Редактирование Приволжский федеральный округ (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Экономика == [[Изображение:VRPFOPFORF.png|thumb|465px|right|Динамика физического объёма валового регионального продукта Приволжского федерального округа и России в целом, в 1997—2010 годах, в % от уровня 1997 года]] {{main|Экономика Приволжского федерального округа}} Приволжский федеральный округ — один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27 % сельскохозяйственной продукции. В структуре промышленности округа важную роль играют такие отрасли, как [[машиностроение России|машиностроение]], особенно [[автомобилестроение России|автомобилестроение]], и топливно-энергетический комплекс. В регионе расположены также крупные предприятия химической и лёгкой промышленности. Характерная особенность Приволжья — большая доля предприятий военно-промышленного комплекса. Основной производственный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Нижегородской областях и Пермском крае. Весомая доля промышленного производства в Республике Башкортостан приходится на предприятия топливной (нефтедобыча и нефтепереработка), химической и нефтехимической промышленности (производство моторного топлива, смазочных масел, мазута, нефтебитума, синтетического каучука, спирта, синтетических смол и пластмасс), машиностроения (химическое и нефтяное, приборо- и станкостроение, автомобильная и электротехническая промышленность), чёрной (метизы широкого, марочного и профильного сортамента, стальная проволока и канаты) и цветной металлургии (добыча и обогащение медных руд). В производственной сфере Нижегородской области большой объём занимает машиностроение. В области действуют автомобилестроительные, судостроительные, станкостроительные, дизелестроительные предприятия. Кроме упомянутых предприятий, в Нижегородской области представлены отрасли химической, пищевой и лёгкой промышленности. Индустрия Пермского края специализируется на деревообработке и производстве минеральных удобрений. В области также действуют машиностроительные, химические, нефтехимические предприятия. В Республике Татарстан в машиностроительной отрасли приоритетным является производство грузовиков (КамАЗ) и оборудования для нефтехимической промышленности, а в Самарской области — производство легковых автомобилей (ВАЗ) и металлорежущих станков. Важнейшей отраслью региона является топливная промышленность. Нефтегазодобывающий комплекс Приволжья по масштабам уступает только Западной Сибири, но по объёмам нефтепереработки и газоперекачки является абсолютным лидером. По добыче нефти в регионе на первом месте Татарстан и Башкортостан. Нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Уфе, Перми, Кстове, Сызрани, Новокуйбышевске, Саратове, являются сырьевой базой для нефтехимической промышленности и поставляют ей более 80 видов полупродуктов: прямогонные бензины, бутановую, бутан-бутиленовую и другие фракции, бензол, стирол, кислоты, масла, парафины. Нефтепроводы и газопроводы Приволжского федерального округа также играют важную роль в экономике России, обеспечивая не только потребности региона, но и являясь важным звеном на пути нефти из Западной Сибири в западные регионы России и на экспорт. В рыночной специализации ПФО большое внимание уделяется электроэнергетике. В производстве электроэнергии лидируют тепловые электростанции, наиболее крупные из которых — Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС. Велика роль и гидравлических электростанций: Чебоксарская, Самарская, Саратовская ГЭС (на Волге), Нижнекамская и Камская ГЭС (на Каме). Атомная энергетика представлена самой крупной в регионе Балаковской АЭС (4 млн кВт). Особенность химической промышленности ПФО — её преимущественное развитие вместе с нефтеперерабатывающим комплексом и в тесной связи с автомобилестроением. Крупные нефтехимические центры созданы в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Саратовской областях и Пермском крае. Приволжский федеральный округ — монополист в производстве и переработке калийных солей Верхнекамского соленосного бассейна. Регион имеет все возможности для наращивания добычи: продукция пользуется высоким спросом на международном рынке и в дальнейшем будет так же востребована на внутреннем рынке. В металлургическом комплексе ПФО выделяется цветная металлургия, в которой преобладают медная и никелевая промышленность. В чёрной металлургии преобладает предельная и малая металлургия. Лесная промышленность Приволжского федерального округа дополняет его хозяйственный комплекс и отличается высоким уровнем развития: здесь производится 23 % пиломатериалов от общероссийского объёма, велика роль лесозаготовок и выпуска целлюлозно-бумажной продукции. В лёгкой промышленности, как дополняющей отрасли территориального комплекса, выделяются льняная, шерстяная, кожевенная и кожевенно-обувная, меховая и овчинно-шубная, ковровая. Приволжский федеральный округ отличается развитой транспортной сетью, включающей практически все виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, трубопроводный, воздушный. При этом ключевую роль в перевозках играет железнодорожный транспорт, на который приходится около 75 % грузооборота ПФО. Помимо обеспечения потребностей округа, железнодорожный транспорт связывает восточные и западные регионы России. Важное транспортное значение имеет река Волга с разветвлёнными судоходными притоками. Нижегородский транспортный узел является крупнейшим в России по речному грузообороту. Главное направление развития и размещения отраслей промышленности в Приволжском федеральном округе — модернизация и техническое перевооружение существующих производств, углубление переработки исходного сырья и расширение внутренних и внешних торговых связей. В ПФО функционируют предприятия обрабатывающей промышленности, добычи и первичной переработки сырья, нефтехимии и нефтепереработки, авиастроения, автомобилестроения, металлургии, судостроения. Округ обладает высоким научно-техническим потенциалом и потенциалом системы образования таких центров как [[Казань]], [[Нижний Новгород]], [[Самара]], [[Саратов]], [[Уфа]]. Объединяющим фактором служит непосредственный выход на [[Волга|Волгу]] или на её притоки, хотя транспортная роль этой водной артерии снизилась. Поволжский макрорегион выделяется полицентричностью и наличием крупных агломераций Нижнего Новгорода, Казани, Самары-Тольятти, что увеличивает емкость внутреннего рынка. Сочетание развитых обрабатывающих отраслей и нефтедобычи (особенно в Татарстане и Самарской области) обеспечивает более устойчивое развитие. Преимуществами также являются относительно развитая инфраструктура и более благоприятные условия для сельского хозяйства в южных регионах. На темпах экономического роста в большинстве регионов Поволжья сказывается внутреннее местоположение, не преодоленный спад состояния обрабатывающих отраслей и замедленный рост постиндустриальной экономики крупных агломераций из-за недостатка инвестиций. === Природные ресурсы === Приволжский федеральный округ в сырьевом отношении имеет достаточно чётко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике региона наибольший удельный вес в добыче минеральных ресурсов принадлежит добыче нефти и газа. В округе сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96 % от всех разведанных ресурсов страны), крупные ресурсы фосфоритов, цинка, меди, цементного сырья, серебра, золота, минеральных вод. В округе имеются небольшие месторождения никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля. Широко развито производство строительных материалов на основе ресурсов песка, глин, гравия и строительного камня. Топливные ресурсы представлены нефтью, природным газом, горючими сланцами, торфом. === Приоритеты развития экономики === * Развитие автомобилестроения, приборостроения и нефтехимии. * Развитие самолётостроения и точного машиностроения.
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы