. При завершении строительства нефтепровода поставки по этому направлению могут начаться после 2010 года, с ориентацией на экспорт из Тимано-Печорской провинции, Западной Сибири и части транзита казахстанской нефти по системе ОАО «АК Транснефть». Осуществление проекта в зависимости от выбора трассы строительства потребует, по предварительным расчетам, около 5-12 млрд долл. США. Экономическая эффективность этого проекта определяется перспективами роста ресурсной базы и возможностью его использования для замены экспорта по железной дороге и морским путем. В условиях ценовых рисков и складывающегося состояния с сырьевой базой углеводородного сырья началу реализации намечаемых нефтегазовых проектов должно предшествовать достижение рамочных соглашений между нефтяными компаниями и государством с обязательствами по загрузке нефтепроводов и возможным схемам финансирования проектов. Нефтеперерабатывающая промышленность. Главным направлением развития нефтепереработки остается реконструкция и модернизация НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов, производству катализаторов и сырья для нефтехимии. Глубина переработки нефти увеличится с 70 % в 2003 году до 76 — 80 % в 2015 году, по сценариям, за счет структурной перестройки нефтеперерабатывающей отрасли. Предусматривается увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов и повышение эффективности переработки нефти, реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих предприятий. ==== [[Газовая промышленность России|Газовый сектор]] ==== Характерным для сырьевой базы газовой промышленности является ее высокая концентрация в уникальных и крупных по запасам месторождениях. Так, в 16 месторождениях (Уренгойское, Северо-Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское, Харасовейское, Новопортовское, Вынгапуровское, Комсомольское, Ен-Яхинское, Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Оренбургское, Астраханское и Штокмановское) сосредоточено более 90 % запасов ОАО «Газпром» и 50 % от общего объема разведанных запасов газа России. Доля независимых производителей в нефтяной промышленности и поставщиков газа в настоящее время составляет около 14 %, в перспективе добыча этими организациями возрастет, и их доля в общем объеме добычи составит не менее 20 процентов. Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс природного газа центрально-азиатских стран Содружества Независимых Государств. Это позволит избежать необходимости форсированных капиталовложений в разработку газовых месторождений на территории Российской Федерации и даст возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России. Основными рынками сбыта газа для России останутся Западная и Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение (поставки природного газа из России составляют примерно 20 % объема потребления в пятнадцати странах ЕС и около двух третей объема потребления газа в Центральной Европе). Перспективным могут стать и рынки в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии, включая такие страны, как Китай, Корея, Япония. США могут стать долгосрочным рынком сбыта сжиженного природного газа. Приведенные далее варианты различаются объемами добычи, экспорта и импорта природного газа, проектами освоения месторождений и объемами инвестиций. Базовый вариант не предусматривает реализацию новых масштабных инвестиционных проектов. Рост добычи газа (до 690 млрд м3) во многом обеспечивается независимыми производителями и повышением интенсивности разработки действующих месторождений. По второму целевому варианту рост добычи газа до 740 млрд м3 в 2015 году обеспечивается реализацией ряда новых масштабных проектов: *освоение Ковыктинского месторождения (начало добычи газа с 2007—2008 года) в рамках программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения; *на условиях СРП — Штокмановского месторождения (начало добычи газа с 2010 года), со строительством завода по производству сжиженного природного газа. Начинается также освоение газовых месторождений полуострова Ямал с добычей газа после 2015 года. Реализация указанных крупномасштабных проектов в нефтегазовом комплексе предполагается без привлечения средств из федерального бюджета. Однако потребуется поддержка государства в виде СРП и создания благоприятного инвестиционного климата.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы